Сети истории. Евпатория - Западный Крым

Ольга Сафронова Таганрог
Мозаика дней, отпускных, беззаботных...
Цветные картины... Событий поток.
Судьба нас хранила от скуки курортной,
Неведомых тайн приоткрыла чертог.

К нам вышел Волошин из библиотеки,
И дервиш кружился для нас в текие*...
Нам степь, приоткрыв воспалённые веки,
Явила безмолвно своё бытие.
А мы все стремились на запад, пытаясь
Добраться до самого края земли.
И кончилась степь,
На дыбы подымаясь
Обрывом.
У ног наших - море.
Пришли.
Стоим на краю,
А  под нами, как в храме,
Порталы и арки  растут из воды.
Там гроты морские полны чудесами,
Вдоль берега - скал-великанов ряды!
Величия полон край западный Крыма...
И трудно уйти - и остаться нельзя.

Назад, в Евпаторию, неумолимо
Ведет нас сквозь степь отпускная стезя.
И, кстати, возможно по той же дороге,
Тогда, в девятнадцатом грозном году,
Волошина кони несли, быстроноги,
Всю ночь напролёт, обгоняя беду,
И он на рассвете увидел мечети
И мачты закрытых в порту кораблей...
Как цепко история ловит нас в сети,
Назад отправляя вдоль памяти дней!

И вновь Старый Город... Идем от мечети
По улицам узким до самых Кенас**.
И всюду они - эти ловчие сети
Для душ неспокойных, внимательных глаз.
За дверью железной - Турецкие бани.
Хранят свои тайны...сказать не хотят. 
Там тихо... Лишь бабочки воспоминаний
Неслышно сквозь залы пустые летят.
Вот домик с табличкой: "Карай-Битиклиги"***
Как грустно, что яростный времени вал
Унес навсегда те бесценные книги,
Которые целый народ собирал.
Осколок хазарского каганата -
Народ караимов. Сквозь дни и века
Вновь прошлое тихо ведет нас куда-то,
И улица мимо течет, как река...
А рядом, в Кенасах, узорные тени
Рисует на мраморе белом лоза.
Здесь - арки, колонны, здесь белые стены,
А сверху, сквозь зелень, - небес бирюза!
Знак царства хазар был "нарыш" - плод граната,
Нарышкиных род - дал России Петра.
В сетях у истории - судьбы и даты,
А рядом - неведомого дыра,
И может недаром народ караимов
Всегда был в почете у русских царей?...
А время влечет нас неумолимо.
Все дальше...все мимо... быстрей и быстрей.
Вот - кончилась улица. Влево свернула.
Высокий фундамент. Крымчакский къаал****
Здесь был... был народ... Но война полыхнула,
И сгинул народ...и навеки пропал.
Культурой - татары, а сами - евреи,
Себя называли они - крымчаки.
И больше их нет, только стены белеют
Как кости... неслышно скулят от тоски.
Но дальше идем,  переулка изломом,
Он Ломаным назван - судьбы колея...
Шалит переулок, скрываясь за домом,
У дома - история тоже своя.
Владимир Высоцкий здесь жил на квартире,
А в Городе Старом снимали кино...*****
И кажется, бродят еще в этом мире
Герои, что жили и были давно.
А вот и Ворота - ворота Кезлёва!
Как феникс из пепла восстали опять.
И сколько же будем мы снова и снова
Ломать... после заново воссоздавать?******
Ворот было пять. И стена крепостная.
А сколько мечетей!... Времён жернова
Все вертятся, медленно перетирая
Остатки строений. И только молва
По-прежнему многое помнит и полнит
Канвою событий простор бытия.
И катятся тихие прошлого волны -
У каждого города сказка своя.

И у Евпатории сказок немало,
Но отпуск так короток - скоро домой.
Лежит на ладонях уже покрывало
Для прошлых событий у Клио самой.
Но снова, в Музее Ворот, на макете
Белеют мечети... И солнце встаёт
Над древним Кезлёвом... Там ловчие сети
Ткачиха-история тихо плетёт.

*)      - монастырь, храм дервишей
**)     - уникальный караимский храмовый комплекс, единственный во всей Восточной
          Европе
***)    - караимская национальная библиотека, просуществовала с 1916 по 1929 г.
****)   - молельный дом крымчаков, группы крымских евреев, издавна проживавших на
          полуострове и принявших татарскую культуру, разговаривавших на диалекте
          крымско-татарского языка.
*****)  - в 1972 г. в Евпатории проходили съемки фильма " Плохой хороший человек"
         (по повести А.П.Чехова "Дуэль")
******) - Крепостные ворота, простояв почти пять столетий, в 1959 г. были
          разобраны (для улучшения проезда транспорта). В 2003-2004 гг были
          восстановлены.

Большое спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать мою маленькую поэму до конца!

На фото: макет средневекового Кезлёва