Эссе о живописном творчестве Я. М. Стухли

Ян Стухли
Вступительная речь по случаю открытия вернисажа живописи „в краю цветов”
ЯНА МИХАЛА СТУХЛИ
Магистр истории искусства  Кристина Пшибыславска
 Несколько слов от творчестве  Яна Михала Стухли

 О ХУДОЖНИКЕ ...

О… ХУДОЖНИКЕ...

ХУДОЖНИК ...

Ты рисуешь ... МИР. .. ИНОЙ
нереальный
Тебе ... можно

Рисуй ... семь дней
ЛАЗУРЬЮ ... ПИКАССО

Рисуй ... ЖИЗНЬ ... коротким и бедным ..
ЖЁЛТЫМ цветом ПОДСОЛНЕЧНИКОВ
Ванн Гога

Рисуй ... тепло ТАИТИ
в ПАЛЬМАХ полутеней ...
ГОГЕНА

Рисуй ... вихрями ПЕЧАЛИ
тёмным КРИКОМ ПРИРОДЫ
МУНКА

Рисуй ... многоцветно ...
капай краской ПОСТИМПРЕССИОНИСТОВ
ЦЫБИСА
Рисуй .. ЗАВТРАК на ТРАВЕ...
Зеленью 
МОНЕ
Рисуй ... настроением музыки
ШОПЕНА и ГРИГА
Рисуй СЛОВАМИ ... всех ПОЭТОВ ...
и
признай ... кроме БОЖЬЕГО ... МИР ТВОРЦОВ

ВСЕГДА НЕОКОНЧЕН!!!

Ян Михал Стухли

           Нет пророков в своем отечестве, мало кому удаётся быть замеченным, не говоря уж о достойной оценке и признании. В собственном городе, на своей территории, в обществе, которое уже наделило всех соответствующими ярлыками, трудно заметить ценность, настоящее значение и значимость людей, которых мы часто видим на улице, которых мы уже разложили по полочкам.
Мышление о ком-то настолько знакомом, будничном и „ежедневном” иначе  приходит с трудом или вовсе не выходит. Мышление требует усилия, а мы, особенно сейчас, стараемся этого избегать. 
Мышление об искусстве – более высокого порядка – требует дополнительно элементарных знаний или художественного чувства, без которого нельзя установить связи с творцом, вникнуть в пространство его воображения, понять смысл и значение его произведений и подумать над ними.
       Что ж такого необыкновенного может содержать в себе стихотворение или картина моего соседа или школьного знакомого, коллеги по работе, чтобы я тратил время на размышление, проникновение и анализ этих произведений? Разве это искусство?
Ведь это несерьёзно…  так чаще всего думает зритель, определенным образом освобождая себя от обязанности определить свое отношение к случившемуся  факту, от размышления. 
Большинство людей удовлетворяется легкоперевариваемым культурным месивом, которое подается им средствами массовой информации, им жаль времени на подлинное участие в художественной деятельности, им жаль времени на посещение театра, на выставки, на чтение.
Очень жаль, что исчезает спрос на личный контакт с искусством и настоящие знания о нем; ведь даже страницы читаемой книги можно переворачивать виртуально и слушать, занимаясь тем временем всем чем угодно. 
      Художник - посредник между человеком, лишённым возможности и инструментов, которые позволили бы ему заметить, увидеть и понять произведения, превосходящие повседневность, не умещающиеся в рамках обычной, и их смыслом и значением. Он помогает увидеть не заметные до сих пор вещи, он учит вслушиваться в неслышимое. Художник – это проводник и переводчик в чужих странах воображения, метафизики смысла и бессмысленности, языка которых не понимает обыватель.

Ян Михал Стухли также выполняет эту миссию в своей „второй жизни”, которую ведёт в течение многих лет, постоянно находясь в поиске новых выразительных средств, в которых поэзия переплетается с художественными формами,  где слово и форма одинаково важны и равно красноречивы.         
В его творчестве можно выделить постоянно возобновляющиеся или присутствующие мотивы и символы, размышления и мысли.
Слова для него - материал, который кажется более лёгким в обработке и понимании, но парадоксальным образом могут затемнить действительные мысли, обращаясь к воображению не всегда понимающего читателя.
Штрих и цвет, особенно на службе реалистических представлений, тоже не всегда приводят к желаемому прочтению намерения творца.
Однако иногда зрителю удается понять, в какой-то частице, во внезапном  проблеске сознания видение, сопровождающее художника, рисующего растрепанные ветром, одинокие деревья, или пылающие желтизной поля со зрелыми колосьями, или часовни в заботливом окружении деревьев… 
   
   Ян Михал Стухли возвращается к нескольким мотивам чуть ли не навязчиво, их частое присутствие велит нам догадываться о том огромном значении, которое художник им придает.
Выбирая мотив пейзажа, художник уже как бы высказывается; одинокое дерево, покосившаяся деревенская хата и наконец, одинокое огородное пугало – это одиночество каждого из нас, не всегда даже осознаваемое.
         
 
Человек одинок в этом мире.
Он игрушка, частица, пылинка, уносимая любым дуновением. 
Часовенка – это оплот, она даёт чувство осмысленности и безопасности, она здесь всегда стояла и стоять будет, когда мы исчезнем.
В течение многих лет творчества, „Как настоящий поэт, Ян Михал Стухли встречается и ведёт мудрые беседы со смертью, которая является тире во временности, для того, чтобы продолжать вечность” – написал Визар Жити, в предисловии к сборнику „La grande reportage”, в который вошли стихи нашего автора в переводах на три языка. 
Заглавия такие, как „Бывание”, „Когда нас уже не будет”  , „Жизнь”, говорят о преходящем, задают вопрос о смысле жизни; другие - как „Музыка” - говорят о том, как Ян Михал Стухли классифицирует и оценивает разные виды искусства.
Заглавное стихотворение „La grande reportage” – это как бы автобиография человека со смиренным сердцем, это финальный рассказ.
Наряду с этими экзистенциальными, философскими картинами существует целый ряд ясных пейзажей, цветов и плодов, нарисованных, чтобы воздать хвалу миру, природе и её плодам, чтобы радоваться  им и наслаждаться их цветом, фактурой и формами.


Целая серия пастишей картин известных художников – ван Гога, Мальчевского, Кокошки, Модильяни -  свидетельствует об увлечении и глубоком знании истории искусства.

Интересны и «автопортреты» по образу и подобию оригиналов. 

Большое впечатление производят изображенные в разных антуражах стаи ворон над золотистыми нивами, напоминающие нам о гениальном самоучке, больного жизнью ван Гога, отнявшего ее у себя именно в такой оргиастически колоритной мизансцене.

Особенно трогательны фигуры „Пугала и Пугалы”, одиноко стоящие в поле; это может быть каждый из нас, самодовольный обыватель, в центре беспредельной действительности.
 
   Стоит познакомиться ближе с творчеством этого небанального человека, нашего соседа, прохожего, коллеги, школьного приятеля…, которое может оказаться поддержкой и убежищем в трудных моментах жизни, раскрыть и показать ее с другой перспективы, указать новые способы и возможность пройти свой путь к последнему, но уже не такому страшному, краю.   

ВЕРНИСАЖ  в Замке Пястов в Рачибоже

Самая БОЛЬШАЯ ..... МЕЧТА
Видение
СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ

КАРТИНА .... КАРТИН

ПРОИЗВЕДЕНИЯ .... ещё не нарисованного
НИКЕМ и НИКОГДА

Успокаивающий звук тишины
САЛОНОВ ИСКУССТВА...МУЗЕЕВ
ЖАЖДА свершения "ТВОРЧЕСТВА"

Художник, Рисовальщик, График
создаёт ... "ЭТУ КАРТИНУ ГРЕЗ"
он одевает ее в тонкие цвета и формы ...

 Жемчужина Готики
Замок Пястов в Рачибоже

20 НОЯБРЯ 2012 г.

в своих покоях представляет достижения

                художника

Яна Михала Стухли из Рачибожа

этот странный современный

АКТ...ИСКУССТВА…..