О Прометее и цепях законов

Шолохов Виталий
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» имеет подзаголовок «Второй Прометей». Именно это второе название раскрывает содержание романа и ту его глубину, которая дала этому произведению интригующую известность. Автор имела целью написать не книгу ужасов, а проникнуть в сущность главной тайны Природы – создание Человека. Главный герой романа демонстрирует это в своей лаборатории, где он использует еще мало известное в те годы электричество.

Роман был издан в 1818 году. Это было время, когда отшумели великие демократические революции в Европе и Америке. Это были после Наполеоновские годы с их разочарованиями и годы больших надежд на научный и технический прогресс. Это были годы Романтизма в Искусстве и годы провозглашения Деклараций о вободе и равенстве на всех уровнях. Предыдущий период в литературе, именуемый «классика», жил в единстве слова, знания и морали. Однако, жизнь в мире «готовых слов» препятствовала постижению мира и вообще разделяла человека и природу. Стало казаться, что нормативность жизни мешает человеку реализовать свою свободу. Но пропасть между бытием и культурой можно устранить только с помощью все тех же, но иных, слов и новых книг, в которых веь мир выступил бы как новый текст. За разрешение этой задачи взялся Романтизм – литературный жанр, который так и обозначился в критической литературе как «жизнь в форме книги».

Подлинность бытия лежит в его единстве и в его истоках. Еще в давнишние столетия завоеваний Александра Македонского величайший философ и ученый всех времен Аристотель путем детального конкретного анализа бытия нашел его первые причины: материя, энергия, форма и цель. Самое интересное, что ему удалось установить, это то, что только те объекты природы, которые имеют внутреннюю цель, имеют возможность существовать и совершенствоваться.  Если же цель ставится кем-то или чем-то как внешнее принуждение, то эта цель в действительности может превратиться в свою противоположность и оказаться направленной против тех, кто поставил ее и боролся за ее осуществление. В литературе описано много подобных историй. Как раз роман Мэри Шелли «Франкенштейн» рассказал нам о том, что оживление трупов превращается в орудие смерти и, прежде всего, тех людей, которые были близки и любимы изобретателю. Другой пример. Замечательное достижение ученых всего мира по делению атомов радиоактивных веществ превратилось в орудие массового уничтожения. Даже мирное использование атома иногда выходит из под контроля и угрожает здоровью людей. И постоянно над всем человечеством «висит» угроза полного самоуничтожения.

Но еще во времена «Просвещения» появились философские идеи о безграничных возможностях человека, который с помощью науки может проникнуть в тайны бытия и стать властелином природы. Человек решил подняться до уровня богов. Человек стал подражать богам. Прометей – тинан-богоборец древнего мифа, как известно, подарил людям огонь. И как известно, огонь имеет два источника – вулканы и молнии. В первичном океане Земли вулканы создавали различные концентрации минералов. А молнии, которые попадали из облаков в воду, создали те первые химические соединения, которые дали начало появлению Жизни на Земле. Так утверждает современная наука. На эволюцию живого от этих первых соединений до человека потребовались миллиарды лет. Воображение изобретателя может сжать эти годы в краткий миг. Так кажется. Но, в каждое мгновение движения к цели объекта /а точней, субъекта/ стремление к цели сдерживается совокупностью ограничений. Этот научный факт Кибернетика доказала совсем недавно. Одно из этих ограничений есть иерархическое строение Универсума. А уровни бытия «вызревают» последовательно. В этом суть «Метаэволюции», теорию которой развил совсем недавно Сергей Николаевич Гринченко. Его книги открыты в Интернете для всех желающих познакомиться с этим выдающимся достижением науки наших днй. Любопытно, что, по мифу, Гефест, который занимался тем, что ковал оружие и следовательно использовал огонь, приковал Прометея к скале. Почему и зачем? Ну, конечно, Прометея можно рассматривать, как конкурента по бизнесу. Во вторых, это как бы была воля Громовержца – известно, что гром там где молния. В третьих, Бог, создавая человека, не планировал, чтобы человек превзошел его по способностям и возможностям. Поэтому он мог дать прямое указание по пресечению самоволия. Но главное это то, что огонь есть основа научно-технического прогресса, это не внутренняя цель жизни. Наука это порождение сознания и использования его уже для заданных целей. Что может приводить к самоуничтожению. А Бог не злонамерен и хотел бы упредить вред. Но жизнь уже вышла из под контроля и стремится к созданию вечных роботов на основе нанотехники, то есть наиболее развитой науки и технологии.

Таким образом, пласт мифологии лежит глубже пласта романтической литературы. Мифы содержат в себе мир прообразов, в которых единство есть нерасчлененное бытие и сознание, тождество бытия и слова. Романтика – красивое слово. Но как сказал замечательный учитель литературы Давид Реден, кроме прекрасного в искусстве, оптимизма и экспатриотизма в обществе, идей свободы в политике, Романтизм узаконивает использование наркотиков, свободные сексуальные отношения и другие свободные нравы, супернатурализм и другие «свободы». И в результате, декларация о естественных правах и свободе человека не только приводит к желаемым целям, но и проскакивает дальше, угрожая нормальной жизни людей. И вполне естественно, что на пути Романтизма появилось новое ограничение – «Нигилизм». Затем на пути научно-технического прогресса встали глобальные проблемы защиты и сохранения окружающей среды – новые ограничения. А изобретателей новых радикальных способов «использования» огня «заковали в цепи законов». И таким путем «проб и ошибок», осторожно, ползком и крадучись человечество продвигается вперед. И каждому, кто пытается изобрести нечто необыкновенное, люди говорят «Не навреди!».

2012-11-18