Вячеслав Назаров

Газета Бук
        "Пусть жизнь нам
                только раз
                дана.
                Она
                становится бессмертьем,
                когда работе ;
                мало дня,
                когда дыханью ;
                мало ветра,
                когда тревожат
                ширь и высь,
                когда
                твои дела и чувства
                приобретают
                четкий смысл
                горенья,
                творчества,
                искусства".
                Вячеслав Назаров

   Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько людей ходит по нашей планете? А сколько их прошло за всю историю человечества? Цифра невообразимая! Они общаются,взаимодействуют, влияют друг на друга. Некоторые рождаются и умирают в безвестности. Другие оставляют после себя след. А ведь каждый из этих людей  - целый мир, со своими законами, особенностями, воспоминаниями, идеями. Каждый человек ценен. Тем обиднее становится, когда мы живем на одной земле с талантливыми поэтами, писателями,художниками, и зачастую даже не подозреваем об этом. И хочется рассказывать о них всем (и рассказывать не один раз). Поэтому сегодня я напишу о Вячеславе Назарове - замечательном красноярском поэте и писателе.
   Творчество Вячеслава Назарова представляет для меня не только эстетическую, но и личную ценность. С ним меня познакомил отец, когда я была еще подростком. Иногда невзначай он предлагал мне то повесть Назарова, то еще целую книгу, то декламировал его стихотворение. А я с интересом впитывала каждый образ, каждое настроение, каждое слово. Сначала была "Легенда". За ней - сборник стихов Вячеслава Назарова. Затем  "Бремя равных", "Восстание супров", "Силайское яблоко". И снова стихи, много стихов. Стихи мне нравились больше всего. Они находили отклик в моей душе, словно были написаны именно для меня, словно обращались к той сокровенной моей части, которая была еще не осознанна и только начинала пробуждаться. Некоторые из них я до сих пор помню наизусть. "Очень современные", - думала я тогда. И была не так уж далека от истины. Вячаслав Назаров умер в 1977 году 20 июня, всего за несколько лет до моего рождения. Сегодня, в 2012 году, ему
исполнилось бы 77 лет.

* * *

   Вячеслав Алексеевич Назаров родился в Орле 22 сентября 1935 года. Его отец  - Алексей Иванович Назаров (1900-1980) происходил из орловских крестьян. Он учился на рабочем факультете, закончил Тимирязевскую академию, занимался организацией сельского хозяйства, во время Великой Отечественной войны штурмовал Перекоп. Мать  - Анна Михайловна Назарова (1908-1989) - была учительницей начальных классов, но из-за тяжелой болезни в 1941 году больше не могла работать. Из-за той же болезни маленькому Вячеславу с матерью пришлось остаться на занятой фашистами Орловщине (д. Желябуга), в то время как отец ушел на фронт. Шестилетний мальчик на своей шкуре испытал ужас фашистской оккупации. События, происходящие с нами в детском возрасте, впечатываются в память на всю жизнь. Вот и Вячеслав Назаров, будучи уже взрослым, не раз возвращался к военной тематике в творчестве. В своей автобиографии Вячеслав Назаров написал: "Я до сих пор по ночам просыпаюсь от лая овчарок, которых натравили однажды на меня пьяные эсэсовцы. И сейчас иногда в сгорбленном дереве мне чудится виселица, а в стуке дождя  – пулеметные очереди. Русский полицай стрелял в меня, а немец шофер спас от пули. Мне было шесть лет, и я учил взрослую науку ненависти и любви, не знающую ни полумер,  ни полутонов".
   5 августа 1943 году Орел был освобожден от оккупации, и с первыми советскими войсками вернулся отец. А уже в сентябре того же года Вячеслав Назаров пошел в школу, которая располагалась в подвале разрушенной Орловской областной больницы. Занятия в ней не прекращались даже во время авианалетов. В школе начались первые литературные и публицистические опыты: стихи, рецензии на фильмы, рассказы.
   В 1953 г. с золотой медалью окончив школу, Вячеслав Назаров поступил в Московский Государственный Университет на факультет журналистики.
   В годы учебы в университете он участвовал в литобъединении поэтов МГУ, много читал, хорошо знал зарубежную и русскую литературу конца ХIX - начала ХХ века, поглощал в невообразимых количествах труды разного рода философов и импрессионистов. Они-то, по словам Назарова, и открыли ему дверь в поэзию. Конечно же, он много писал и сам. Студенчество  - время идеалов и романтизма, время максимализма и крайностей, время бунтарства. Поэтому так разнятся темы его стихотворений. Среди них есть посвящения художникам, музыкантам и стихи о войне, стихи о любви и политические стихи. В 1953 году умирает И.В. Сталин, и в СССР начинается хрущевская оттепель. Как реакция на эти события, как попытка осмыслить происходящее в стране, в 1956 году появляется поэма "На грани"  достаточно смелая для того времени. Несколько строк из нее:

"И мы учились,
          лгать, не веря,
как все, -
согласно директиве,
и крепкий домик
          с толстой дверью
считать, как все,
          мечтой красивой.
Весь мир машин,
          цветов,
и стали
11Биография
для нас
          был школой фарисейства.
Мы научились быстро –
                «Сталин!
Спасибо Вам
за наше детство!»"

   После окончания университета в 1958 г. Вячеслав Назаров приехал в Красноярск и был направлен на только что созданную студию телевидения. Работал редактором, режиссером. В 1961 Назаров получил должность режиссера кинокомплекса краевого телевидения. Он много путешествовал по Красноярскому краю, снимал документальные фильмы о Сибири и живущих в ней людях. Даже такая сухая на первый взгляд отрасль, как документалистика, позволяла ему оставаться поэтом: кадры кинохроники часто сопровождались стихами Вячеслава Алексеевича. И, наверное, поэзия для него была всюду, потому что была - в нем. Он писал: "Я проплыл по Енисею до Полярного круга, был в Эвенкии, на юге, где в голубой чаше Саян лежит удивительная и загадочная страна  – Тува. Я был на строительстве дороги Абакан-Тайшет, видел каменных идолов в степях Хакасии и фантастически огромные корпуса Ачинского глиноземного завода. Сибирь по-новому прочитала мне Блока и открыла оглушительную простоту Пастернака. В таежных кедрах пела скрипка Паганини, и сквозь кержацкие села сквозил неистовый штрих Гойи..."
   В 1959 году увидел свет сборник-самиздат, который сделал коллега Вячеслава Назарова по студии. Сборник назывался "Сирень на камне" и состоял в основном из стихов, написанных Назаровым в студенческое время. Но кроме этого в него вошли стихи, посвященные первым впечатлениям от Сибири. А в 1960 году в Красноярском книжном издательстве вышла уже первая отпечатанная его книга  - сборник стихов "Сирень под солнцем". Благодаря редакторам и цензуре, из представленной в издательство объемной рукописи получилась маленькая книжечка - всего 21 стихотворение. О своей первой книге Вячеслав Назаров отозвался так: "Наверно, было в ней много чуждого и наносного, но за главный тезис  «Сирени»  - мотив творчества  – я буду бороться всю жизнь. Я безмерно, безвозвратно убежден в способности искусства преображать действительность, и в не меньших, чем у науки и техники, возможностях для этого." Эта идея о невероятной, почти материальной силе искусства часто появляется в его стихах. За эту идею стихи Вячеслава Назарова были раскритикованы в пух и прах еще во времена его учебы в университете, на очередном собрании ЛИТО. Однако это не помешало поэту быть верным этой идее на протяжении всей своей творческой жизни. В "Скрипаче", в "Мы вечно кого-то славим...", в "Дороге снов", и во многих других его стихах эта тема, так или иначе, затрагивается.
   Следующим за "Сиренью под солнцем" был сборник "Соната" (1964г.). Он получил свое название в честь "Лунной сонаты" Л.В. Бетховена. Этот сборник делался трудно. Хрущевская оттепель заканчивалась, цензура становилась строже, поэтому сборник подвергался многочисленным редакторским правкам. В конце концов, книга все-таки состоялась, но тоже вышла совсем не такой, какой хотел бы видеть ее поэт.
  Стоит сказать о публицистической лирике Вячеслава Назарова. Первая публицистическая поэма была напечатана еще в 1959 году. Сибирь в те годы активно строилась. Со всех концов страны приезжали молодые, энергичные, охваченные жаждой деятельности люди. Вячеслав Назаров на волне этого всеобщего воодушевления создает поэму "Земные звезды", посвященную строителям Красноярской ГЭС. В ней строитель ставится на один уровень с Прометеем, подарившим людям огонь -  с героем легенд и мифов. Но, в отличие от мифических героев, назаровский герой не стоит на пьедестале, увитый лаврами и цветами. Это герой иного рода  он преобразует жизнь, созидает, приносит людям свет, будучи при этом простым рабочим человеком:

"Таким не надо
статуй куцых.
Их слава без того крепка
в крылатых контурах конструкций,
как будто рвущихся
в века.
И над рекою синегрудой
когда-то,
через много лет,
как миф,
расскажут быль о людях,
зажегших звезды
на земле".

   Поэма "Земные звезды" была опубликована в июне 1959 года в газете "Красноярский рабочий", а затем вошла в сборник "Сирень под солнцем". Но образ рабочего-героя встречается и в более поздних его работах. В 1964 году, в год открытия Красноярского алюминиевого завода в сборнике "Соната" и позже, в сборнике "Енисейский меридиан" в 1967 году, публикуется поэма Вячеслава Назарова "Я вижу крылья". "Героям первого красноярского алюминиевого завода" - гласит посвящение. Пролистаем ее:

"Герои приходят из буден.
С мечты
начинается старт.
Я вижу -
обычные люди
склонились над кипами карт.
Негромко и буднично споря,
как лучшую песню
поэт,
обычные люди готовят
грядущего мира
проект".
или:
"Есть алюминий!
Звук
яростно нарастал,
силой горячих рук
камень плавя в металл.
13Биография
Есть алюминий!
Есть
счастье несущий труд.
Значит,
отныне здесь
крылья страны куют".

   Читая эту поэму, невольно заражаешься ее торжественностью. Теперешние скептики скажут: "Пафосом". А тогда была - радость. Радость сопричастности, радость первого шага на огромном пути, радость присутствия у истоков нового и большого. Это была радость "творенья миров".
  В сентябре 1965 года Вячеслав Назаров участвовал в семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Чите. Вместе с некоторыми другими авторами он был рекомендован приемной комиссии Союза писателей РСФСР, и в феврале 1966 года был принят в СП СССР. Все это время он не прекращает работу на телевидении: продолжает ездить по Сибири, снимать. За документальную ленту "Память" Назаров был награжден дипломом I степени Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Документальные фильмы о Сибири, в создании которых он принимал участие, были показаны по центральному телевидению.
  Но уже в 1967 году Вячеслав Назаров прекращает свою работу в студии и полностью отдает себя писательской деятельности. Вместе с группой молодых писателей Сибири и Дальнего Востока Назаров принимает участие во встречах с читателями в Москве, Архангельске, Вологде, Череповце, Севастополе, руководит секцией поэзии в семинарах молодых писателей края, принимает участие в "Енисейских встречах", работает в редколлегии журнала "Енисей", и, конечно, встречается с читателями: в школах, на заводах, на стройках края. В 1968 году выходит третья его книга  - "Формула радости", в которую вошли философские и публицистические стихи. В этом же году за стихи из сборников "Соната", "Формула радости", "Сирень под солнцем" Назаров становится лауреатом премии Красноярского комсомола. И, конечно, не перестает писать.
  В это время Вячеслав Назаров начинает осваивать сферу научной фантастики. В 60-70х годах фантастика была довольно популярна в СССР не только среди читателей, но и среди авторов. Она меньше подвергалась цензуре, и, благодаря языку метафор и аналогий, позволяла писателю сказать больше. В завуалированной, а иногда и в достаточно открытой форме фантасты поднимались проблемы советского общества и государственного устройства.  Первый фантастический рассказ Назарова был опубликован в журнале "Енисей" в начале 1968 г. Он называется "Нарушитель". В этом же журнале, но уже в 1968 г. публикуется повесть Вячеслава Назарова "Игра для смертных". В 1970-71 г. он пишет повести "Синий дым" и Двойное зеркало". Элементы фантастики есть и в стихах Вячеслава Назарова: Поэма Атлантида", стихотворение "Край земли" (отрывки из которого встречаются в рассказе "Нарушитель"), стихи "Скажите людям, все скажите", "Двадцатый век - крылатый век ракет..".
   В 1969 г. в Красноярске вышла книга "Дорога памяти"  - сделанная Вячеславом Назаровым литературная запись воспоминаний подполковника запаса И. Сенкевича о боевом пути 17-ой Гвардейской Красноярской стрелковой дивизии. В 1975 г. книга была переиздана под названием "Красноярская гвардейская".
  В июне 1972 года Вячеслав Назаров перенес тяжелую операцию на сердце. Оперировал поэта известный сибирский кардиохирург Юрий Иванович Блау  - волшебник, подаривший Назарову еще несколько лет жизни. А вместе с ними  - возможность еще несколько лет работать и быть с близкими людьми. Из воспоминаний Вадима Федорова: "Слава мне рассказывал о некоторых подробностях этой тяжелейшей страницы его жизни - операции на сердце. Талантливо сделав ее,  - сложную и долгую,  - усталый до изнеможения хирург, сбросив маску и халат, тотчас же уехал в командировку. Неотложную, обязательную. Вернувшись через несколько дней, он сразу же - чуть не с самолета - появился в палате, где лежал Назаров. Склонившись над голавой, строго спросил: "Ты почему это вдруг жив? Ты же должен был умереть..." Что это?Черный юмор циника-хирурга? Да нет же! Нет! Тут радость победы. Радость жизни. И Слава эту шутку понял так как надо: ведь он смотрел в глаза врача -они были счастливые."
  После операции Вячеслав Алексеевич оставляет любую деятельность, кроме творческой. Теперь все время он посвящает тому, чтобы успеть написать то, что должно быть написано. И первой появляется пронзительная "Поэма ножа", посвященная Юрию Блау.
Назаров пишет:

"Ты над жизнью
ножа прямей.
Среди радости и беды
ножевой прямоте своей
никогда не изменишь ты.
Потому, как на правый суд,
люди горе к тебе несут:
доверяют люди сердца
тем, кто искренен до конца!"

  Человек, который максимально честен перед собой, максимально преданный своему делу, работающий на совесть и часто - на износ, описывается здесь. Таким он видел Юрия Блау. Таким же был сам Вячеслав Назаров. И в "Поэме ножа" он ставит себя, поэта, рядом с кардиохирургом, а острие скальпеля - рядом с острием пера:

"Мне бы так вот стихи писать:
чтобы тонкие нити слов
помогали людям дышать,
как на раненом сердце - шов.
Вдохновением правит добро,
и доказывать нет нужды,
что твой нож и мое перо
рождены от одной руды".

  В 1972 году в Красноярске выходит первая фантастическая книга Вячеслава Назарова "Вечные паруса". Книга понравилась широкой публике, на нее появились положительные отклики. Он продолжает работать. Для того чтобы расширить географию своих читателей и выйти на уровень страны, он отправляет рукопись в издательство "Молодая Гвардия". В то время там была единственная в стране редакция фантастики.
После переписки, которая затянулась на целых три года, Вячеслав Назаров получает отказ, но не опускает руки. Повесть "Двойное зеркало", которая затрагивает проблемы взаимодействия и понимания двух видов разумных существ  - дельфинов и людей, превращается в роман "Зеленые двери земли" (другое название - "Бремя равных"). Пишутся повести "Восстание супров" и "Силайское яблоко". В проекте - повесть "Слепая чайка".
  В 1973 году выходит его поэтический сборник "Световод", состоящий из двух частей - две небольшие книги в бело-красной бумажной обложке.
  В 1974 г. на основе документов и воспоминаний ветеранов Вячеслав Назаров пишет публицистическую повесть "Добрая воля Сибири". Повесть рассказывает о воинах-сибиряках 78-ой добровольческой коммунистической бригады, в Великую Отечественную Войну, служившую в составе 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса. В
1975 г. к 30-летию Победы повесть была издана в Красноярске и в Москве в сборнике "Особые добровольческие" издательства "Советская Россия". Повесть получила мужество отзывов. Ветераны и родственники отправляли письма Вячеславу Назарову со всех концов
страны.
  В 1975 году, после смены руководства редакции фантастики в "Молодой гвардии", Назаров вторично посылает "Зеленые двери земли" в издательство. Рукопись принимается к изданию.
  В 1976 году Назаров принимает участие в работе Всесоюзного совещания писателей-фантастов в Москве. В этом же, 1976 году в издательстве "Молодая гвардия" выходит сборник "Зеленый поезд". В нем, среди других сибирских фантастов, можно увидеть имя Вячеслава Назарова и его рассказ "Нарушитель".
  Между тем, здоровье Вячеслава Назарова ухудшается. Друзья устраивают его в институт кардиологии в Обнинске, но врачи уже ничего не могут сделать.
  20 июня 1977 года в возрасте 42 лет Вячеслав Алексеевич умер. Его могила по сей день находится в городе Красноярске на кладбище Бадалык.
  Роман Солнцев: "Первая книга стихов его называлась   «Сирень под солнцем».   Это была небольшая, с ладонь, книжечка, полная наивных,  влюбленных  в свет до самозабвения, энергичных стихов. Они завораживали, они били по дыханию, они слепили… И вот  -   мы хороним его,  и цветет  сирень, которую он так прекрасно  описал. Лиловая, как вены, как закусанные в страсти  губы. Розовая, как вечернее небо.  Зеленая, как глаза любимой женщины.  Магическая, пышная, холодная, молодая сирень. Она свисает с заборов, она заваливает асфальт перед нами, она остается  по правую и по левую руку  -  мы  несем Славу Назарова по улицам Красноярска, забитым сиренью. Она пахнет сладко, до удушья, словно прощается... Теперь навсегда сирень  останется для  меня деревом Вячеслава Назарова. И сколько она будет цвести на красноярской  каменистой  земле  -  столько мы вспомним о нем и обнажим  головы. А она будет цвести всегда…"
   В 1978 году, уже посмертно, в Москве в "Молодой гвардии" вышла его книга "Зеленые двери земли", а в Красноярске - "Бремя равных". После смерти писателя его повести, рассказы и стихи переиздавались еще несколько раз  - в сборниках и отдельными книгами. На сегодняшний день в Красноярске функционирует клуб любителей фантастики, носящий такое же название, какое носила первая его прозаическая книга: "Вечные паруса", а 8 ноября 2011 года состоялся одноименный фестиваль фантастики. Проводятся вечера его памяти.

* * *

   Сегодня, через 35 лет после его смерти, мне сложно представить, каким он был человеком в обычной жизни, как одевался, как разговаривал, как работал. Но то, что он хотел казать, осталось в его стихах и повестях, в его фильмах. Оно здесь, в кинолентах, в подшивках из журналов, на экране монитора, на полке в библиотеке. В его  - будущем, а в нашем - настоящем. Пусть и в разное время, но мы ходили с ним по одним улицам, дышали одним воздухом. Он писал стихи, которые стали частью моей жизни. Орловчанин и сибиряк.   Журналист и телеведущий. Отец и муж. Слава  - для друзей и Вячеслав Алексеевич  - для студентов и коллег. А для меня - Вячеслав Назаров. Мой любимый поэт.

Послесловие.

Не совсем верно будет считать меня автором этой статьи. Я выполняла работу скорее составителя, т.к. статья, по сути, является сборником отрывков из биографий, воспоминаний современников, и - совсем немного - моих собственных впечатлений от творчества Вячеслава Алексеевича. Необходимо сказать спасибо тем людям, которые прямо или косвенно работали над этой статьей.

Моему отцу - за то, что пробудил интерес во мне к творчеству этого человека.

Владиму Михановскому,
Владимиру Шанину,
Вадиму Федорову,
Роману Солнцеву - за полные теплоты воспоминания о Вячеславе Алексеевиче.

И самое главное, большое спасибо необходимо сказать Юлию Назарову за создание и поддержку официального сайта Вячеслава Назарова (http://nazarov.ontheweb.nl/), на котором отражена биография, стихи и проза этого замечательного автора; а также за разрешение использовать в статье фотографии из семейного архива.

                Автор статьи: Оксана Горошкина