Два ударных слога подряд

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/11/03/5032

В прошлой статье мы подробно разобрали ситуацию нескольких подряд идущих безударных слогов, которые в метрической системе стихосложения образуют безударные стопы – пирихии (00) в двусложных ритмах или молоссы (000) – в трехсложных. 
А что происходит, если в нашей звуковой схеме встречается два (крайне редко- более) подряд стоящих ударных слога (11)?

Напомню, что в русском языке в каждом слове – только один слог ударный, остальные – безударные. Исходя из этого сразу напрашивается вывод: ситуация появления в схеме 11 должна нас насторожить. Она  может возникнуть только в двух случаях:

1. Не совсем корректной записи стиха – строка заканчивается мужской рифмой (мужская –с ударением на конце слова), а далее идет следующая строка, которая (так уж совпало!) начинается с ударения на первом слоге. И тут неважно какой длины (по количеству стоп) следующая строка – структура строк  может быть и разностопной, важно, что это – следующая строка (правильнее – «стих») и при прочтении требуется пауза.

На дорогах гладь,
тишь,
а в висках стучит
боль.
Ты уже давно
спишь,
на моих губах
соль.
00 10 1
1
00 10 1
1
00 10 1
1
00 10 1
1
Разве я смогу
так
обрести в душе
рай?
Разве этот мир
враг,
если в сердце жив
май?

Четные строки здесь  выведены автором в другую строку (мужская концовка хорея, имеющая вид одного слога - 1), потому что строка вида «на дорогах гладь, тишь – 00 10 11) имела бы два подряд фонетических ударения. Произнести такое можно только в единственном случае – если сделать паузу перед словом «тишь». А что такое «стих» ? Это -  часть текста стихотворения, после прочтения которого автор предполагает  сделать остановку  при прочтении. Именно поэтому запись этого стихотворения в виде  разностопного хорея – самая правильная.

2. Вторая причина появления группы 11.. – это случай, когда фонетическое ударение одного слова стоит на его последнем слоге, а следующее за ним слово имеет фонетическое ударение на первом слоге, при этом, одно из этих ударений еще и Икт (сильная позиция стиха). Если фонетическое ударение стоит ПОСЛЕ ИКТА – это не так страшно: все слово  произнесется нами безударно, слившись с следующим словом. Это тоже не совсем хорошо, но… еще не проблема:

Всё пройдет! « Будет день – будет пища…»
001 001 001 0
(здесь дважды слово «будет» –целиком попало в безударную зону стопы 001 и потому это – значимое!-  слово произносится полностью безударно)

А вот если автор поставил слово с ударением на последнем слоге ПЕРЕД ИКТОМ то у него непременно возникнет проблема. Два Икта подряд нам не произнести – потребуется или пауза (уход на другую строку или насильственная цезура), или ударение само – автоматически - сместится при прочтении на другой слог и слово произнесется неправильно. Последнее – РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ. (Примеры – далее!)

Если вы почитаете учебники приличных теоретиков стихосложения (а себя я к оным не отношу!), то вы узнаете много интересного про каждую разновидность ритмического сбоя – они по разному называются в разных ритмах (двухсложных, трехсложных или в пеонах) ритмический РАСПАД УДАРЕНИЯ (несовпадение ритмического ударения с фонетическим), ритмический ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ (та же проблема, но для трехсложных ритмов, где есть еще и дополнительное – полусильное ударение), РАСПАД УДАРЕНИЯ В ТРЕХСЛОЖНЫХ и пр..

Я как Чайник по жизни, уже много раз эти учебники  прочла и даже (вроде бы) все поняла, но запоминать термины и правильно отнести ритмическую ошибку к нужной разновидности – это увольте! И лень, и требует дополнительного напряжения мозгов, которые я предпочитаю направить на более нужные мне дела. Я не теоретик, а практик. А практику нужно одно – увидеть в странности получившейся ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ  стихотворения знаки, указывающие на возможную ритмическую ошибку (если ее по какой-то причине не замечает слух).

Зачем мне эта головная боль? Например, я участвую в конкурсе или (совсем обнаглела!) хочу издать в бумажном переплете свои «шедевральные» стихи, отчего мне не хотелось бы, чтобы понимающие в поэзии люди ткнули пальцем на мою поэтическую необразованность. В этом случае приходится быть бдительным – проверить ритм своих  стихов перед их публикацией или подачей на серьезный конкурс.

Какие бывают странности схем (помимо лишних нулей – безударных стоп - которые, как мы уже выяснили, нам не враги)? Это или появление стопы другого метра, или наличие в схеме двух подряд стоящих ударений, причем – внутри строки!

Два Икта подряд быть не может, поэтому при появлении 11 случится одно из двух: либо одно фонетическое ударение пропадает и прочитается безударно (превратится в 0), либо произойдет смещение фонетического ударения в неправильное место – возникнет РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ – техническая ошибка написания стихотворения.

Как же это различить: где – грубый просчет, а где – почти не мешающий звучанию недочет? Основное правило, которое нам нужно помнить, если при написании звуковой схемы мы натыкаемся на два подряд ударных слога, это:

ПЕРЕД ИКТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЛИ БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ ИЛИ ПАУЗА (ЦЕЗУРА), ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ К ВОСПРИЯТИЮ ИКТА НАШ СЛУХ.

Разберем несколько примеров, взятых мной из моих «прогулок по стихире»: (не обращайте внимания на качество этих стихов и на их дикую лексику – мы сейчас говорим только о их ритме!)

1.Двусложный ритм – ямб

Друзья, отверзьте очи, уши,
Раскройте мысли и мозги,
Очистите от грязи души:
ВашИ соседи — не враги!

МЫ все едины в доме этом,
Из Одной плоти — все равны:
Художники, певцы, поэты —
МЫ здесь для жизни рождены.

01 01 01 01 0
01 01 00 01
01 00 01 01 0
10 01 00 01

01 01 01 01 0
00 11 01 01
01 00 01 01 0
01 01 00 01

Схема ритма показывает нам на сразу два сомнительных места:

- «ВашИ соседи  - не враги» (10 01 00 01) – попадание стопы хорея 10 в стихи, написанные ямбом: слово «ваши» стоит здесь не на месте: у него ударение на первом слоге, и Икт ямба заставит нас прочитывать «вашИ»,

- «Из Одной плоти — все равны» (00 11 01 01) – видим те самые два подряд идущих ударных слога. Не к месту поставлено слово «однОй» с ударением на втором слоге: Икт ямба требует ударения на первом, отсюда прочитывается «Одной».

2. Снова двухсложник – ямб:

Я мыслил, что пойду на срез,
Но ноги шли по старым тропкам
Всё с тем же стареньким комфортом
МоЕму разуму в протест.
01 00 01 01
01 01 01 01 0
01 01 00 01 0
00 11 00 01

В 4-ой  строке видим два ударных подряд (моемУ рАзуму), При избранном автором ритме ямба Икты находятся на каждом втором слоге. Автор же поставил в начале строки трехсложное слово «моемУ» с ударением на последнем слоге, которое попало в безударную зону ритма. Получилось два ударения подряд. Если прочесть четвертую строку, как того требует фонетическое ударение, то  ритм споткнется и потребует паузы, что либо испортит всю картину звучания, либо возникнет смещенное ударение «моЕму разуму» и мы получаем  РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

3. Трехсложный ритм – анапест, где Икты обязательны на каждом 3-ем слоге, а в безударную зону (001) могут попадать самые разные по размещению их ударения слова.

Всё пройдет! «Будет день – будет пища…» –
Ты стоишь у черты. На пороге
ТвОё счастье застряло неслышно,
Выгоняя за дверь все тревоги…
001 001 001 0
001 001 001 0
011 001 001 0
001 001 001 0

Здесь смущает 3 строка «ТвОё счастье застряло неслышно», где ПЕРЕД ИКТОМ «счАстье» автор умудрился поставить двусложное слово «твоЁ» с ударением на последнем слоге. Это «твоЁ» невозможно  прочитать безударно, как того требует ритм анапеста (твоЁ счАстье – 011 0), отсюда обязательно появляется  невольное смещение ударения «твОе счАстье» - и мы получаем РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

Обратите внимание, КАКИЕ ДВУХСЛОЖНЫЕ слова чаще всего создают  ритмические проблемы? Это - дополнительные члены предложения с ударением на втором слоге! В силу их смысловой «дополнительности» авторы обращают на них мало внимания и произносят вовсе без ударения, но, если они попали в безударную зону ПЕРЕД ИКТОМ ТРЕХСЛОЖНИКА, то их безударное произношение не получается и наружу вылезают все эти "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи"(своИ), "мАи" (моИ) и т.д.

4.
Не спеша, жизнь идет чередом,
Не большим получился наш дом.
Как у деда и в нашем заулке
На мосточках стихи звучат гулко
001 001 001
001 001 001
001 001 001 0
001 001 011 0

Пример, аналогичный предыдущему, только здесь перед Иктом трехсложника автор умудрился поставить уже не дополнительное, а вполне значимое слово с ударением на конце – «звучАт». К сожалению, сразу за этим «звучат» стоит Икт «гУлко», в итоге имеем: «звУчат гУлко» - РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

5. Опять двусложник – ямб (01) . Здесь нет двух подряд ударных (11), но нас не может не насторожить 3 строка с неизвестно откуда взявшейся стопой хорея (10 – «слОвно»):

Машины правят новым миром,
Наполнив медный бак водой,
СловнО чудесным эликсиром,
Ведут народы за собой.
01 01 01 01 0
01 01 01 01
10 01 00 01 0
01 01 00 01

Ритм, конечно же, возьмет свое, и  3-я строка будет прочитываться либо с паузой (спотыкание в звучании»), либо со смещением ударения в неправильное место - «словнО чудЕсным элексИром» - типичный РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

6. Двусложник – ямб, пусть и с большим количеством пиррихиев (безударных стоп), но все же – ямб.

И презирать будУ по кругу,
Увидев истинные лица,
Те, что несчастью подивиться
Пришли на реквием другу.
00 01 10 01 0
01 01 00 01 0
00 01 00 01 0
01 01 00 ?1 0

Что нам показывает данная схема? Два сомнительных места:

- строка «И презирать будУ по кругу» (00 01 10 01 0) – появилась неродная ямбу  стопа 10 (стопа хорея) на месте слова «бУду», которое ритм ямба насильственно преобразует в неправильное «будУ»

- строка «Пришли на реквием другу» (01 01 00 ?1 0) – в ней явно не хватает одного слога: слово «реквием»  здесь не годится, оно короче, чем нужно, и именно это нам подскажет звуковая СХЕМА!

Как можно исправить? Сравните: «ПришлИ на рЕквиемы дрУгу» (01 01 00 01 0)- по смыслу, конечно, плохо, но по ритму – безукоризненно. (показала вам эту замену только как пример того, какое именно по структуре слово здесь требуется)

На сегодня примеров ритмических сбоев хватит. Если вы хотите развернутой и  подробной теории ритмических распадов, приглашаю вас на страницу «Семинар Юрия Петровича» (на Стихи.Ру). В моем сборнике – только минимально необходимые подсказки, где могут скрываться ритмические ошибки.

Продолжение – в работе.