Рецензия на Дезертир М. Г

Славен Любомиров 3
      Спасибо, Макс, что Вы подняли очень важную тему - дезертирства, предательства. Она и сейчас актуальна.  Очень интересный стих. При этом портрет дезертира и его мотивация на редкость точно прописаны.
      
      Описанный Вами дезертир - жалок, но и страшен своей подлостью. Оправдывать его безнравственно и неправильно. Хотя бы в память о миллионах героях, тех, кто не струсил, а честно исполнил свой долг. Многие отдали свои молодые жизни, чтобы Россия была, и русский народ  не был истреблен, как планировал Гитлер. Дезертиры, предатели помогали фашистам в этой смертельной схватке. И справедливо, что их расстреливали. Это – закон войны.
      Дезертир, фактически, – трус, подлец и самоубийца. В ужасе, что убьют его тело, он убивает свою душу. Волга широка… И его непременно настигнет кара за предательство! Как говорится: "Собаке собачья смерть».  Дезертир всегда вызывал чувство презрения, ну, может брезгливой жалости, из-за своей ничтожности.
 
      Вспомните «Бьётся в тесной печурке огонь»…  Сколько любви, тепла, нежности и, в то же время, сурового  достоинство, чувство чести и долга…  Такой не будет ныть, мельтешить от страха, не предаст, не дезертирует… Он осознаёт, что «до смерти четыре шага», но готов встретить её достойно… Ему в «холодной землянке тепло от его негасимой любви».
 
      Любовь и предательство не совместимы. У дезертира нет любви ни к близким (ведь он призван и их защищать, но он бежит), ни к Родине, которая в беде. Нет чести, чувства долга, ответственности… А родным-то каково: вместо героя – дезертир, позор и страдания. Семьи дезертиров и предателей в те времена жестоко преследовались. Он это знал, но панический страх смерти  помутил рассудок, он не думал о них, только о себе. Где же любовь, которая «не ищет своего, но пользы другого»? Не думал о своих друзьях, оставшихся на поле битве, только о себе, любимом. Но сказано: «Нет большей любви, как если человек положит душу (жизнь) свою за друзей своих». 
 
      В дезертире всегда есть  мелкая гнусность… подлость…  малодушие… предательство… трусость…страх за свою шкуру …безответственность… себялюбие… паника… бесстыдство… беСдуховность… полная нравственная деградация личности.
      Трусость…Страх за свою шкуру…  Животный ужас перед смертью… -  «Убежать от страшного ада…» Сам-то убивал и как мародёр часики с немца убитого не побрезговал снять. Их  убивать не жалко, что друзья «впустую» погибают не жалко, а себя-то жалко. Саможаление рождает подлость. Такой заложит, продаст любого, чтобы «спасти свою шкуру». Вы пойдёте с ним в разведку? А в бой? Он в любой момент выстрелит в спину, чтобы самому убежать, спастись.
      Малодушие… - «Не могу  уже терпеть больше..». А другие должны были терпеть? А если бы все побежали, то немцы и до Пензы добрались и не часы, немецкую пулю получили бы и он, и его жёнушка, и мать. А что претерпевали люди в концлагерях, а когда их сжигали в печах?! Не может он терпеть! Сказано: «Претерпевший до конца спасётся».
      Паника…-«… так и так - точка… всё  равно меня кончат… Только хуже впереди будет...» Действительно, хуже того, что он сделал трудно представить. Для него нет БОГА, нет и надежды на БОЖЬЮ помощь. А скольких людей она спасала! Кстати, во время войны всегда и везде паникёров немедленно расстреливали.
      Гнусность – оправдывать свою подлость чьими–то неправильными действиями, приказами.   Да,  были бессмысленные приказы. Но были и правильные, их было больше -иначе бы не победили! И не солдату в окопе их обсуждать, он должен исполнять. Таков закон любой армии. Война – беда, но именно на грани жизни и смерти выявляется истинная сущность человека. И мы видим мелкую, трусливую и подлую душонку дезертира.
      Себялюбие… - « так пОжил на земле мало...»  А то, что немцы сжигали, расстреливали детей? Дети много пожили? Ты - солдат, и должен защищать их ценой своей жизни, а не ныть, что пожил мало. 
      Безответственность… Непонимание смысла жизни, смысла происходящего - Нет ощущения Родины, нет жалости к другим людям… Пенза далеко, а здесь – будто не русские люди, не беззащитные перед фашистами, которых он, солдат, должен защищать. На кого им надеяться, кто их спасёт? Только армия – их отцы, братья и сыновья! Защита от врага – испокон веков долг мужчины! Он же не достоин называться мужчиной. Он - выродок (выпавший из рода человеческого), не желающий защищать от гибели свой народ, детей, близких. Он предаёт их.
      И вновь предательство… - Нарушил присягу, предал своих товарищей – они пусть умирают, а он побежал у печки греться, ему умирать неохота, а им охота?
      Бесстыдство… полная нравственная  деградация… - Голос совести он уже не слышит. Долг, честь, присяга, приказ  - для него ничего не значащие слова. Добро и зло поменялись местами. Он их не различает. «Убегу… И не стыжусь, даже…» Спасти свою шкуру – главное!
      Деградация личности … БеСдуховность… -  Мысли не о БОГЕ, не о долге, не о Родине, а только о плотском… таскается по окопам с часами, снятыми с убитого немца и отрезом шёлка …  Солдат на фронте ещё как-то кормили, а в блокадном Ленинграде ели опилки, люди, в том числе, дети тысячами в день умирали от голода. Но его это не волнует - «Мне бы теплого поесть хлеба Да, морозного, чуток сала…» Желание вкусно поесть - это ли не повод для дезертирства?

      Мой дядя посылал письма с фронта – ни слова, что им голодно, холодно, смертельно опасно, только - забота о близких, и что он до последней капли крови будет  сражаться за Родину, за нас и мы обязательно победим. Он погиб в 1942г.

      Есть вещи важнее смерти. Сказано: «Не бойтесь тех, кто убьёт тело, а душу не убьёт, бойтесь тех, кто убьёт и тело, и душу». Дезертир предал себя более страшному врагу, чем фашисты и особисты, и этот враг погубил и его тело, и его безбожную, а потому немощную душу, не знающую ни чести, ни достоинства, ни веры, ни любви.  Он думал, что бежит от земного ада, но диавол над ним посмеялся – он бежал в постыдную смерть и в страшные муки вечного ада.
      
       Почему мы зачитывались и восхищались мушкетерами? Для них честь была важнее жизни. Почему Пушкин вызвал на дуэль Дантеса? Ведь он предчувствовал, что будет убит. Бессмысленная смерть? Но он видел в ней смысл. В любом испытании есть высший смысл.