Ю. Куликов Без литературы человек отвыкает мыслить

Дмитровские Зори
«Без литературы человек отвыкает мыслить»

Юрий Иванович Куликов (1936 г. р.) – поэт, с 1974 по 1982 год работал заместителем редактора в дмитровской районной газете «Путь Ильича» и возглавлял созданное в 1958 году при редакции газеты литературное объединение «Дмитровские зори». Автор многих публикаций в районных, областных и российских изданиях. Живёт в Дмитрове.

Парень с экскаваторного

После окончания ремесленного училища я работал слесарем-сборщиком на экскаваторном заводе и учился в девятом классе вечерней школы. Из-за учёбы мне предлагал отсрочку, но я решил служить – пошёл в армию в ноябре 1955 года. Попал в школу авиационных механиков в город Барнаул. Потом меня направили в Украину, в Кировоград, в лётное училище. Там готовили лётчиков- бомбардировщиков ИЛ-28. Я служил механиком.
Ещё до армии я играл в духовом оркестре на трубе. В своей эскадрильи мы создали небольшую группу и стали выступать, сначала с известными песнями, а потом и со своими. В соседней третьей эскадрильи был Гриша Яров, он был у нас конферансье, но ещё он писал стихи, причём публиковался в областной Кировоградской печати. И я тоже решил попробовать. Сначала написал песню, она называлась «Мы едем в армию». С этого всё и началось. Захватило меня поэтическое творчество.
Я вернулся из армии я в ноябре 1958 года в Дмитров и пошёл работать снова на Экскаваторный завод. В 1959 году я уже начал ходить в редакцию районной газеты, здесь впервые были напечатаны мои стихотворения. С того времени я уже посещал собрания литературного объединения «Дмитровские зори» в редакции районной газеты, тогда она ещё называлась «Путь Ильича».
В 1960 году в Дмитрове закончил вечернюю школу рабочей молодёжи. Первые мои публикации были о рабочем классе, одно из первых стихотворений, опубликованных в областной газете «Ленинское знамя» в 1960 году, называлось «В цехе». К нам иногда приезжали писатели из Москвы из Литературной газеты, мы выступали в доме культуры Экскаваторного завода, среди гостей был и Булат Окуджава, он тогда работал заведующим отделом поэзии в Литературной газете. Мы с ним познакомились, он читал мои стихи, некоторые строчки ему понравились.

Литературный институт

Однажды я принимал участие в областном семинаре в Москве, вёл семинар Дмитрий Ковалёв, он был преподавателем в Литературном институте имени А. М. Горького. Вскоре я поступил в Литинститут и стал учится у Льва Ивановича Ошанина. А когда Ошанин отсутствовал его семинар вёл другой известный поэт Владимир Николаевич Соколов. Вот три моих учителя: Ковалёв, Ошанин и Соколов. В 1966 году, ещё во время учёбы, мои стихотворения напечатали в альманахе литинститута «Голоса молодых».
Когда я заканчивал учёбу, перешёл на работу в Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР в методический кабинет подготовки рабочих кадров на производстве. Там я стал работать редактором учебной литературы, мне это вполне подходило. Через полгода стал заместителем директора этого кабинета. А в 1971 я закончил Литературный институт.

Дмитровские зори

В апреле 1974 года я устроился на работу в районную газету «Путь Ильича» заместителем редактора и в этом же году возглавил литературное объединение «Дмитровские зори».
Встречи объединения проходили в помещении редакции. На них разбирались тексты и постоянных участников, тех, кто составлял костяк «Дмитровских зорь» (В. И. Гусева, Д. А. Бутовецкого, В. Я. Шевченко, В. Г. Куйдина, Н. М. Коровочкина), и новичков. При этом, кроме объединения, собирающегося в помещении редакции, Давид Абрамович Бутавецкий создал ещё одно литобъединение при литературном фонде. Там тоже проходили встречи дмитровских писателей. Какое-то время два объединения существовали параллельно. Потом, в связи с тем, что у меня началось ухудшаться зрение, наши встречи в редакции газеты стали реже.
Моё состояние стало угрожающим. Александр Бобров, мой однокашник по литинституту, работал в еженедельнике «Литературная Россия», а после его реорганизации стал заведующим отделом русской литературы. Он предложил мне стать заместителем редактора отдела русской литературы по поэзии. В 1982 году я покинул редакцию и работал в «Литературной России» до 1986 года. Позже мне дали 2-ю группу инвалидности по зрению, с тем я и ушёл. А что касается объединения, созданного Давидом Абрамовичем Бутовецким при литературном фонде, то оно также называлось «Дмитровские зори» и состояло почти из тех же участников, что и объединение при газете «Путь Ильича». Только тексты для публикаций несли к нам в редакцию, а у них была сильная выездная команда литераторов, они много выступали.
Вспоминая работу наших объединений, я горжусь тем, что помог двум писателям. Первый – Григорий Вихров, он ко мне прямо из школы ходил, приносил свои стихотворения, мы обсуждали их. Потом его признали в Москве, он нашёл друзей. А второй – Игорь Агафонов. Он ко мне пришёл, когда только из армии вернулся, начал писать рассказы. Мы публиковали его произведения, много работали. Он тоже поступил в Литературный институт имени А. М. Горького и успешно его закончил. В том, что два талантливых человека, поэт и прозаик, вышли и редакционных «Дмитровских зорь», есть и моя лепта.

О литературных объединениях

Николай Тихонович Чибисов – редактор, при котором и создавалось литературное объединение в «Пути Ильича» – видел задачу Лито в повышении качества художественного слова и в подготовке профессиональных корреспондентов, чтобы те и писали, и могли творчески развиваться. Он считал, что без творческого развития никакой журналист далеко не уйдёт, потому что печать рассчитана не только на любителей, но и на знатоков художественного слова. Целью нашего объединения было увеличить уровень художественного слова всех интересующихся. Мы давали им специальную литературу, например, книгу знаменитого Михаила Исаковского «О поэтическом мастерстве», ряд статей о том, как пишутся стихи, почему не получается, как сделать слово более выразительным, ёмким.
В литературе, как и в музыке, тоже есть свои термины. Многие считают так: если мои стихи понятны и мне понравились – то они хорошие. Но это не разговор – стихам нужно не меньше учиться, чем музыкальному искусству, только вместо нот здесь ритм, рифма, аллитерации, гиперболы ...
Наша работа с авторами строилась так, как проходят семинары в Литинституте. Мы выбирали автора, тексты которого будут разбираться, и, досконально изучив, обсуждали их на очередной встрече. Получалась хорошая литературная учёба.

Послесловие

Я хочу сказать, почему нужны литобъединения. Чтобы люди читали – раз. Во-вторых – это один из самых важных способов развития интеллекта, расширения горизонтов духовности и нравственности, что сейчас очень важно. Когда я учился в Литинституте, были полные стадионы на концертах Евтушенко, Вознесенского и других. А сейчас такого нет. Без литературы и без чтения не будет движения вперёд, человек отвыкает мыслить. Вот именно поэтому сейчас и важно, чтобы работали литобъединения, я бы даже сказал, что это долг тех, кто причастен к литературе.