Встречи. Художник и время

Клуб Слово
                АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ
                Страна не слышит своих юродивых
                Н. Панченко.

Художнику
Мне всё твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремота
Уже ведёт меня в твои сады,
Где, каждого пугаясь поворота,
В беспамятстве ищу твои следы.
(Ахматова).

Его открывали трижды – для узкого круга ценителей живописи на «домашних выставках, во второй раз
для западных экспертов и владельцев галерей. В третий раз,
 уже после смерти  - для всех.

Французский пианист Игорь Маркевич так говорил , представляя его аудитории:
«джазовые ритмы его полотен завораживают, в них дух открытий шестидесятых,
культура поиска, тонкая соразмерность традиций и новаторства…
Это истинно русский тип – Каратаев и Лука одновременно.
Мягкость и простодушие  уживаются  иронией, откровенным позерством, юродивостью.
  "Юродство"  - в словаре Брокгауза  читаем - юродивые - люди, принявшие на себя
 из любви к людям и Богу один из подвигов благочестия.
 Они не только отказываются от мирских благ, но, принимая на себя вид
 безумного человека, говорят в лицо правду сильным мира сего.
Как-то, желая сделать ему приятное, я сказал, что французы находят его работы прекрасными. Он невозмутимо ответил: -
"Что же им представилась возможность узнать, что такое прекрасное»
Он родился 3 ноября 1931 года. Отец – инвалид. Мать – рабочая.
Детство проходило дико, сумбурно. Художником быть он и не мечтал, но каждый раз,
 когда приходил троюродный брат – мальчишка просил его нарисовать коня. 
Рисование как-то все же прижилось.
На пятом году «жисти» он нарисовал карандашами портрет Сталина, уже школьником
написал «Чайную розу» и называл это без всякого смущения – шедевром.
Раньше на избирательных участках (до  войны) детям давали порисовать,
раскладывая на столах карандаши и бумагу. И мальчик по памяти нарисовал
 яркую сценку «Уличное движение».
     Начало войны застало Анатолия, девятилетнего ребенка,  в пионерском  лагере.
Все были растеряны. Один из вожатых сказал, что нужно пешком идти домой.
Именно Анатолий, цепким взглядом будущего художника лучше всех запомнил дорогу.
Поздно вечером он был дома.
Большая семья уезжает в деревню. Из девяти детей выжили только двое.В семье
 рождались все девочки, но умирали в раннем младенчестве.
В 43 году скончался отец. Вот и вынес мальчишка из детства холод, голод, вечную усталость
одинокой его «мамашки»., как он с любовью, преодолевая смущение, называл её.

Окончив шестой класс он решил поступить в ремесленное училище, где занимались
и живописью ..И ,хотя брали туда только после семи классов, он был принят
с условием, что закончит седьмой в вечерней школе...
 Его рисунки очень заинтересовали преподавателей.
Но вечная нужда не дала возможности доучиться и после двух лет мытарств он
устраивается на работу маляром. Его приняли на работу, ведь он учился на маляра-альфрейщика.
 Альфрейщики - это своеобразная малярная аристократия.Они делали лепнину и
в архитектуре были нарасхват Первое время работал вдохновенно.
Хотелось делать по вдохновению, а нужно было - строго по трафарету.
Но его натуре претили жесткие рамки предъявляемых требований, Фантазия тут была лишней.
Пришлось уволиться.
Единственный выход – напроситься в армию. Несмотря на непрезентабельный вид – оказался здоров и годен.
Но прослужил всего семь месяцев. Списали с диагнозом «шизофрения» и назначили пенсию,
 аж девяносто рублей! Но истинной причиной увольнения было полное нежелание
подчиняться приказам и никакие наказания не возымели действия.
    Вскоре по возвращении из армии Зверев увидел объявление,
что Сокольническому детскому парку нужен художник оформитель.
Методистом детского городка была Надежда Александровна Леванович. Её не смутило,
что парень пришел без документов, в разных сапогах(один кирзовый, другой – хромовый)
Он принес свои рисунки. Поразила уверенность, верно схваченные позы, то,
как переданы характеры. Талант на лицо!
Но опять рамки и требования «социалистического реализма»  оказались сильнее всего.
 
Слава Богу, появился брат – актер Румнев, он приоткрыл Анатолию возможность
войти в художественную среду Москвы. Художник пишет портреты и зарабатывает
деньги, которые не задерживаются в его руках совершенно.
Он работал фантастически сжимая время, все ускоряя темп написания картины,
создавал шедевры буквально за пару минут!И всегда свои работы Зверев размашисто
и коротко подписывает - "АЗ", чуть корявыми крупными буквами.
Стараниями зарубежных меценатов состоялось второе открытие Художника
Анатолия Зверева, как правило – в галереях США и Европы.
На Родине все складывалось не лучшим образом. Художники творили, дарили миру
открытия, созданные ими явления, вызывающие пристальный интерес  знатоков и
ценителей, здесь их как бы и не существовали вовсе.
Отечественные искусствоведы заинтересовались художником только через три года
после его смерти, в связи с его посмертной выставкой 1989 года, собранной из того,
 что удалось буквально вырвать у недоверчивых московских коллекционеров.
Героические усилия Натальи Шмельковой,(которую он называл Аистом) сотрудницы
творческого объединения «Галерея» ,увенчались ошеломительным успехом.
 Наследие художника , наконец, Заработало. Многих устраивал и даже радовал вывоз
 из страны зверевских шедевров.
        Меньше гениев – легче пробиться посредственности!
После  выставки поступает категорический запрет на вывоз работ художника за границу.
Он обладал способностью обращать в живопись буквально все, что  попадало в поле
его внимания. Он создал свое – природу, вздыбленное, заряженное цветом пространство.
 Он творил на глазах – быстро. Мгновенно. Это был неприкаянный бунтарь, отшельник, кочевник по призванию.
Художник Валентин Воробьев вспоминает:… «он поставил крест на академическом учении, изобразив натюрморт
 на оборотной стороне портрета Сталина( вскоре выяснили, что это был портрет Мленкова)
Года через три за сына московского дворника
буквально»передрались профессор Румнев и могучий капиталист грек Костаки.»
   Зверев умел работать по заказу, на людях. За символическую плату.
Его портреты это взрыв дьявольского темперамента и таланта.
Человек деревенского склада, мало учившийся. Он чувствовал культуру целиком,
никуда не лез. Его общение с государством было – буфет , туалет, милиция.
Рожденный в простом сословии, он до конца дней оставался аристократом духа.
Граждан, не имевших совести он обходил стороной.
   Любимым его словом было «увековечить», с ним обращался он и к поразившему
его породистому  псу, к прекрасной даме, к первому встречному –
«Хочешь, увековечу».
Помните,  1957 год. Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
В парке им.  Горького работала живописная мастерская, как бы состязание между
нашими и американскими художниками. Американцы задали бешеный темп, желая
показать "этим русским"  - как надо работать и чуть было не победили
в этом состязании. Положение спас странно одетый парень, немного
 похожий на лешего из сказки. Он отодвинул плечом спорящих, развернул
 на полу студии огромное полотнище, выплеснул на него два ведра малярной краски,
встал посередине и заработал импровизированной "кистью"
(полка с намотанной на конец ветошью)Никто не успел опомниться,
как перед глазами возник женский портрет. Портрет жил, манил
 безукоризненной точностью...
Он сказал : -" Хватит живописью заниматься, давай. рисовать научу!"Это был Зверев.

Последним его приютом стал предназначенный к сносу дом  в одном из арбатских
переулков.
На одной из последних встреч с Анатолием Н. Шмелькова , почувствовав,
что с ним неладно. Спросила; «А не повидаться ли тебе с детьми»
 И вместо обычного  ёрничества  увидела слезы. Согласился.
Мало кто знал, что у него есть дети. Никто и не ожидал, что он оставил завещание .
Около тридцати тысяч рублей он разделил между детьми  и немного оставил себе на похороны.


 В ночь на 9 декабря 1986 года он позвонил Аисту: «Приезжай. Коньяк нужен. Сердце жмет…»

Когда она вошла – Анатолий сидел за столом. Попросил налить. Чокнулись.
Анатолий не допил, поперхнулся и стал сползать со стула, хрипя – уже впал в беспамятство..
Словно ставя последнюю точку в театре абсурда, которым была его жизнь,
на утро  судьба прислала абсолютно пьяных санитаров.
На лестнице тело художника выпало из их рук и проделало остаток пути самостоятельно  покатившись вниз по лестнице.
На отпевании в церкви лицо его было в синяках, как от побоев, но выражение было умиротворенным и мудрым.
И на поминках этот человек- миф стал объектом яростных споров, окончившихся
потасовкой сторон, забывших – по какому скорбному поводу они собрались здесь.

Время лечит отчаянием, горечью невосполнимых утрат, необратимостью упущенного.

Будем надеяться, несмотря ни на что, творчество Зверева живет после смерти, 
вовлекая в восстановление почти разрушенного пласта в искусстве, новые поколения.
 
Россия услышит, должна услышать своих юродивых.

Анатолий Зверев. "Лес"
***
"Бунтарь неприкаянный..."
***

Светлой памяти Анатолию Тимофеевичу Звереву, одному из величайших художников –авангардистов 20-го столетия.
(03.11.1931г. – 09.12.1986г. Москва)

***
Бунтарь неприкаянный,
«гуляющий сам по себе безумец»
влюблённый в жизнь отчаянно,
художник вольнодумец…

Его душа неотторжима
от стихии бытия,
была по ангельски ранима,
трудна была его стезя…





Дорогие друзья, уважаемые гости, мы ждем ваших откликов на предлагаемый вашему вниманию материал.