Об одном малоизвестном предсказании конца света

Сергей Моргулец
Мне кажется, что далеко не все знают об одном любопытнейшем, столь же загадочном, сколь и поучительном событии, случившемся буквально накануне Великой французской революции. Речь идет о документально засвидетельствованном предсказании последовавших вскоре событий (своего рода "конца света"), представить которые не могла бы даже самая неуемная  фантазия...  Процитирую для затравки фрагмент из послесловия к публикации
http://www.nkj.ru/archive/articles/11190/ ,
который, надеюсь, подстегнет ваше любопытство:
"...Лагарп, увлеченный материалистическими идеями просветителей, страстный поклонник Вольтера, в дни Великой французской революции вдруг резко меняет свои взгляды и из воинствующего атеиста превращается в богобоязненного христианина. Он умер в 1803 году, когда революционные страсти улеглись, и имя его, казалось, вот-вот будет предано всеобщему забвению. Но случай распорядился иначе. В бумагах покойного нашли несколько страниц записи любопытного разговора, состоявшегося в одном из парижских домов в 1788 году, то есть за год до взятия Бастилии и всех дальнейших событий революции, с которого и началось наше повествование.

Найденная в бумагах Лагарпа "Записка" - ее потом назвали "Пророчество Казота" - была опубликована в 1806 году. Всех поразила ее пророческая часть, и личность Казота предстала в ореоле загадочного прорицателя. Тем более, что все еще помнили овеянный мистикой его нашумевший роман "Влюбленный дьявол" (во Франции он был опубликован в 1772 году, в России - в 1774), полный загадочных превращений, второго невидимого плана и всего прочего. (Кстати, в библиотеке Пушкина имелось четырехтомное собрание сочинений этого писателя, а в черновиках поэта - фрагмент плана не написанного им романа "Влюбленный бес".) Казот принадлежал к масонству, модному в XVIII столетии религиозно-политическому движению, к секте иллюминатов, что значит - просветленных, озаренных. В годы революции он примкнул к самым крайним монархическим кругам и разрабатывал планы спасения короля Людовика XVI. Участь Казота была трагична. Его письма попали в руки революционных властей, и 24 сентября 1792 года он был казнен..."

Для меня здесь особенно интересно влияние, которое оказала публикация этой "Записки" на передовую и просвещенную часть общества того времени - в России и на Западе. Ведь не случайно так увлеченные Вольтером молодые люди, среди которых были и Пушкин, и Лермонтов, так сильно и неожиданно были поколеблены в новомодных "прогрессивных убеждениях", подталкивавших их повторять вслед за Вольтером: "Кишкой последнего попа...". И не случайно в потрясающих строчках Молитвы Лермонтова так отчетливо виден намек на тяжелые раздумья и колебания Поэта:

С души как бремя скатится,
СОМНЕНЬЕ далеко —
И ВЕРИТСЯ, и плачется,
И так легко, легко... (выделено мною, если кто засомневался:)С.М.).

Поневоле чувствуешь, как чья-то добрая и мудрая рука Свыше как будто дает понять увлеченным молодым сердцам, что их "новые убеждения" - далеко не так истинны, как им кажется...
    Приятного вам чтения!