Клятвенный договор в малине

Евгения Мальцева Красноярск
    Рассказ, посвящённый памяти моего брата Андрея


    Боготол. Поход в сад – за яблоками, за ягодой – как в старые добрые времена, ещё при живых бабках. Я не была здесь уже много лет, в этом провинциальном городке моего детства. Маргарита в восторге от живности: гуси, утки, куры, козы, овцы, коровы, кони, собаки, кошки – на каждом шагу. Этот лес… Тот самый – лес детства. Одна из лучших сказок! Тихо и блаженно… и погода удивительная – тепло и свежо! Маргарита лежит в траве, как я когда-то в своём детстве… Потрясающе! Даже помню это ощущение блаженства. Трава и небо… и ещё что-то внутри – невероятно большое – больше травы и неба – восторг! И всегда рядом Дюха – мой брат. И у нас в этой траве сочиняется очередной фантастический сюжет… Это изливалось из наших душ то большое, которое больше травы и неба – восторг жизни – жизни огромной, нескончаемой, бесконечной…

    Или в малине – помню – вместо сбора ягод у нас с Дюхой заключается договор – серьёзный, клятвенный: «Кто из нас первый умрёт в этой жизни, тот потом придёт во сне к оставшемуся в живых и расскажет, как там – на том свете – какая там жизнь». Бабки находят нас в малине и ворчат: «Вот бездельники!» В нашем ведре, действительно, пусто – всё, что собрали, мы за разговорами-то и съели… Было нам лет по десять тогда.

    Вечером Маргарита продолжает уделывать свою одежду: ныряет по канавам, носится с Султаном, но всё время забывает имя собаки и называет его Богатырь, а этот Богатырь размером с кошку!

    Вот она – та самая малина… Вспоминается Дюха… Вспоминается моя бабуля, её сёстры… Вспоминается, как мы собирались здесь все вместе – кто-то из родственников приходил, кто-то – приезжал из других городов с детьми на летние каникулы, как бабуля с нами (со своими внуками) – со мной и с моим братом. Сколько же собиралось детей у наших ворот! Сколько было весёлых игр и смеха!

    Малина – слой за слоем – заполняет ведро… Я перекладываю эти слои малинными листьями и всё погружаюсь в воспоминания… Тот клятвенный договор, заключённый здесь, в зарослях этой малины, как ни странно, уже исполнен. И всё это было так давно, как и само заключение договора. Нам было по двадцать. Нелепая, неожиданная смерть Дюхи просто потрясала. У него вдруг появилась женщина – первая, единственная! Любовь. Свадьба. Такая идиллия, что, глядя на них, приходили на ум такие мысли: «Взаимная любовь. Оба свободны. Ничто не мешает им соединиться в браке. И брак заключён. Взаимная любовь, семья, счастье… Но ведь так не бывает! Надолго не бывает»… Обычно в такой семье всё же что-нибудь да не ладится – нет детей, например. Тут ведь нет, пронесло – родился сын. Помню – радостно ликовало сердце: «А может всё-таки бывает?!» Но сон! Я видела сон, как Дюха выставил меня за дверь в какой-то квартире, а сам остался ухаживать за моей больной бабулей (тогда уже умершей). Дюха уйдёт из жизни? Нет, я не могла поверить в это, я не хотела верить в это. «А может всё-таки бывает», – успокаивала я себя. Но случилось именно то, во что верить не хотелось. Река Кан отняла у него жизнь, отняла его у нас. Лодку перевернуло на порогах, и его убило о камни.

    Значит, всё-таки не бывает… счастье… долгим…

    Я вернулась из огорода во двор с полным ведром малины. Аромат малины – это всегда для меня воспоминания детства, это запах детства… Я наклонилась к ведру и уткнула нос в ягоду, вдыхая этот дивный аромат… Но нет, не грусть я ощутила от соприкосновения с прошлым, а радость – ведь как прекрасно было наше детство, и какие замечательные люди нас окружали тогда! Но желания нет возвращаться назад, и приеду ли я ещё сюда хоть раз в жизни? У меня есть одно желание – двигаться вперёд. Я понесу в сердце своём эти светлые моменты прошлого и образы тех прекрасных людей, что меня окружали, я извлеку уроки из этого прошлого и пойду дальше – вперёд – к великим открытиям и свершениям.

    Наш двор… весь зарос… И что-то таинственное живёт в каждом его уголке. Даже зрение напрягается всё сильнее и сильнее, будто что-то невидимое и желанное хотят увидеть глаза. Потрясающе! – я одна в этом дворе, а будто не одна. Одинокий домик… совсем обветшал…
Мы похоронили Дюху пятнадцать лет назад в июле, а в сентябре он пришёл ко мне во сне. Он прошёл в зальную комнату, посидел в окружении всей нашей семьи. Взглянул на часы, потом на меня. «Пора уходить?» – спросила я. Дюха кивнул, и мы вышли с ним в коридор попрощаться. «Так как там – на том свете?» – прекрасно помня о нашем договоре, спрашиваю я. Дюха смущённо улыбнулся. Он также прекрасно помнил наш договор и за тем, собственно, и пришёл, чтобы его исполнить, но он был весьма смущён и единственное, что произнёс: «Там… нормально. Там тоже жизнь». Я поняла по его смущению, что сказать он хотел бы многое, да, видимо, нельзя. Так и спрашиваю: «Нельзя наверно рассказывать?» Дюха кивнул и снова взглянул на часы. Я поняла, что он совсем не должен был бы прийти ко мне, и ему было позволено это сделать только лишь из-за того нашего детского договора в малине, чтобы договор был исполнен. Я вспомнила, как моя баба ещё при жизни говорила: «Когда во сне будешь видеть кого-нибудь из умерших близких, замечай или спрашивай – к чему они тебе снятся». И я, недолго думая, спрашиваю: «Дюха, к чему ты ко мне пришёл – к хорошему или к плохому?» И он ответил: «Разве я могу прийти к тебе к плохому? – только к хорошему!»
Я провела рукой по верхушке малины, плотно лежащей в ведре… выбрала одну крупную спелую ягодку и положила её в рот… Эта малинка, казалось, была так счастлива наполнить мой организм своим соком, что я не удержалась от улыбки.

    Так заканчиваются одни циклы и начинаются другие, но всё живое при этом остаётся в постоянной связи друг с другом. Да, я знаю, что мне всегда будет не хватать моих любимых людей, ушедших из жизни, но я знаю также, что нити любви всё равно соединяют нас чудеснейшим образом, и мы встретимся, обязательно встретимся в новых циклах никогда не кончающейся жизни. Мы протянем друг другу руки, посмотрим друг другу в глаза, и эти руки узнают друг друга, и эти глаза засияют радостным приветствием… И ни один скептик не убедит нас в том, что мы встретились впервые, что не знали друг друга до этой встречи.
    До встречи же, мой сказочный лес детства! До встречи, малиновые заросли! До встречи, моя замечательная бабуля! До встречи, мой милый брат!

    19-21.08.1999 - 21.11.2000