Сказ о Святой Ольге

Наталья Ильина 3
          (Версия автора)

            1  часть

В края озёр широких и девственных лесов,
В края снегов глубоких и чистых родников,
Где, свой рассвет встречая, Россия родилась,
Из Киевского края приехал Игорь – князь.
С прибалтами граница у русичей легла
Где зимний ветер злится, а летом ночь светла.

Вблизи от порубежья князь в Новгороде встал
И веси Прионежья* с дружиной объезжал,
Женой отца (норвежской) жила здесь раньше мать,
И в землях прионежских он часто стал бывать.

Со временем здесь встанет старинный город Псков,
И Троица протянет над ним святой покров.
Великая с Псковою** течения сольют
И от врага водою свой город обнесут.

*Прионежье – земли у Онежского озера.
**Великая и Пскова – реки.
        *  *  *
Край у Великой первый князь Рюрик подчинил
И, делу рода верный, Русь строил и хранил.
По высшему сословью он русам стал вождём,
А Игорю, с любовью, – заботливым отцом.

Но всё ж, ведущий к тризне, пронзил его недуг,
И, уходя из жизни, он отдал власть из рук.
В последний час, у края, он думал о судьбе,
И, Русь благословляя, семью призвал к себе.

С соратника Олега он взял тогда зарок,
Чтоб в мир и дни набега Русь строил и берёг.
И дал наказ собрату сынишку опекать,
А дело без утраты хранить и укреплять.
            *  *  *
Россию вглубь расширив, Олег ей послужил:
Из Новгорода в Киев дорогу проложил.
Как Днепр шире к устью, так край он расширял
И Киевскою Русью страну свою назвал.

Имел он притязанья и на всесильный Рим,
Но откупною данью там рассчитались с ним.
Тем самым к Византии купцам он путь открыл
И силою России к воротам щит прибил.

И, наконец, стал княжить над Русью у Днепра,
Где на хлеба и пажить* земля была щедра.
Столицу и дружину сюда он перевёл
И княжеского сына готовил взять престол.

*Пажить – пастбище.

За ним, как за стеною, жил Игорь без забот,
Мужая у прибоя днепровских сильных вод.
Охотился с дружиной, с годами креп плечом,
Испытан, как мужчина, Олеговым мечом.

Но русские истоки Олег не забывал,
И сыну путь далёкий на север предстоял.               
В места отцовских вотчин, чтоб званье знал своё,
С наказом добрым, отчим направил он его.
            *  *  *
Край с тёмными лесами и гладью синих вод
Природными дарами кормил вокруг народ.
С дружиной удалою князь Игорь молодой
Нехоженой тропою охотился весной.

Затравленный в загоне, лось рысью уходил,
В азарте от погони князь всех опередил.
И мчался до порога, бурлившего в реке,
Не зная, что дорога судьбы невдалеке.

Когда азарта ветер утих над головой,
Он лодку вдруг заметил, приплывшую рекой.
В ней девушка стояла с большим веслом в руках.
И красный день встречала, как воин на часах.

Зверь, волны раздвигая, лишь спину показал,
Досады не скрывая, князь к лодке подбежал.
Он деву под накидкой за юношу принял,
Но, поняв всё, с улыбкой беспечно приобнял.

Увидев, что потере зря силы расточил,
Он всё же плыть за зверем селянку попросил.
Из глаз её лучистых, глубоких, как река,
Свет голубой и чистый струился в облака.

И, словно околдован, охотник молодой
Был сразу очарован девичьей красотой.
Взглянув, как на наяду*, сказал он, не таясь:
«Будь ласкова, отрада, перед тобою князь…»

*Наяда – в греческой мифологии нимфа рек, ручьёв.

Но девушка взглянула с обидою в глазах,
Румянцем полыхнула и молвила в сердцах:

   – Ты,  князь, как погляжу я,
   Удалый молодец,
   Но только так скажу я:
   Не знаешь ты сердец
   У девушек из края
   Морозов и ветров,
   Нам честь своя родная
   Дороже всех даров.
   Хоть воля, сам ты видишь,
   Твоя и велика,
   Но если же обидишь,
   Возьмёт меня река…
   Помощница одна я
   У моего отца
   И, как ранимы, знаю
   Отцовские сердца.
   Поэтому послушай
   Один простой совет:
   Не будь с людьми бездушен,
   Не углубляй их бед
   И не бросай на ветер
   Бессмысленно слова,
   Ведь ты за всё в ответе…
   Я разве не права?
          *  *  *
Под именем Преслава в миру она жила
И возле переправы судьбу свою ждала.               
Из рода Гостомысла красавица была
И умницею вышла на диво для села.

Над племенем правитель Великий Гостомысл,
Как старший и учитель, постиг важнейший смысл:
Ослаблены свободой родные племена,
И вольнице народной власть крепкая нужна.

К единству призывая, взял слово со славян,
Жить, земли укрепляя, под властью северян.
Сказал, что их правленье и справедливый нрав
Послужат становленью славянских важных прав.

И дал наказ, чтоб крепко край отчий берегли
И чтобы пашни предков колосьями цвели.
Он верил нерушимо: варяги – дочь и зять –
Пришлют сынов любимых край дедов поднимать.

Отцовскую науку дочь помнила вдали
И три наследных внука в удел её пришли:
Балтийские славяне (предания коснусь):
Из племени с названьем красивым славным – Русь.

В Бел-озеро дружину направит Синеус,
В Изборск  среди долины протянет Трувор курс,
У Новгорода встанет князь Рюрик удалой
И о Руси заявит над древнею землёй*.

*Средняя дочь Гостомысла Умила была замужем за вождём племени Русь по имени
 Хальван. Племя располагалось на южном берегу  Балтики. У них родились три сына:
 Рорик, Харальд и Хемминг. На Волхове им дали прозвища –Синеус (седые усы),
 Трувор – трубач и Рюрик вместо Рорика.
 Сайт "Иcтория мира" www.Ist.Mira.Com

            *  *  *
Словен – сын Гостомысла – окрепнувшим вождём
Племён умножил числа и основал свой дом.
Подыскивая место, он к озеру пришёл.
Привлёк с горы отвесной его широкий дол.

У озера звенели  чудесные ключи
И племени пропели о месте для печи.
Прибрежным водопадом из плит известняков
Лились они каскадом целительных ручьёв.

С тех пор они зовутся Словенские ключи,
Сказания ведутся о прошлом в их речи.
Сородичи построят Изборск на берегах
И подступы закроют на дальних рубежах.

Здесь возводил жилища и дЕвицы отец:
На первом городище  – строитель и боец.
Словену он по крови троюродный был брат
И принятым условьем иметь мог свой посад.

             *  *  *
Стоит Изборск в долине. Восточней, широка,
Течёт, полна доныне, Великая – река.
Здесь ласкового нрава жену нашёл отец
И возле переправы срубил жилой венец.

Не верилось в ненастье им на витке судьбы,
Когда струилось счастье дымком из их трубы.
Семья осела прочно, жила в большом ладу,
Но мать, к несчастью дочки, угасла, на беду.
             *  *  *
Преслава, подрастая, лишь знала свой порог,
Не ведая, не зная, как мир вокруг широк.
Голубкою свободной тянулась в даль небес,
В познании природы к волхвам ходила в лес.

Судьба ей в путь-дорогу глубокий ум дала:
Посланницей Даждьбога* отцу она была.
С веслом в челне стояла у батюшки в долгу,
Когда отец устало сидел на берегу.
               
Повадки различала пернатых и зверей,
Интуитивно знала характеры людей.
Её вдруг поразило: ей подан знак судьбой,
Что ей наворожила быть княжеской женой.

*Даждьбог – у древних славян бог солнца.
             *  *  *
Дичиться перестала Преслава  молодца,
Сказав, что жизнь послала ей доброго отца.               
Теперь он стар годами, живут они в глуши,
Их хлеб тяжёл трудами, но лёгок для души.
               
Не встретил в окруженье князь девицы мудрей
И знаком обрученья колечко подал ей.
Он понял, что благою их силою свело
И обещал зимою сватов прислать в село.

Судьба, как переправа, к ногам её легла:
Из глубины державы к престолу повела.
Простилась она с краем, в дорогу взяв с собой,
Как свет неиссякаем, свет мудрости земной.

По милости Всевышней Олег её, как сват,
Гребцом по новой жизни доставил в Киев-град.
Невесте по укладу он имя своё дал,
И по обряду Лада* их с князем обвенчал.

*Лада, ладо –  у древних славян бог или богиня любви.

             *  *  *
Красавицу из Выбут – славянского села –
Со временем постигнут великие дела.
Судьба ей наказала народ не подвести
И послужить призвала для Киевской Руси.
Наследнику державы она перед страной
Рукою стала правой и мудрою женой.
               
            2 часть

Не знала Русь покоя! Под всенародный стон
Лилась река разбоя среди её племён.
В междоусобных войнах она была слаба.
В границах неспокойных всегда велась борьба
С ордою печенегов и конницей хазар.
От вражеских набегов горел войны пожар.

Русь верною рукою ещё держал Олег
И с ратью боевою не раз крушил набег.
С годами, отдыхая от войн и ратных дел,
Он славил, укрепляя, свой киевский удел.

Ведунья предсказала: смерть князя не в огне,
Не в острие кинжала, а... в собственном коне.
Жалел правитель друга, но приказал убить,
Чтоб смерть, судьбе услугой, надолго отвратить.

Забыв о предсказанье, он посетил края,
Где конь сотлел, закланьем смерть в черепе тая...
Она змеиным жалом Олега обожгла:
У ног его упала и жизнь отобрала.   
           *  *  *
Над Киевскою Русью власть Игорь получил,
Но, поводом к распутью, ошибку совершил.
Приняв бразды правленья, он с войском киевлян
Душил без снисхожденья поборами древлян.

Свенельд – друг-воевода в набегах мер не знал
И рать бедой народа богато содержал.
От Игоря с укором дружинники  Двора
Завистливою сворой потребуют добра*.

 *Под добром подразумевается богатое содержание.

Под тяжестью давленья он отказать не мог
И для обогащенья нарушил дани срок.
Большой налог собрала с древлян скупая рать,
Но князь степным шакалом вернулся больше взять.

Терпенье переполнят такие грабежи
И о себе напомнят древлянские мужи.               
Князь Мал, готовый к бою, призвал их вынуть меч
И двинул за собою на вражескую сечь.
               
Суд с грозными очами ведя перед судьбой,
Князья, взмахнув мечами, вступили в смертный бой.
Соперник, злее тучи, сильней и крепче был,
И с яростью кипучей он Игоря сразил.

И понял, жертвой боя, князь, ощутив клинок,
Что алчущей рукою он сам себе помог.
Древляне волю дали в отмщении рукам:
Деревья разорвали прах князя пополам.
         *  *  *
Взяла земля сырая у Ольги свет очей.
Княгиня молодая скорбила много дней,               
Но рук не опустила, воспрянула душой,
В единстве русской силы увидев жребий свой.

Древлянам отомстила, премудростью сильна,
Но больше не ходила с мечом на племена.
К строительству России наметила свой путь,
Чтоб на дела благие Дом русский повернуть.

            3 часть

Русь почитала много языческих богов:
Просила у Даждьбога в полях больших хлебов,
Перуну в поклоненье, исполнив смертный суд,
Несла для подношенья приговорённый люд.

Нельзя было мириться при варварстве основ
С жестокостью традиций, где проливалась кровь.
В заботе о славянах, чтоб изменить обряд,
Княгиня в христианах отметит дружный лад.

Путь долгий в Византию проделала она,
И верою в Мессию была покорена.
Её здесь окрестили в обители святой,
Вести благословили Россию за собой.

Но сын её традиций славянских не менял
И не желал креститься на знамя христиан.
Он защищал державу и чаще был в пути,
Чтоб воинскую славу мечом ей принести.

Не принял веру Ольги князь, властью наделён,
Над ним довлели боги языческих времён.
Дружиной и походом был занят Святослав,
Правленье над народом княгине передав.

И в киевском владенье, чтоб пресекать урон,
О новом разделенье, ввела она закон.
Велела все уделы владетельным князьям,
Как карту передела, делить по волостям.

Владенья объезжая, заботилась она,
Чтоб крепла, возрастая, российская казна.
Всю подать собирали на княжеский погост*,
Где позже церкви встали, приняв небесный пост.

Дел мудрое веденье, как из истока рек,
В основе управленья пойдёт из века в век.

*Погост – в древности место встречи
 торговых гостей и сбора податей.

             4 часть

Совсем было непросто порядок наводить:
Налоги и погосты по всей Руси вводить.
Для нужных изменений поехала она
В места родных селений, душою им верна.

Край с белыми ночами, Великою – рекой,
Стоял перед глазами и звал её домой.
День к вечеру клонился, темнеть стал небосклон,
Конь, видно, притомился под Ольгиным седлом.

По небу плыли тучи, сошла она с коня,
Воспоминаний лучших из сердца не гоня.               
И подошла к раздольно разлившейся реке,
Что на волне привольной резвилась в тростнике.
               
Напротив за рекою стоял высокий мыс
И с думой вековою смотрел на волны вниз.
Воздвигнутый природой на берегах двух рек,
Он словно плыл по водам, соединив их бег.

Вдруг ветер в тёмной туче открыл окно небес,
Для Ольги – знак и случай, имевший ёмкий вес.
У ней от восхищенья плеснулась синь очей:
Лилось на мыс свеченье трёх солнечных лучей.

Лучи соединились над кручею вдали
И божескую милость на землю донесли:
Небесное знаменье слал Отче с высоты
И для благословенья сложил свои персты.

Велела крест княгиня поставить над холмом
И молвила: «Отныне, под божеским перстом
Построю град великий, обильный и большой
И храм спокойный, тихий в честь Троицы Святой!
Здесь выгодное место от происков врагов,
И крепости уместно стоять у берегов."
         *  *  *
Так, стариной далёкой, из глубины веков,
Как крепость с зорким оком, поднялся древний Псков.
К Святой Руси, начальной, по роду кривичи,
С душой патриархальной причастны псковичи.

Белеет издалёка в слиянии двух рек
Храм Троицы высокой и славит Ольгин век.
Послужит переправа славянке из веси*
Мостом на берег славы в строительстве Руси.

* Весь – селение, деревня.
         *  *  *
На юг ходили "в греки» славяне-псковичи –
От Византии реки давали им ключи.
В ладьях товар возили и торг большой вели.
Торговлей укрепили владения свои.

Владимир – внук княгини – язычество изгнал
И за её святыни и веру постоял.
Народ на Псковском вече* делами управлял
И колокола речью к Всевышнему взывал.

Чтоб вольница стояла, княгинею дана,
Здесь дань не собирала Российская казна.
С крещенья Ольгу чтили, Святою нарекли,
Хвалу ей возносили и веру берегли.
         *  *  *
Прошло тысячелетье и ровно сотня лет.
Я верю: из бессмертья нам Ольга шлёт совет,
Чтоб заповеди Бога по жизни пронесли
И чтоб любовно, строго свой город берегли.

 *Вече – народное собрание, мирская сходка.
 
 К 1100-летию упоминания города Пскова в летописи.
               
                Май 2003 г.
  Использованная литература:
 "История государства Российского" М.Н.Карамзина.