Памяти Татьяны Алюновой - Я ВИЖУ МИР ИНЫМ

Анатолий Шамов 1
Алюнова Татьяна Витальевна
“Я вижу мир иным...”
(репродукция фотокартин)
Черкассы, Изд. “ОРФЕЙ”, 2007,- 44с.


Творчеству  Татьяны Алюновой свойственна глубина проникновения в суть явления, что мастерски отображается на холсте. Например, работа: 
«Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ», где на шахматной доске условно, ассоциативно отображён   ряд основных человеческих ценностей и интересов над которыми фото автора, а внизу, в обратном порядке надпись: я ничего… 
При этом  поражает глубина отображения идеи приоритета духовного над материальным, сам сюжет наводит на размышления, причём всякий раз при новом взгляде на картину рождает новые и новые мыслительные ассоциации.



Редактор и составитель А.Шамов
Художественное оформление А.Сталь
Корректор Н.Сагун
Компьютерный набор и верстка А.Герхард

ISBN 966-8280-40 -7

Адрес редакции : 18016, г.Черкассы ,ул. Петровского,27\4
Сдано в набор 4.05.2007г., подписано в печать 11.05.2007г.,
Формат 60х80,1/16 ,тираж 100 экз.
Типография ул. Волкова,19/2 , Зак.№ 11
т. 0958035025

Уважаемый читатель!
Одной из первых книг о жизни и творчестве Татьяны Алюновой была небольшая  книжечка выпущенная в 2002 году издательством  «ОРФЕЙ» -  «ЖЕСТОКИЙ РОМАН» .
Ввиду небольшого объёма и тиража  этот поэтический сборник  не имел  широкого хождения, однако, ценность его в том, что  в нем впервые были опубликованы ранее не печатавшиеся произведения  Татьяны  Алюновой.   
С  выходом  « ЖЕСТОКОГО РОМАНА» было связано и другое,
не менее важное событие,  – учреждение переходящего хрустального кубка и денежной премии за лучшую критическую статью в ежемесячном журнале «ОРФЕЙ» имени Татьяны Алюновой
( журнал издавался с 2000 по 2005 год, вышло в свет  60 номеров, и, как следствие издания даннного журнала, в г. Черкассы  подготовлено девять членов Национального союза журналистов Украины).
После выхода поэтического сборника « ЖЕСТОКИЙ РОМАН»  в издательстве «ОРФЕЙ»  г. Черкассы  вышла книга
Татьяны Алюновой « СУДАКСКАЯ ЧАЙКА» -   (сборник стихов
 изд. ОРФЕЙ, 200 с., -2004 г.), фильм “ БЕЛАЯ Ч АЙКА” видеостудии “ОРФЕЙ” г. Черкассы, 2005 г., в настоящее время в издательстве “ОРФЕЙ” готовится сборник стихов Т.Алюновой “ ЛЕТЕЛА БЕЛАЯ СТРЕЛА”.

Руководство ГОСПА, издательство «ОРФЕЙ» по просьбе наших читателей нашло возможным  поместить в приложении к данному изданию - репродукции фотокартин Татьяны Алюновой - “ Я ВИЖУ  МИР  ИНЫМ...” , и как бы повторное издание поэтического  сборника «ЖЕСТОКИЙ  РОМАН».
Хотелось бы, чтобы этот небольшой труд писателей и поэтов ИТК «ОРФЕЙ» нашёл своё место среди работ,  посвященных жизни и творчеству выдающегося поэта, писателя, художника, пионерки украинского сюрреализма - Татьяны Викторовны Алюновой.
Третьим приложением к данному изданию является диск с видеофильмом “БЕЛАЯ ЧАЙКА”.


Президент ГОСПА                А.В.Шамов



1. РАНЕЕ   НЕ  ПУБЛИКОВАВШИЕСЯ  СТИХИ

Элегия
Прокричала тревожно чайка
И в тумане исчезли крылья...
Голубые пути к причалам
 Корабли вдалеке чертили.
Три скалы - три монаха черных
Над заливом стоят печальны,
И взирают на братьев горных
Двойники из воды зеркальной.
Облака золотою цепью
Потянулись в поток заката.
Ветер трогает сосен ветви
И закатную пьет сонату.
Проступили лиловые тени,
Загорелся маяк за мысом,
И на каменные ступени
Осень бросила взгляд капризный.
* * *
Все происходит потом и не с нами
Я замечаю - мы автопортреты
Радиоволны молчат голосами
Мокрых дельфинов магнитное «Где ты»
Я умерла в девятнадцатом веке
Ты не родился - разлились чернила
 У летописца Мельхиседека
В год окончания засухи Нила.
* * *
В субтропиках кончается сезон
Среди закатов зреют обезьяны
Фотограф закрывает черный зонт
Ночного неба и грозит - нельзя нам
Уйти из дома под названьем мир
Цветные отраженья не оставив
Стирает детские прививки мойдодыр
И тушит лихорадку на устах их -
Облезлых взрослых и стоглазых чад
Сторуких пожирателей озона
Чьи тени так вдоль воздуха кричат
Что трескается небо горизонтом.

2.  ИЗБРАННОЕ

 ... жизнь выпита стихами.
Ты каменеешь, как оставленный в ночи
Безликий Сфинкс в безмолвии Сахары.
Тебе уже не больно .Ты молчишь.
Пророчества сбылись. Ковчег покинут.
Ты привыкаешь к каменным губам,
Все сказано давно. Забыто имя.
И время брошено к ногам.

памяти О.Мандельштама
Разломан стал мир на причины.
Доносчик измучился ждать –
В потертом пальтишке мужчина
Решил на канате сплясать :
Дрожали смычки музыкантов,
Еврей исполнял антраша,
Кружили мундиры анданте,
И плакала чья-то душа,
Топтались цепочкою звуки,
И голод зиял за углом,
И астма держала под руки,
И смерть караулила дом.
А он все свистал щегловато,
И кожу поглаживал страх . . .
Мы все уже жили когда-то,
Стихи хороня на губах.
Но код соловьиный утрачен.
Цитатой железных речей
Стал в проволоку переиначен
Стальной уссурийский ручей.
Возьмите золы на прощанье,
Скажите последнее : “Что ж...”
Пусть снова припев Вас обманет,
На правду до смерти похож.

* * *
Пока  тебе открыт кредит зимы,
Ты можешь тратить снежные купюры
На города внезапную гравюру
И розы у сугробов брать взаймы,
И очищать от солнца мандарины,
И в проводах искать остатки неба,
И возле булочных дышать холодным хлебом,
Печеным из луны и глины.

Дождь пахнет гуашевой краской-
Лиловой и голубой,
Дождь пахнет сентябрьской астрой,
А может - морскою водой.
И мы, ему вовсе чужие,
Зачем-то рисуем в окне
Его перебежки босые
И греем вино на огне.

***
Я больше не могу соединить
Оскому слова и отливы солнца;
Она порвется - ностальгии нить –
Мне облегченье остается.
И больше никому не надо лгать –
О чем молчат засохшие верлибры . .
Мне потревожить эту благодать
Ни дождь, ни грош не помогли бы.
Пусть .в коконе аскезы завита,
Она умрет, натурщица-причина .
Пусть сонная останется мечта
О дольке голубого апельсина.

***
Летела белая стрела
А может -
чайка,
И тетива ее звала,
 А может,
галька.
Носились стаи у воды,
Теряя крики.
 Импровизацией беды
 Цвели гвоздики.
Дышало море,
как осетр,
Сквозь жабры мысов.
 И уходил
апостол Петр
 За туч кулисы.
 Летела белая стрела
С Пастушьей Башни
 И в клюве бережно несла
 Огонь вчерашний.
* * *
Качается желтая ветка,
Сентябрь заливает окно,
И капелька льда незаметно
Студит дождевое вино.
И пусть ничего не случится,
Холодным останется дом,
И Синей останется Птица
Под солнцем в коктейле с дождем.



Я листьев горелый запах
Душный и сладкий дым
В прямоугольных лапах
Площади мира Крым
Мне холодно без названий
Мелькающих спин и дат
Кто из людей гуманней
Мой выдыхает взгляд
Пластмассовую снежинку
Бросит в золу чужак
В правом углу картинки
Санскритский вычертит знак
И слезой стеарина
Оборвется ноктюрн
Я только обрывок дыма
Среди заплеванных урн
Я только копченый воздух
Бездомных рассветов муть
Встающих тоскливо-поздно
Их к счастью нельзя вернуть.



Соло для сердца

Оставьте меня на ветру –
Я знаю, что выдуман Бог.
Я знаю, что я не умру,
Как ни был бы час этот плох.
Я знаю, что жажда пройдет,
Когда вместо горной воды
Набьется в обветренный рот
Комком остывающий дым.
Оставьте мне этот рассвет
И черный, потухший вулкан.
Я знаю, что горечи нет,
А лоцман был капельку пьян.
Останемся здесь, на мели,
За твердым, надежным бортом,
Когда все дельфины ушли
Искать свой придуманный дом.
Мы будем сидеть и смотреть,- 
Как скучны чужие края;
И кто-то завяжется петь –
И это опять буду я.





Разбилась чернильница ночи,
Прошел за окном птицепад.
И времени жуткий кусочек
Лениво жует циферблат.
И Солнце болит под лопаткой,
Погасла в глазнице свеча...
Останься помаркой тетрадной
За темной стеною плеча.


***
В. Высоцкому
В отечестве пророка нет,
И нет юродивому веры,
И никогда тебе, Поэт,
Не одолеть толпы химеру.
Пусть в кровь разодраны уста
И сердце лопается в крике -
Твоя святая нагота -
Мишень для комьев грязи липких.
Нет обреченней никого,
И нет тебе прощенья в мире
За это кровное родство
С  его  «душой в заветной лире...»

***

ИГОРЮ ТАЛЬКОВУ
Так долго не было дождя,
Что все поверили в разлуку.
Но чей-то крик поранил скуку.
О Мама! Как себя мне жаль!
Так долго не было дождя
Что ничего не остается
Как растревожить это солнце
О Боже! Как певца мне жаль!
Так долго не было дождя
Что на стекле слеза сгорела
И ветер плакал неумело
О Небо! Как мне птицу жаль!


АХМАТОВА
Подобна звучанью органа
Мелодия песен ее,
А долгое имя - Анна –
Гудит колокольным литьем,
И с сотен ее портретов
Столетье глядят глаза,
Но только души Поэта
На них угадать нельзя,
Которая вызывала
Отчаянье и восторг,
Которой недоставало
Вселенной для горьких строк,
Чьи надменные губы
Испили печаль сполна.
Смолкали медные трубы,
Склонялась низко луна.
И лишь царскосельские липы
Плели свой истовый бред.
Свеча догорала, всхлипнув,
И дождь диктовал сонет.

***

МОЛИТВА
Я разучусь летать, когда,
Остановись на полуслове,
Повисну в длинных проводах
Лжи, облипающей до крови.
Преодолеть ее бессильна,
Устанув, бедная душа
Свои изломанные крылья
Оставит, слабостью греша.
И,  приняв отреченья схиму,
Я за собой закрою дверь,
Суетное навек отрину,
Забуду голоса потерь.
Богам молиться не устану
До истеченья скорбных дней
За всех окрыленных людей
Незримым стану талисманом.
И ныне, присно и вовеки
Души, блуждающей в горах,
Неопалимой лунным светом,
Земной да не коснется прах.


Пусть звездный час тем дольше длится,
Чем выше гибельный полет
Горящей человеко-птицы
Пронизывает небосвод.
И пусть дождем метеоритным
К земле идет священный свет».
За вас творю свою молитву:
Художник, Мастер и Поэт.


*  *  *
Жить на дне твоих глаз,
О себе узнавать,
Что чужая всему –
Возвращеньям и дому,
Кипарисовой статуей
В небе молчать,
Черной рыбой тонуть
В поцелуе другому,
И смеяться сейчас,
Когда ноет июнь,
Жженным сахаром горкнет
Под левой лопаткой . . .
Не смотри на меня –
Ослепительный лунь,
Огорченный моей
Карамелью несладкой.


Уважаемый читатель!
Книга Татьяны Алюновой “РОМАН С ОДНИМ ГОРОДОМ” при прочтении потрясает.. В этом романе каждый,  кто строит себя , как ЛИЧНОСТЬ, найдет  всё необходимое... от трансцендентальной медитации до криптограмм Ричарда Бостона. Т.Алюнова своим творчеством открыла в поэтической  жизни Украины новую эпоху - эпоху сюрреализма.
В подтверждение того, что её  духовный  труд нашел признание, ты
на следующих страницах сборника сможешь прочитать несколько посвящений черкасских поэтов поэтессе Т.Алюновой.

Член  Национального союза
журналистов Украины                А.А. Герхард



 




Так случилось, что  с Татьяной Алюновой я познакомился дважды. Первый раз в 1998 году, когда служил в  МВД Крыма и приехал в очередной раз в Судак поправить здоровье...  На набережной одной из торговавших бижутерией  девушек я подарил  свой сборник стихов   «Желтый тигр». Эта небольшая книжка  имела  почему-то удивительный успех у офицеров ГЛАВКА и тиражировалась всеми доступными средствами. И вот я вижу в руках одной из женщин свой сборник, обаятельную улыбку...  и всё понимающие, на удивление живые глаза.
Завязалась беседа  на уровне идей, менялись темы, а  в груди жила и не хотела уходить  непонятная радость…. Одну из  озвученных тогда идей Татьяны  я смог реализовать. Объехал всё побережье Крыма, написал несколько сотен стихов об известных и неизвестных достопримечательностях полуострова. Договорились о встрече через день, но в силу обстоятельств я вынужден был уехать...
В памяти остались её  удивительные глаза, теплота руки… огромная жажда творчества, такое понятное мне желание издать уже написанное…   Мы начали со стихов и стихами  закончили. Ни адреса, ни телефона я не взял, мне почему-то представлялось, что в Судаке я всегда  смогу найти Татьяну. Но судьба распорядилась иначе.
Встретились мы через четыре года, когда … я увидел её фото на обложке  книги и узнал о её трагической судьбе. В том же злополучном 1998 году и моя судьба несколько раз драматичным образом ломалась… и часто я не знал, чем закончится только что  наступивший день.
Сегодня я очень и очень признателен крымчанам -  АлексеюТимиргазину, Александру Ярошевскому, которые откликнулись на мою просьбу и собрали то из творчества Татьяны, что еще не вошло в книги «РОМАН С ОДНИМ ГОРОДОМ»,
«ОСТАНУСЬ»,   -   стихи из её  черновиков и давно забытых газет.
Надеюсь, что эта небольшая книжка порадует многочисленных друзей Татьяны Алюновой и может кто-то  из них откликнется, передаст что-то из того, что отражает как-то  её творчество. Если такое случится, то я, как издатель, буду рад подготовить еще одну  книгу её стихов.
И последнее,  фонд «ОРФЕЙ» в 2002 году учредил переходящий приз и денежную премию имени поэтессы  Татьяны Алюновой  за лучшую критическую статью молодого автора в журнале «ОРФЕЙ»  по итогам года.
В память об интеллектуале, мыслителе и поэте эта  небольшая книжка  -сборник стихов и посвящений  - “ ЖЕСТОКИЙ РОМАН”.


Член Национального союза
Журналистов                Анатолий Шамов




ЖИЗНЬ ПОЭТА ТАТЬЯНЫ АЛЮНОВОЙ
(11.05.1959 г. - 21.10.1998 г.)

Татьяна Алюнова родилась в ночь с 10 на 11 мая 1959 года в г. Ангарске Иркутской области. Отец - инженер-строитель. Мать - экономист. Характер работы отца - причина неоднократных переездов семьи. Из Ангарска - в Хабаровск, затем - в Ново-Чебоксарск.
Чтобы более точно определить, откуда родом этот самобытный талант, обратимся к строкам ее стихов:
«Мать-Вселенная в подоле
Принесла меня сейчас».
Природа  щедро одарила её трудолюбием и талантом. У Татьяны с малых лет была «пуповинная» связь с матерью-природой. Слушать, «как травка растет» , - было любимым занятием Тани во время детских прогулок. Когда Татьяна пошла в школу, родители её предупредили о том, что не собираются контролировать её усердие, потому что ей доверяют. Она не разочаровала их и раньше сверстников достигла в развитии уровня самореализации. Таня не только глубоко знала и «чувствовала» классику русской литературы (в частности, ее анализ творчества М.Ю.Лермонтова - работа, выходящая за рамки школьных сочинений), но и сама написала несколько сказок.
После школы (уже после переезда семьи в Крым) Татьяна в 1977 году закончила Феодосийский политехникум. Работала в пос. Черноморском, затем (с 1983 г. администратором базы отдыха в Новом Свете. Вышла замуж. Стала матерью двоих детей.
Уже в зрелые годы ее интерес к творчеству поэтов «серебряного» века перерос в страсть. Особенно обожала она  Марину Цветаеву.
Тяга к творчеству и самосовершенствованию подвигла ее подписаться на журнал литературной учебы, собрать большую библиотеку русской и зарубежной классики.
Будучи православной, Татьяна не ограничивалась в духовных исканиях сугубо христианской тематикой. Она с интересом изучала многие мировые религии, в каждой черпая что-то ценное.
Стремилась к познанию мира Таня и через искусство, была завсегдатаем художественных галерей, поддерживала теплые, дружеские отношения с художниками, приезжавщими в Новый Свет на пленэр. Именно красота природы нашего Парадиза подтолкнула Татьяну к отображению величия, мудрости и прелести окружающего мира в стихах и живописи.
Сумма          накопленной          Таней           информации,
«профильтрованная» через душу, принесла свои зрелые плоды в краткий период «уплотненного» роком-судьбой времени.
Новый Свет взят в полукольцо тремя горными массивами, своего рода пирамидами. В книге «Эндоэкология здоровья» профессор И.П.Неумывакин утверждает, что пирамиды - это аккумуляторы, но не энергии, а времени. Они образуют вокруг себя «стоячие волны» (так называемый «эффект полостных структур»). Настоящее в таких точках мироздания существует в единстве с прошлым и будущим. Именно за счет этого «уплотнения» времени так продуктивно самовыразилась Татьяна. Не об этом ли строки ее стихов:
«Я помню все на много лет вперед.
Я вижу все несбывшееся сразу».
За период 1985-1998 гг. она написала стихотворного материала в объеме, достаточном для издания пяти книг. Две -«Роман с одним городом» и «Распятие стрекозы» - изданы при жизни. Остальные три - «Останусь», «Еще одно прости» и «Судакская чайка» - посмертно, с 2002 по 2005 годы. Кроме того, написано 25 картин в жанре символизма. Как сама она заметила в одном из стихотворений:
«Вы смысла в мазках не ищите.         
Все это - импрессии грим».
Однако в подборе красок и «построении» светотеней Татьяна придерживалась классических методов художественного письма. 8 сентября 2005 года в Новом Свете «апостолы поэзии» -постоянные участники Волошинских чтений, возглавляемые президентом ассоциации поэтов Украины А.Б.Грязовым, приняли решение поднять новый пласт творчества Т.Алюновой, популяризировать ее работы в живописи. Позднее в городской библиотеке прошла выставка картин Тани, экспликации к которым составлены судакским художником Г.Купиным.
В книгу памяти о Татьяне Алюновой включены специфические характеристики - «видения» - ее творчества. Так, профессор Санкт-Петербургского университета Г.В.Варий-Лысенко сравнивает поэтический язык Татьяны с языковыми стилями И.Бродского и Е.Баратынского.
Постоянная комиссия по культуре Верховной Рады АРК приняла решение  ( №02/06-14  от 12 января 2006 г.) о создании в Новом Свете музея Т.Алюновой. Поэты Украины и России пропагандируют творчество «новосветской Девы-Чайки» по городам и странам мира.
Двенадцатилетний период творчества Т.Алюновой - пример неограниченных возможностей человеческого духа, плодотворного «сплава» трудолюбия с Божьей искрой. Так за краткий период сформировался, реализовался и состоялся поэт-художник с особым, неповторимо-уникальным видением мира.
Её земная жизнь оборвалась на 40-м году в хирургическом отделении Судакской больницы. Она и это знала, предвидела.
Жизнь выпита стихами...
И время брошено к ногам.

Богатое и многогранное архивное наследие Т.Алюновой -источник, из которого литературоведы и художественные критики еще долго будут черпать материал для издания новых книг и альбомов.


Член ИТК “ОРФЕЙ”, 
член ГОСПА                Елена Фоминична Алюнова





                Эскиз кисти.
Появление Татьяны Алюновой на Олимпе художника будоражит от неожиданности, но, читая ее стихи, начинаешь понимать, что глубоко в недрах поэтического творчества вызревал и художник, а идеи и способы этого выражения на холсте тоже вынашивались годами. Мы читаем стихотворение 1990 года:
Ломается ось без причины
В пещеры не падает снег,
И трогает щеку морщина,
Когда появляется смех,
И пульс пред виной беззащитен,
Для скрытости есть псевдоним...
Вы смысла в мазках не ищите -
Все это импрессии грим.
Картины в этой манере письма кисти мастера появились в 1995 году - разрыв пять лет.
С этого времени стихи стали перекликаться с картинами:
-     скрестились четверо дорог;
-     падал покинутый ангел;
дышало море как осетр сквозь жабры мысов;
-    в краю Волошина безоблачном;
-     безликий Сфинкс в безмолвии Сахары и другие.
По всему это является первопричиной, что мы видим опытную кисть в руках зрелого мастера, и нам весьма затруднительно назвать ее начинающим художником, когда картины смотрятся законченным смысловым выражением, излучающим энергию и без лишнего мазка в рамках правильного художественного мастерства.
Кроме того, ее творчество имеет и обратную связь среди живущих с нами. Так, феодосийские поэты Роман Орлов и Эдуард Абрамов выучили ее стихи наизусть и объясняют, что их и учить не надо, так как они сами ложатся на память. Это они не раз демонстрировали на встречах с поэтами «Киммерии» города Судака. Так получился слиток поэта и художника, который состоялся на наших глазах. Поэтому ее творчество, все более расширяя границы своего влияния, продолжает жить так весомо, что в Луцке ее стихи переведены на украинский язык.
На ниве поэзии и живописи она трудилась неполных 13 лет. В это же время растила детей, зарабатывала на жизнь. Поэтому чистого времени на творчество приходилось несравненно мало. Но сделано очень много. Как объясняет теория свойств пирамид в книге «Эндоэкология» профессора И. П. Неумывакина, влияние на эту область огромно. Что пирамиды аккумулируют не энергию, а время, образуя вокруг себя «стоячие волны». Это явление в науке получило название «эффект полостных структур». Он объединяет во временном пространстве прошлое, настоящее и будущее.
Это явление отражено в стихах Татьяны Алюновой:
Я помню все на много лет вперед
Я вижу все несбывшееся сразу.
А ведь именно среди трех гор Нового Света она искала вдохновение и возвращалась с набросками стихов и с сюжетами картин.
Это наиболее полно дает возможность понять извечную тайну появления феномена поэта-художника в провинции без специального образования и работы по профессии. Непременным условием появления этого чуда, конечно же, был девиз: «Душа обязана трудиться и день и ночь». Плюс гигантский труд в мыслях о смысле всей жизни временной и желание успеть выразить все это языком поэзии и кисти.
Спасибо тебе, Татьяна, ты нам оставила очень богатое и необычное творческое наследие и пример неограниченных возможностей человека на земле для добра и красоты. Таково единое мнение художника, пейзажиста, жителя Нового Света Тамилы Николаевны Дзюбенко-Бауэр и председателя общества поэтов «Киммерия» Александра Трибушного с участием матери поэта Елены Фоминичны Алюновой и краеведа Алексея Тимиргазина. Я говорю: “Здравствуйте, картины! Вы, наконец, вернулись в дом, где в муках были рождены.”
Жанром художника был выбран символизм, этот метод ей дал наиболее точно выразить глубину событий и фактов. Из двадцати картин лишь одна написана с натуры - февральская ветка миндаля.
Рассмотрим сами картины своими глазами, как бы со стороны.
1.          Новосветская бухта во времена перестройки (28 х 60 см) в жанре символизма. Акварель на полотне.  Тон мрачен, хотя в дальнем правом   углу    светлее   мир   в   видении    автора.    А    пока   вот покосившийся фонарный столб с упавшей крышкой рядом. Уже чувствуется поэт-песенник [...] этот уголок забыл или вовсе оставил. Потому    как   поселились   многолетние   дикие    заросли-каперсы. Именно    они        изображены    крупным    планом    впереди.    Но божественный    мир    прекрасен!    Все    так    же    радуют    глаза великолепные творения творца гора Орел, гора Сокол - свидетели всего     происходящего     на     набережной     новосветской     бухты. Неизвестность на фоне запустения пугает, поэтому сама набережная изображена   в   темных   тонах   с   едва   выраженными   светлыми полосками. Не было войны, но запустение создает впечатление, как будто здесь вообще много лет отсутствует цивилизация. Такова цена распада Союза в видении художника тех лет, когда московский пансионат забросил дело озеленения набережной.
2.          Все та же бухта вдохновляет художника на создание следующего полотна: все тот же мир, здесь, под луной, все те же горы величавы со взглядом Сфинкса со стороны востока, он стоит, на переднем плане пляжный зонт. Работа выполнена маслом, 35 х 54 см. Сфинкс на высоте горы по уровню. В ночном этом видении пока утро не просматривается. Луна почти на уровне его головы. Лишь очень строгий   взгляд   Сфинкса  оживляет   все   происходящее.   Он   весь напряжен, как натянутая струна. По возрасту этот сфинкс совсем молодой, родился где-то не раньше серебряного века,  но очень строгий. Возможно, он многое спросит с нас и предстоит ответить, потому  как:   «Он  знает все  на много лет вперед  и  видит все несбывшееся сразу».
3.          Также изображен Сфинкс, он явно среди чужих песков, явно не наша среда обитания (54 х 67 см, масло). Автором датируется 1995 годом. Сфинкс   в   сидячем   положении   на   переднем   плане   и   поэтому зрительно он как бы ниже пирамид, конечно же, Сфинкс не может быть ниже, это нонсенс. О нем много и говорить не надо, он сам говорит о себе. Одно лишь скажем: он величав даже при малом свете луна   далекой   среди   египетских   песков.   Положение   фигуры   в полуобороте передано кистью мастера справа в наиболее темных тонах.  Светло-теневое решение    художника зрительно усиливает величие фигуры, доброй и мудрой. Она напоминает мать и обещает чувство защищенности.
 4.          Москва. Из всех работ художника-символиста Татьяны Алюновой это   полотно   написано   в   самых   светлых  тонах   с   выражением внутренней гармонии и любви. Цветы любви (розы) поднялись даже выше стен. Эту любовь автор воспевает миллионами алых роз и дополняет музыкой любви. Впечатление такое, что это вот самое главное в жизни. Да, величав белокаменный, но любви больше. Она заполнила главную площадь и всех объединяет быть сопричастными этой  главной  цели  -божественного  промысла.  Вокруг  этого  нет ничего   суетного:   «Суетное   навек   оставлю...».   Впечатление   от картины такое, что сюда поселилась добродетель для одной великой цели - всеобъемлющей любви. Но есть штрихи невидимой тревоги, на музыкальной пластинке через середину проведены небольшие темные,    пересекающиеся    лучи.   Художник    зовет    нас    быть бдительными во всякое время (в свое время она очень тяжело пережила потери Влада Листьева и Игоря Талькова) и потому,  хотя и «суетное навек оставим...», но не «забудем голоса потерь». Во имя защиты всего этого прекрасного - нет права забывать голоса потерь. Само небо зовет нас к этому, очень непростые тучи над городом -очень непростые перистые облака с предвестием приближающегося циклона - порывистые, даже розы не все спокойны на земле. Люди, будьте   достойны   великой   любви  художника   и   не   совершайте необдуманные шаги в сторону нелюбви и враждебности. Все же есть надежда, что все будет хорошо, смотрите, какое светлое небо на западной половине небосклона над городом на полотне.
5.          Натюрморт «Ветка миндаля» (30 х 35 см, масло). Единственная картина, которая написана в жанре реализма с натуры ветки. Утро, на часах 9 часов 37 минут, на столе в высокой стеклянной вазе -распустившаяся ветка миндаля, семья готовится к чаепитию (надо подразумевать), разрезан лимон, рядом фрукты в плоской тарелке.
6.          Дом за крепостной стеной (39 х 56 см). Очень манящий взгляд уголок, дорога к дому хорошо освещена и благоустроена. Художник точно обещает в том манящем уголке за поворотом очень загадочно чистое и непогрешимое, так как дом освящен крестом и светом под надежным зонтом. На этой очень освященной улице на переднем плане лежит красный цветок, но это не символ любви, хотя он и красный, наоборот, он вызывает тревогу, так как через дорогу слева черный водоем, а название цветка - мак. Здесь черное и красное объединились   на  пагубу.   Цветок   обречен   быть   затоптанным   -недаром художник бросил его на проезжую часть. А дом будет жить своей жизнью, ходят часы над окном с видом на дорогу. В долине этой маленькой и миленькой нет хода чужаку под энергией света и креста, ибо на страже дома стоят с оружием невидимые силы небес.
7.          Жизнь на луне (33  х 34 см).  Ладья символизирует жизнь,  она двигается вверх и находится на довольно высокой ступени,
поднята на светлую полосу и вообще та сторона безопасно светлая, а на самом верху можно увидеть черный квадрат Малевича - символ успеха. Слева очень темно, поэтому улица освещена трехламповым фонарем, это на земле, а повыше видим обратную сторону луны с кратерами. Здесь все говорит о равновесии согласно законов гармонии и справедливости без всяких интриг. 8.          Sirocco - состояние сирокко в Крыму (45 х 58 см, масло). Этот знойный ветер, господствующий в средиземноморском бассейне, автором картины перенесен на берега Крыма. Знойный ветер с моря ласкает берега Крыма с трех сторон. Картина написана как бы с неба и смотрится зрительно как плоская рыба-камбала. Картина не без тревоги для художника, его тревожит село «Красная поляна» -именно там географически определено место для пепельницы с дымящим окурком. В правом верхнем углу спокойные перистые облака окрашивают небо. В районе симферопольского аэропорта установлены светильники, все, как в жизни.
9.          Есть второй вариант Sirocco (55 х 70 см, масло). Здесь с двух сторон моря зноный ветер ласкает берега Крыма. ЮБК более отчетливо отображен неровным рельефом местности. Есть особенность еще в том, что сирокко еще и на суходоле в районе Белогорска. Берега окутаны тишиной - полный штиль.
10.        Осенние бабочки (35 х 35 см). Он - 1994, она - 1996 г. Символ чистоты и непорочности между мужчиной и женщиной. Морской пейзаж.  Вечереет - летают  вечерние  осенние  две  бабочки,   но разделяет этих бабочек большое расстояние, как и два года назад. Они летают на одном уровне в одном направлении. Но почему бы им не летать совсем рядом? Ведь им совсем немного надо - капелька росы, капелька нектара. Им нет необходимости цепляться к ветке держидерева, что находится рядом. Они обе порхают свободно. Но она боится божьего суда, так как дала обет, обет безбрачия и эту чистоту решила посвятить двум своим сыновьям от брачной жизни (бывшей). Ее цель благородная - архинепростая в возрасте 37 лет. Недаром на небе просматриваются тяжелые грозовые облака. Но бабочки продолжают летать, они решили испить эту чашу до конца, даже не имея надежды на сближение, сократив большие расстояния, повернувшись     навстречу     друг     к    другу.     Увы,     такое     не просматривается. Она вовсе приземлилась на черную полосу среди бассейна моря и тем не менее он продолжает свой непростой полет без всякой надежды на взаимность в том же направлении, считая этот путь для себя необходимым. На его пути твердой почвы нет, кругом вода, но и на этом берегу безнадежно, ведь нельзя садиться на куст держидерева с цепкими колючками. Бесконечно жаль, но...    увы и ах. И никто не поможет им, ибо они сораспылись с идеалом чистоты и целомудренной жизни. Такова попытка отводить беду стороной, но враг рода человеческого изобретателен, недостижима та цель, ради которой были эти самопожертвования, она погибла, не увидев плоды задуманной цели. 11.        Три монаха (32 х 41 см). На Царской бухте ночь, три монаха зажгли огни в своих пещерах.  Они дружно держатся друг друга,  они уверены, что вместе им любая непогода нипочем - для них свет и тьме   светит.   Они   смотрят,   как   непросто   одинокому   дереву удержаться на краю, которое растет перед ними. Этому всему луна свидетель.
12.        Магазин «Цветы»  (43  х 51),   1996.  Натюрморт с  музыкой.  Все выставленные      товары      очень      привлекательные,       особенно селекционный сорт хризантемы с разноцветной окраской лепестков. На   временном   пристанище   все   товары   уживаются,   но   очень временно.
13.        Всевидящее око (54 х 65 см). Картина в жанре символизма написана в   пастельных  тонах   с   преобладающим   серым   тоном   с   очень непростым философским подтекстом. Эту картину каждый зритель может увидеть по своему среди моря и гор. Справа утес почти отвесный, у его подножия расположена шахматная доска. Видимо, здесь свои правила игры. Море не теплое и не очень приветливое, со своими непростыми загадками. А вдали, почти у горизонта, виден небольшой   островок   с   пологой   вершиной,   а   с   неба   смотрит всевидящее око.
14.        Муза души художника-символиста (45 х 60, масло). Муза сиротливо стоит   на   рояле,   от   нее   пытается   пробиться   свет   на   некое пространство. Она стоит, смиренномудро смотрит, руки по швам, на голове капюшон, длинная верхняя одежда закрывает ноги. Лицо женщины   возраста  Христа,   но  успевшая   испить   свою   порцию горечи, которая не миновала это прелестное создание. Она уже не обращается словами поэта: «Гори, гори, моя звезда». Столь короткая жизнь, похоже, что ей показалась вечностью, и смотрит, как рука лежит на клавишах и пытается играть с тем, чтобы создать огонь... но слабо костер разгорается, нет огня даже от музыки с большой руки. Муза на все смотрит почти безрадостно, так как кругом тьма. Единственный свет - она сама и отражение от нее. В правой руке она держит перчатки, туловище слегка повернуто в сторону света, ей хочется туда, здесь ее ничто не привлекает, музыка есть, но нет света, тепла и любви.
15.        Работа двух  художников,  так как  подписана АТГА  - Алюнова Татьяна совместно с ГА. Второй автор неизвестен. (45 х 58 см, ткань). Трудно объяснить нижнюю переднюю часть картины - тон красок характеризует, что это не несет тепло и свет, а напротив. На заднем плане стены - забор из красного кирпича, а посередине ворота, - наверное, территория православного монастыря, так как на воротах
изображен православный крест, а может быть, по законам символизма, вовсе райские обители за этими воротами, что внизу хаос и тлен со злыми лучами возмущенного могущества создает такой контраст света и тьмы. По законам вертикальной планировки площадей  - свет над землей, а тьма изображена под землей, на зримо небольшом рассстоянии от монастырских (райских) ворот. Если свет, то он светит и во тьме, а там света вовсе нет. И как должен бояться грешник той участи, что не попадает в стадо избранных овец к Господу, а в преисподнюю. И как людям перестать грешить сегодня и сейчас. Нас всех к этому призывает автор, ради этой высшей цели она перенесла на земле рядом с нами многие испытания - местами отрезки ада, когда в нарушение всех законов разведенный муж покушался на ее достоинство, пытался унизить перед людьми, хотя тем самым и поднял перед Богом.
16.        Наконец,  мы  вовсе  в  затруднительном  положении.   Среди  трех пирамид изображен ангел, но он с лицом автора этих картин -Татьяны Алюновой. За десять лет почему-то краска не высохла. На это «почему» - нет ответа пока. Возможно, надо обследовать состав красти и входящие туда масла. Это не икона и мироточить она не может, мы не вправе думать об этом, но явление то прекращается, то усиливается. Автор назвал картину «Изнанка черного квадрата» (54 х 32 см, 1995 год). Картина дает атмосферу тишины и покоя, и сопричастность автора к данной работе по исследованию ее картин. Квадрат изображен в виде трапеции с тремя пирамидами внутри квадрата, а среди пирамид и лик автора на уровне светящейся луны. Существует мнение - среди трех вершин святость поселяется. Но эти вершины рукотворные, всего лишь творение рук человеческих. Поэтому трудно думать, что автор непростой судьбы (чей образ в виде  ангела-хранителя)  так  зримо   и  ощутимо  получил   святую Божью любовь, что никем не освященная картина замироточила - на все  Божий  промысел.   Велика  награда  на  небесах  для  чистых сердцем.   Но   это   если   награда,   то   сверх   моего   материнского понимания. Да простит меня грешную Господь, яко аз немощна есмь.
17.        «Я ничего не хочу» (30 х 33 см, бумага). В правом нижнем углу вмонтирована  фотография   автора  в  черной  шляпе,   подаренной Димой Лошагиным, рядом вмонтирована игральная карта тыльной стороной  к зрителю,  рядом  нарисованы  два ключа  от входных дверей своей квартиры и квартиры своего отца Алюнова Виталия Прокопьевича. На переднем плане шахматная доска. К краю доски прикреплен на длинном стебле цветок мака, он никого не привлекает и не вызывает интереса и поэтому его топчет спортивная обувь от правой  ноги.  Чуть  левее  и  выше  фотографии  автора  большой долларовый знак, а шахматная доска изображена в виде креста, похоже, композиция картины построена под настрой стихотворения «ни крест, ни грош не выручат меня...».  По левому краю картины написаны три слова: «Я ничего не хочу».  Это полуправда лишь очень усталого человека. Жить она всегда хотела, всех людей уважала и говорила, что самые главные на земле - это старики и дети. И еще мне запомнилось: «Связь матери и дитя не кончается никогда, если даже один из них уходит раньше в лучший мир». Ушла она раньше и, приснившись, попросила: «Молись за меня». Я молилась сорок дней и ночей и она снова приснилась и сказала: «Теперь я буду молиться». В жизни сей я по ее молитвам получаю желаемое. Так, 8.09.05 ко мне приехали поэты (как апостолы от поэзии с Андреем Грязовым из Киева) и развеяли непонятным образом появившиеся «тучи над моей головой». Враг рода человеческого был посрамлен молитвами Татьяны и снова живу тихо своей жизнью, а Господь сподобил меня заниматься ее творческим наследием. Слава Богу за все.18. С Новым Годом (35 х 35 см, картон, 1996). Непростую атмосферу греет символ (Sirocco) Сирокко в виде большого шара. Со стороны двери висит колокольчик - символ защиты от чужаков, сохраняя крестом жительство и освещая путь двумя свечами еще на год, обнадеживают цветы. Все будет хорошо.

Член ИТК “ОРФЕЙ”, 
член ГОСПА                Елена Фоминична Алюнова


Свет  творчества Татьяны Алюновой
 
Картины Татьяны Алюновой  выполнены в жанре символизма.
Это - находка для художника, т.к. многие картины перекликаются с ее стихами.
Получилось так, что по времени стихи были написаны на 5-7 лет раньше, чем картины. Следовательно, они долго вынашивались для изображения на холсте. Наиболее ярко это заметно по следующим картинам:
«Падал покинутый ангел. Пьяный играл музыкант» - настроение ангела изображено изумительно;
 «Дышало море, как осетр, сквозь жабры мысов» - изображен Крым, очень интересны замысел и тональность цвето-красок;
«Безликий Сфинкс в безмолвии Сахары» - в очень удачной свето¬теневой гамме.
Каждая картина по-своему интересна. Так, в картине «Окно в мир» изображена женщина - лик автора. Тема глубоко философская. В науке имеется такое объяснение, что пирамиды аккумулируют не энергию, а время. Где происходит «уплотнение времени» во временном пространстве  прошлое + настоящее + будущее. К этому явлению у нее тоже есть стихи:
«Я помню все на много лет вперед.
Я вижу все несбывшееся сразу».
В науке это явление получило название «эффекта полостных структур       (книга профессора И.П.Неумывакина «Эндоэкология здоровья»).
Картина «Новый 2101 год». Крестом защищено жительство, жизнь продолжается - горят свечи в доме в виде шара сирокко
 (зной Средиземного моря) т.е. тепло.
Картина «Состояние сирокко». Крым окружен с трех сторон зноем Средиземного моря (в виде трех шаров). По-своему видение картины «Волошинский край». Картина изображена как бы на двухуровневом пространстве в манере письма импрессионизма (без смешения красок).
«Жизнь на Луне». Изображена обратная сторона Луны с кратерами, а по ступенькам жизни ввысь поднимается шахматная фигура (Ладья -жизнь). Та сторона очень обнадеживающая в ожидании счастья, т.к. среди теплых тоновых красок -  квадрат Малевича.
А чтобы и на земле было светло, художник изобразил на левом нижнем фронте трехрожковый фонарик. К стихотворению «Судьба». Изображена картина «На перекрестке дорог».
Скрестились четверо дорог
У храма на консолях.
Был город нем у самых ног
И брошенностью болен.
 «Ключи к загадке под водой». Смотрит всевидящее око. И белые, и черные играли на равных - ситуация патовая.
«Какие могут быть ключи
К загадке русского поэта».
 «Москва - любовь моя». На площади миллионы алых роз - в знак любви к этому городу, а ход жизни изображен музыкальной пластинкой. Художник тревожится за этот любимый город, т.к.  с востока двигаются порывистые перистые облака. Даже розы на земле не все спокойны.
В верхнем левом углу небо светлее, и художник считает: все будет хорошо. Город изображен в светлых тонах - белокаменный.
 «Современный Сфинкс перед Алчаком». У него твердый характер, и смотрит строго. (В данное время висит в коридоре Новосветской школы).
 «Три монаха в Новосветской бухте со стороны Царского пляжа». Как бы окна в них, и ночью там живут своей жизнью. Великолепно подобраны краски по теме, и изображение радует глаз. «Новосветская бухта с каперсами». Прекрасное Богом данное место, но символизирует перестроечный период, т.к. мы видим перекосившийся столб с откинутой крышкой, а сама набережная заросла дикими каперсами  (на стыке развала Союза).
Художник трепетно изобразил двух бабочек, а расстояние между ними измеряется единицами времени - двумя годами. Она перелетела морской путь двумя годами раньше. Он стремится туда же в беззаветной любви, обреченно, но упорно. Высший символ чистоты в любви. Бабочки, как живые. Их трудно назвать нарисованными и по форме, и по подбору красок.
«Магазин «Цветы». Здесь символ красоты - губная помада. Символ богатства - жемчуг в раковине. Ход жизни изображен пластинкой. Она крутится. А сами цветы изображены в удивительно нежной тональности.
«Море    штормит».    Здесь    применено    удивительно     высокое
мастерство кисти художника в изображении живых-капель и брызг.
Большое полотно «Бабочка». Одна из первых работ Т.Алюновой , и она ее выставляла на берегу моря.

ХУДОЖНИК  НОВОГО СВЕТА 
Т.Н. ДЗЮБЕНКО-БАУЭР



КРЫЛЬЯ    ПЕРЕВИТЫЕ  АЛОЙ    ЛЕНТОЙ.


При серьёзном отношении к поэзии, при огромной и неугасаемой увлечённости Её Величеством, в человека надолго вселяется прекрасное и возвышенное чувство, от которого он не желает отказываться. Но иногда чья-то поэзия принимается обществом не так, как бы этого хотел сам автор.
А всё потому, что этот автор  способен интерпретировать личное восприятие жизни, всех её сторон,  не косным, банальным языком, а каким-то непривычным, на грани фантастики, но достоверным  и современным.
Примером вышесказанного может быть поэзия молодой крымской поэтессы Татьяны Алюновой.
О творчестве и жизни Алюновой  я узнала четыре года назад, когда прочитала ее книгу    «Роман с одним городом».   Первое моё впечатление -  какая-то тяжесть на сердце, хотя бы от таких её строк :
И что зрачков  беззвучный тир
Афишкой  еохнет на верёвке ...

Ещё более меня озадачила  книга “Судакская чайка”, выпущенная в Черкассах издательством “Орфей” в 2004 г. А.Шамовым.
Вот где я поняла, что писать о Татьяне Алюновой, как о высоком поэте, человеке, прошедшем свою короткую жизнь семимильными шагами в ... разломанном мире на причины ...  не  каждый возьмется, потому, что так она сама сказала  о себе:
Поэт - живущий в следующем измерений ...
Причин,  разломавших её сложную жизнь,  как хорошую, у Алюновой было столько, что со временем её поэзия стала ассоциативной, переполненной афоризмами и метафорами,  высокоинтеллектуальной, с героями и образами ,созданными на уровне подсознания,  но вполне осознанно, чтобы высказать всё, что она перенесла:
... Перевожу язык дождя
С оконных стекол на бумагу ...
А судя по  её фотопортретам, не зря она свой лик приобщала к ликам Нефертити, Клеопатры, Евы ...  Татьяна была слишком красива и умна. С годами,  совершенствуясь в ПОЭЗИИ, в знаниях, Т.Алюнова вполне естественным путем пришла к сюрреалистическим  приёмам в работе над своими стихами. Сюрреализм - очень сложный метод стихосложения. Цена такой поэзии слишком высока,  особенно в том случае,  когда  творчество в этом направлении идет осознанно. Здесь нужны огромные запасы слов и знаний, присутствие умения раскрепощаться, высвобождаться из -под власти своих невротических комплексов, доверять читателю свои  сокровенные грезы, обладать необузданной  интуицией и фантазией, т.е. глаголить устами младенца и одновременно мыслить и творить на уровне эрудита с большой буквы, какими были Л.Арагон, С.Дали, Ф. Супе, И.Бродский и др.
Сложна поэзия Татьяны Алюновой, также как и сложна, и трагична её жизнь. Она прожила  всего 39 лет. Эта женщина была наделена даром Божьим.
Она эрудит, мыслитель, зиаток живописи , литературы, оперной  и эстрадной  музыки и т.д.     о чём свидетельствуют  её лучшие стихи:
“Фиаско”,  “Ахматова”, “Молитва”  “Игорю Талькову”, “Распьятье
стрекозы”, «Галатея” и  мн. др. Почти все её стихи имеют философское подстрочье, что и делает их нечитабельными для делитантов:
... Ей злорадства непонятен клёкот...
Зависть,  непонимание, жестокие упреки, молва убивают со временем «мотылька». Поэтесса просто констатирует рифмованным языком факты из своей жизни :
Повисну в длинных проводах
Лжи облипающей до крови
Преодолеть её бессильна.

Татьяна жила,  как все люди с семьёй,  с детьми
... Очищала ...от солнца мандарины ...               
... дышала возле булочных холодным хлебом,
печёным из луны и глины ...
Но 80-90 годы не были благоприятны для любого человека в нашей стране. Ей было холодно, зима на душе, безденежье:
...Ты можешь тратить снежные купюры
На города внезапную гравюру  ...
И снова - искра Божья. И страницы ее хватит, чтобы написать подтекст. Как она мастерски преподнесла зимний пейзаж города и бедность  в чёрно - белом цвете. Ну кто ещё из нас увидел в зимнем пейзаже гравюру? НИКТО.
  По природе же своей Татьяна была нежной, утончённой поэтической натурой.  Легко ранимой и одновременно слишком сильной.
И  не себя ли она  сравнивает  с горой «ОРЕЛ»?
Излом крыла очерчен строго
И профиль птицы горд и смел.

Татьяна Алюнова, кроме всего прочего,  была до безумия впечатлительной натурой.  Всё, что она видела, слышала, осязала, обозревала играло на струнах её души. И это немедленно отражалось в её страстной поэзии :
... В прообразе гигантской птицы
Затаена Икара страсть

Это  ли не особое восприятие окружающей среды и искусства. И не для оригинальничания  в её стихах упоминаются санскритские знаки, ноктюрн.
Она мечтает ... найти ключи ...  для шифровки картин модных в то время  художников  - Шагала и Модельяни.
Пытливый ум привел Татьяну  к изучению Древнеегипетского искусства,  к поэзии Байрона, Шекспира.  Судя по её поэзии, она не обошла вниманием систему Йоги и библейские Заповеди.
Татьяна Алюнова хорошо понимала высокий уровень собственной поэзии. Поэтому смело  звучат её строки,  посвященные  Игорю Талькову :
... На Земле так мало места Поэтам и Птицам ...
И здесь же,  как Реквием Поэтам - Трагикам, подобным самой поэтессе и Игорю Талькову, певцам,  любящим свою Родину беззаветно  и преданно,
звучат строки...
Все птицы воскресают на Земле,
Их крылья перевиты алой лентой.

Член ГОСПА, член Национального
союза журналистов Украины                Диана Уральская




Мир, сотканный из камня и воды.

В литературном отношении, если абстрагироваться от первого из судакских поэтов - лиричного сатирика Капниста -
а это ещё XVIII век Судака, наш город связан с веком Сереб¬ряным русской литературы са¬мыми прочными, неразрывными - «серебряными» - нитями. У нас жили Герцыки, бывали Волошин и Грин... почти столетие спус¬тя серебряный век в Судаке вновь всплеснулся в переливча¬том творчестве Татьяны Алюновой, нашей Белой Чайки. Со-стоявшийся Поэт милостью Божьей, интересный начинаю¬щий прозаик, она оставила нам ещё и необычные, вдохновенные картины, и счастлив тот, кто мог видеть выставку её работ в новосветовской школе «Ис¬ток» в конце прошлого года, в Читальном зале рыковской биб¬лиотеки - в начале нынешнего.



Картины Татьяны Алюновой - это зримое подтверждение ее богато одаренной творческой натуры. Они отражают существующее в Мире тесное взаимодействие про¬шлого с настоящим, явного с тай¬ным, обыденного с возвышенным. Попытаемся вместе понять и по¬вествовать тот мир, который предстает на картинах поэта Татьяны Алюновой.



Дыхание   моря
Достаточно ощутимо переда¬но напряжение водной стихии моря в момент волнения. Приглушенная объединяющая гамма с преоблада¬нием градаций синего цвета с контрастным введением у горизонта встречи отношений с теплым оттенком, выражающего присутствие заходящего солнца и холодного ультрамаринового моря. На переднем плане хаотичное переплетение пены буйства волн, усиливает ощущение активного дыхания морской пучины. В небе столкновение воздушных по¬токов создает как бы закрученное в спираль облако. Ощущается пропи¬танность воздуха влагой от «разговора» волн. Все живет в едином настроении предштормового состо¬яния. На стыке древних скал и моря рождаются мысли о веках минув¬ших. О том, что когда-то, очень дав¬но, все это созерцалось и кем-то другим на очередных ступенях эво¬люции. Может быть, каким-либо мечтателем - диназавром, чей силуэт угадывается на ступеньке скалы.  Кто же будет мечтать на этих сту¬пенях скалы у моря после нас?...
Новосветская бухта с каперсами
Своеобразное отражение внутреннего состояния художника. При узнаваемости силуэтов гор, ок¬ружающих бухту Нового Света, все остальное трактуется без передачи осязаемости видимого материала, общепринятой, узнаваемой воздуш¬ной среды, как обычно делается с позиций реалистического искусства. В этом подсознательном мире по¬эта существование имеет свои за¬коны. На картине контрасты резкие, без смягчающих полутонов. Общая гамма создает ощущение угнетенно¬сти, давящей тяжести той среды, в которой в данный момент живет художник. Веточка каперса как при¬знак - проявление живой сущности, вынужденной жить в этой атмосфере. Покосившийся дорожный знак, миражеобразный зонтик в сумерках на обочине дороги усиливает общее настроение картины.

Душа крепости
Размышление о той информа¬ции, которую накопило время в древ¬ней крепости. Башни и стены покрыты паутиной трещин - минули века.    ‘Какие страсти здесь кипели? Какие   судьбы здесь испытывались?
Чьи   жизни проявлялись и прерывались здесь? Темный колодец времени по¬глотил в себя сведения об этом - подобен он молчанию Рыбы. Лишь мудрый ворон-вещун хранит в себе эти тайны, укрывая, как зонтом, опечатанного трефовым крестом, то, что временем сокрыто. Опавший мак как напоминание о том, что все это происходило в жизни, все воз¬никало и опадало в этих временах, горящие свечи - как поминание ушедших судеб. Изображение часов в глубине картины будит мысль: кто знает, может, придет час, и заговорят камни древней крепости?
Огонь влекущий
Узнаваемое окаймление скал -    одной из знаменитых бухт Нового Света. Этот мир манит к себе и завораживает, хранит много тайн, явленных и скрытых символов. Он дает богатую пищу для вдохновения, выражения своих мыслей и образов в поэзии, живописи, философии. Как огонь в ночи своим светом притягивает к себе бабочек, так и фантастическая красота этого края влечет к себе для того, чтобы загореться всем лучшим, что есть в тебе,или сгореть в обыденности и исчезнуть в забвении?...

Геннадий Купин, художник




Метод неосюрреализма и символизм на примере творчества Т. Алюновой.

Сюрреализм, как авангардистское течение, в искусстве новой Украины существует с конца двадцатого века. Сюрреализм, как  явление, затронул кино,
теат, живопись, литературу, в частности ПОЭЗИЮ  ( Т.Алюнова,  « Роман с одним городом», книга стихов и прозы, 1998, Симферополь, Таврида;
А. Шамов, « Герой нового  времени», философский роман в стихах, 2003,  Черкассы, Орфей, А. Шамов, экранизация пьесы « Судакская чайка»).
Сюрреализм адекватно вписался в творческое поле украинского искусства со своей технологией ассоциативного мышления и монтажа, психоанализом внутреннего мира современного человека.
И истоков украинского сюрреализма стояла  поэт и писатель, автор первых сюрреалистических спектаклей, поставленных в пещерах Нового света, Татьяна Алюнова.
Я бы хотел несколько слов сказать о её первых работах сюрреалистического толка в живописи и на её работах показать отличие авангардистских методов сюрреализма от методов устоявшегося символизма.  Сюрреализм интегрировал  символизм и его восемь отличительных признаков, пошёл глубже и дальше в исследовании внутреннего мира человека.
Символизм в конце девятнадцатого столетия открыл для художников, исповедовавших его методы следующие творческие принципы:
а) свободу поэтического, художественного воображения, положил в основу творения музыкальную стихию – основу жизни и искусства, ввёл не виданные
дотоле драматизм и напряжение простым приёмом - символом.
б) символизм стал исповедовать новый тип мышления – ассоциативное мышление, когда полнота отображения значимого явления достигается следующими друг за другом ассоциациями мыслеобразов.
в) ввёл потенциальную многозначимость художественного образа, смысловую полифонию,что позволяло созерцающему или читающему творение каждый раз видеть что-то новое, до толе не уловимое глазом, ухом, сознанием.
 г) ввел принцип: символ неисчерпаем и бесконечен в своём развитии и тёмен в исследуемой своей глубине.
д) закрепил  иносказательную манеру изложения, при творческой задаче воспроизвести, как можно полнее, внутренний мир человека, отобразить доступными мысли и сознанию средствами лирически-возвышенное человеческое Я, при сохранении духовной целостности героя, лаконично поведать повседневность реальной истории.
е) позволил образно символически трансформироваит саму пульсацию жизни и,
как бы,  утилизировать искусство ( Пример: обложки на книги, отдельные виды рекламы и т.д.)
ж) поставил задачу художественным методом преображение личности, в значительной степени усложнил образно поэтическую систему (рус. Блок А.А, Аненский И.Ф., Белый А., позднее течение акмеизма, ранее противящееся символизму, Н.Гумилев, О. Мендельштам).
В статье « К вопросу сюрреализма в украинской литературе» ( Шамов А.В., Краткий поэтический словарь, с.181, Черкассы, 2005, Орфей) я выделил двенадцать существенных признаков сюрреализма как метода в искусстве, в частности в литературе на примере поэзии Т.Алюновой:
1. Сюрреализм вносит свежесть в атмосферу литературы, освобождает её от вялой словесности, придает  ей зримый объем, уводит  как бы  из двухмерного пространства в трёхмерное.
Возглас ветра. Веко солнца.
Грех рождения на мне.
Время разгоняет кольца,
Осень тонет в глубине.
Синим яблоком в рассоле
Водопоя смертный глаз.
Мать-вселенная в подоле
Принесла меня сейчас.

2. Сюрреализм  - есть надреализм, есть добывание новых понятий, новых художественных образов из подполья сознания.
Перевожу язык дождя
С оконных стекол на бумагу.
Его речитатива влагу
С подстрочника в карман.

3. Путь сюрреализма  идет через фрейдизм в начале двадцатого века и через психоанализ сегодня во втором своем призыве.

Темно  и больно падает луна
В чужие окна, под ноги чужие.
Тепла не будет. Темнота больна.
У ночи острый приступ ностальгии.

4. Технической задачей сюрреализма является стремление поправить интеллектуальный обветшалый  багаж современника.

Я бесконечно спать хочу,
Но почему не помечтать мне
О том, как в темно-красном платье
Зажгу прозрачную свечу.
И скрипка робко зазвучит
В моем измученном сознанье,
И вновь я обрету ключи
К твоим картинам, Модильяни.

5. Сюрреализм имеет свой духовный меридиан, свои духовные точки  МИРОЗДАНИЯ.

Лежала в небе мертвая звезда
С дырой огромной черною навылет.
Асфальтовые реки к морю плыли
Сквозь черно-голубые провода.
Читала смерть точеные стихи,
И падали на мостовую птицы,
И окна опускали лица
И были веки их сухи.
Играл безрукий музыкант
Финал её апофеоза.
И собирал чужие слезы
За свой трагический талант.

6. Теория и практика концепции сюрреализма имеет экспериментальное значение для современного литературного процесса.

Изо льда твое имя, Изольда,
И постель твоя изо льда.
И в глазах цвета жженого золота-
Замороженная вода.
А в дому твоем холод бездетный,
Где бескровные губы твои
Шепчут тексты во время обедни,
А душа твоя - край полыньи.

7. Сюрреализму присуща техника ассоциативного монтажа  словесного материала.

Согласно предсказанию таро,
Ты остаешься тишиной и силой.
Под пыльною луною серебро
Ссыпают ангелы в дырявые корзины.

Или…

Разговоры и книги оставьте в прихожей,
Не ругайте упавшие на пол обои.
Не меняйте местами алоэ с гобоем,
Мы с тобой, квартирантка, ничем не похожи.
Не смотри с фотографии в жадные двери,
Сквозняки до простуды в глазах приручая.
Бивень ручки дверной искалечен ключами,
И табачные жмурки ночуют в портьере.
8. Сметает истертые образы, клише, позволяет отказаться от затасканных слов и  метафор.

В сердечных каплях растворилась жизнь,
А даты всех смертей записаны на камне.
Протянута предателя рука мне -
Мой за уход добытый честно приз.

9. Сопряжением несопоставимых вещей и понятий освобождает строку от кислой рассудочности.

На ветвях мирового дерева
Расцветают глаза метафор-
Как запомнить отлив напева
Черепков занесенных амфор?
Ты не слово. Ты называние.
Звука сохнущий алебастр.
Ты зеркальная амальгама.
За стеклянной  стеною - МАСТЕР.

10. Имеет способность открывать чудесное  в примелькавшейся действительности.

Жить на дне твоих глаз,
О себе узнавать,
Что чужая всему-
Возвращениям и дому.
Кипарисовой статуей
В небе молчать,
Чёрной рыбой тонуть
В поцелуе другому.

11. Несет в себе решимость перестроить жизнь

Мой Гамлет, мой обманутый валет,
Ты говорил, что смерть сейчас не в моде.
Ты говорил, что снег имеет цвет,
И на обоях рисовал уродов.
Мой ангел, твоё сердце - не мишень,
Твоя любовь - окурки и лекарства.
Росла трава , и исчезала тень,
Цветок нарцисса - на фаланге пластырь.
Не вспоминаю этот день, когда
Валялись в лужах ангелы и птицы.
Ты уходил из города туда,
Где ничего уже не повторится.

12. Отражает личный бунт творца, попытку одолеть   неразумие социального хаоса,
демонстрирует самоопределение к существующим реалиям

Мы не жили -
Мы попросту были людьми
И носили
Свои приживленные дни.
Но устали
Носить инородный инплант.
Перестали
Морочить божественный  план.

И ещё,  в эпоху ноопоэзии (Шамов А.В., Краткий поэтический словарь, с.178, Черкассы, 2005, Орфей) эпоху подвижничества, проповедничества и служения мыслящего человека духовным  началам человечества, именно метод сюрреализма позволяет выполнить стоящие перед художником задачи с максимальной быстротой и убедительностью,  и будем считать это неотъемлемым тринадцатым  принципом ( первая задача сюрреализма - служение становлению человека духовного).
Но вернемся  к анализу работ Т.Алюновой как художника, которая успела написать несколько характерных картин в стиле сюрреализма с использованием методов символизма.
Я горд тем, что мне выпало великое счастье быть одним из
исследователей и популяризатором творчества талантливого поэта и талантливого живописца  Татьяны Алюновой. 
Хочется сказать несколько слов о социальной и философской сущности творчества  Т. Алюновой как художника.
Её творчеству  свойственна глубина проникновения в суть явления, что мастерски отображается на холсте. Например, работа:  «Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ», где на шахматной доске условно, ассоциативно отображён   ряд основных человеческих ценностей и интересов над которыми фото автора, а внизу, в обратном порядке надпись: я ничего не хочу.
При этом  поражает глубина отображения идеи приоритета духовного над материальным, сам сюжет наводит на размышления, причём всякий раз при новом взгляде на картину рождает новые и новые мыслительные ассоциации.
Её метод -  есть живительный процесс обогащения знанием жизни, приобщения к таинству жизни,  к открытию этой самой жизни совершенно с неожиданной стороны для человека, столкнувшегося с её творчеством.
Не трудно заметить, что,  без исключения, в каждой её работе есть интерес к тонкой стороне изобразительного искусства, в каждой её работе можно увидеть эксперимент и напряженный поиск выразительных средств для передачи особенностей тонкого духовного мира творца.

Татьяна Алюнова  имела редкое качество воплощения  скрытой стороны  духовной жизни творческих представителей народа,  через только ею подмеченные особенности и штрихи, что свойственны людям искусства.
Её метод прост, понятен, позволяет увидеть то, как  художник  переплавляет личные переживания в характерные тенденции окружающей жизни, при этом глубоко  воздействуя на сознание и подсознание и читателя, и зрителя.
При внимательном и вдумчивом просмотре её картин нетрудно испытать особоё чувство соавторства и проникнуться  размышлениями, философскими обобщениями  и раздумьями  о смысле жизни, о справедливости, о благородстве. То есть испытать те чувства, что присущи творчеству людей высоко мыслящих, а также испытать чувства их антиподов…  -  и чувство подлости, и чувство вероломства.
Хочу отметить, что её творчество несет передовые философские воззрения, когда автор пытается изобразить не до конца познанные явления общественной жизни, найти правильный подход к решению жизненных проблем. 
На примере творчества Т.Алюновой  мы видим, что сюрреализм в живописи изображает действительность, раскрепощает сознание, работает с подсознанием ( сверхсознанием ),   формирует позитивные мотивы, позитивные  цели завтрашнего дня, позитивные устремления личности.Так в картине «БАБОЧКА У ОКНА» , на мой взгляд,  наиболее полно отображено внутреннее состояние души самого автора. 
 Переход от реалистического изображения действительности к  осмыслению её внутренних процессов и закономерностей и есть суть сюрреализма в изобразительном искусстве.
Это путь к глубине мышления и восприятия, к полнокровной творческой жизни, к изменению качественной характеристики жизни и её оценки.
Картины Т.Алюновой дышат духовностью, связывают непроходящие ценности веков, народов, поколений. Примером может служить картина «СФИНКС», где автор в песчаной пустыне разместил пирамидку Рубика, как символ многомерности, многовариантности жизни, загадку и тайну самой жизни, в соотношении и проявлении одной из форм человеческого творения и сознания  - СФИНКСА. 
В её  картинах воспевается красота мысли человека, его чувства и ум. Мы можем наблюдать удивительную гармонию человека и моря  по нескольким характерным её картинам. Увидеть суть природного явления, поданного всего лишь несколькими мазками, проникнуться положительным чувством сопричастности к изображаемой природе.
Хочу заметить, что в её творчестве  нашли применение все принципы высокого искусства. Мы видим гуманистическое и активное отношение к жизни, где конфликт уравновешен идеей гармонии мира. Автору присущ метод  идеализации образа, смысловая полифония,  метод отвлечения – символизм, и, конечно, сюрреализм, как способ особого мышления, восприятия и отображения действительности.
Бросается в глаза подчеркнутая выразительность сюжета,  непринужденность мазка, отсутствие сложной техники, и везде, и всегда, и над всем  превалирует её величество ИДЕЯ, а то и сумма идей.
В большинстве её работ присутствует напряженность, переосмысление вечных ценностей, что свойственно кисти нераскрытого полной мерой таланта. При этом мы видим, что  художественная идея раскрытия мира идёт не  через субъективизм ( что есть маньеризм, что также есть типичной и, к моей досаде, столь  распространенной ошибкой  у ряда авторов) , а через законы природы и мира людей.  Виден главный интерес к внутреннему миру человека, стремление найти и отразить правильно тончайшее движение жаждущей познания мира души.
В работах Т.Алюновой я увидел сильную творческую волю, внутреннюю собранность, что позволили ей избежать пустоты, столь обычной для многих творящих в наше время.
При высокой идейной оценке её произведений, выразительности приемов живописи, следует сказать, что автор встал на путь  освоения искусства  светотени и других художественных приёмов, и работа её кисти  - это только подступы к высокому мастерству.
Важно, и это бесспорно, стремление и попытка автора найти истину, открыть новое видение мира, мира, безусловно,  прекрасного.   И это я увидел в  картине “ ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО”, где жизненный путь человека представлен на черно- белых клетках шахматного поля...  где мне увиделась сила намерения, позволяющая сделать душе главный ход  -  приблизиться к Творцу.
Замечательна её попытка постичь психологию человека, точность психологической выразительности её картин заслуживает особого внимания, и я, думаю, будет отмечена последующими исследователями её столь короткого, но яркого художественного творчества, особенно в  части  интерпретации истины, на полотне, как на хирургическом столе. 
В каждой её картине на первом плане - человек с его мыслями и переживаниями, и именно  в этом проявляется талант художника, и именно это есть высоким показателем настоящего таланта творца и исследователя,  каким была для всех нас Татьяна Алюнова.

 Президент ГОСПА                А.В. Шамов

ФОТО КАРТИН И ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТДЕЛЬНОЙ КНИГОЙ, КОТОРУЮ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПОЧТОЙ ЗА ВЫШЕ УКАЗАННЫМ АДРЕСОМ.