О стихах -1

Валерий Ясов
       Темы приходят без спроса и требуют проявки как взбесившиеся фотографии. Стихи нельзя пересказать сухим информативным языком.Приведу ещё один пример: семечко цветка имеет всю информацию о будущем растении, но не выглядит как это растение в развитии. Это и есть сложность рождённая из простоты. Ещё можно вспомнить чёрно-белую графику и живопись. Песню и симфонию. Художество - вещь тонкая. Автора можно сравнить с серфенгистом на гребне волны, от которой  он берёт энергию движения. И кажущаяся лёгкость достигается тренировкой, но не только. Должен быть кураж, интуиция, какая-то случайность. Об этом можно много говорить, кто-то из французских писателей сказал: « Гений - самый большой вол» и ещё одно: " У поэта два врага рифма и смысл".
        Стихи пишутся, правда, не ради рифмы, изысканной метафоры и даже логического утверждения. Они могут быть не совсем понятны и однозначны. Технические правильности  являются лишь строительными лесами произведения. Я, конечно, субъективен, потому что исхожу из личного опыта и практики. Но даже самые неправильные, сновидческие  или аллегорические образы должны быть поставлены  и притёрты  друг  к другу так, чтобы не было швов и вопросов.
В знакомом  слове должна царствовать  новизна. Может быть, вообще не надо рифмы, чем ради неё калечить восприятие. Можно обойтись и ритмом. Вообще стихосложение при правильном направлении учит преодолевать гордыню, поскольку личные эмоции, события жизни и виденье автор приводит в соответствие с гармонией, которая для всех одна. И у  неё один Творец. И, напрягая себя, будучи беспощадным к самому себе, изучая собственную малость, можно потихоньку приобщиться  к тем  смыслам и формам, которые рассеянны во вселенной. Итак, автор – вечный  подмастерье. Я сам нахожусь в состоянии перманентной учёбы. Творение Божье - природа, пожалуй, самый строгий экзаменатор. Пейзаж вмещает в себя  все  существующие формы и фактуры. Пришпилить его к писчему листу, чтобы остался...
      Поэт переживает три стадии: первая – называние и описание всей своей  вселенной, используя чувства, интуицию и  некое ощущение «движения»; вторая – поэт непосредственно обращается ко всем найденным объектам, используя виденье и опыт работы с текстом. На 2-ом этапе проявляется вся его «мышечная сила» приобретенная за счёт ударов судьбы (автор – всегда отражение). Третья  стадия – обращение к поэту всех вызванных образов, они сами рассказывают и рисуют. Здесь автор скорее объект и вся  работа заключается в использовании энергии, каналы которой  он проторил.

                Продолжение следует