Начнем с начала 2

Шолохов Виталий
4.Уровнь иерархии бытия – человеческое общество

Принцип универсальности бытия позволяет нам перенести полученный ранее результат на другой уровень и рассмотреть с позиции полученного результата человеческое общество.
Следствием такого переноса оказывается то, что человеческое общество есть физический объект, для описания свойств и состояний которого достаточно четырех начал Аристотеля. Такие общества существовали и существуют сегодня на Земле. Мы их называем “восточными”. Их свойства и состояния бытия есть: изменение массы, изменение расстояния, изменение времени, масса, расстояние, время и цель. Частично можно рассмотреть соответствие категорий свойств и состояний бытия по Аристотелю со свойствами и состояниями квантового уровня бытия: изменение массы – страдание; изменение расстояния - количество; изменение времени – действие; масса – обладание; расстояние - место; время – время.  Вероятно, что каждое изменение есть “свойство”, а каждая физическая переменная - “состояние”. Категории “ отношение”, “ положение” и “ качество” не нужны на квантовом уровне. Очевидно, между квантами не могут возникнуть подобные связи в силу их физических свойств. 
Размерность действия в практической системе координат имеет выражение |тонна х километр х скорость. Общество, главной целью существования которого является доставка природных ресурсов, должно иметь мощный аппарат социальной координации, обеспечивающий доставку как можно большего количества ресурсов за наименьшее время. Хорошие дороги, быстрые “лошади” и диктатура, обеспечивающая жесткий порядок, вот всё, что нужно для существования такого общества. С кибернетической точки зрения такое жесткое управление обеспечивается управлением с использованием отрицательной обратной связи. То есть социально значимым является рассогласование цели и результата. Управление идёт по отклонению. Конечно, широко используется упреждение, если цели управления изменяются.
Производство ресурсов (то есть собственно труд) в этих условиях не имеет положительной обратной связи, то есть оснований для прогресса. Действительно, чем больше “производится”, тем больше транспортируется. Люди, занимающиеся таким “производством”, не заинтересованы делать дополнительные временные затраты. Масса поставляемых ресурсов определяется территорией. Поэтому цивилизации транспортного типа это всегда империи. По причине громадности территорий обмен между империями почти исключён. Сама торговля также имеет вид транспортных перевозок. Выгода пропорциональна перевозимой массе, расстоянию и скорости доставки ресурсов из одного места в другое. Караванные пути сами имеют вид торговых империй. Постоянно висит опасность грабежа. Поэтому караваны, как правило, имеют характер военных экспедиций.
Отношение массы населения с властью основывается на жесточайшем подавлении любых инициатив снизу. Хотя люди так же, как территория и ресурсы представляют собой ценность, но всё же азиатская цивилизация не вкладывает средств в социальную сферу. Единственное исключение – армия. Но армия скорее входит в состав координационного механизма, чем может быть отнесена к социуму, хотя рекрутируется из него. Эта же логика разделения общества на основание и управляющую надстройку прослеживается и сегодня. Как и прежде, власть сосредоточивает своё внимание на решении вопросов укрепления армии. Для этого частично используются методы европейских (торговых) цивилизаций. Однако сущность деятельности азиатской цивилизации: брать, не производя, - остаётся неизменной.

Энтропия – сложная структурная функция, содержание которой раскрывается применением эквивалентных преобразований размерностей (Кузнецов П.Г.  Искусственный   интеллект и разум человеческой популяции//в книге: Е.А.Александров Основы теории эвристических решений, М.: Советское радио, 1975.- 254 с.). Эквивалентным преобразованием размерной части функции энтропии мы можем получить другой вид размерности функции энтропии:

[время *(масса)2 *энергия *площадь канала* период* (1/массовый расход)* (1/скорость)2 *(1/объем)]
Новым переменным мы даем названия, которые определены эвристически и соответствуют социально-технологической деятельности в человеческом обществе. (Близкую систему переменных использовали члены Римского Клуба при исследовании «Пределов роста» (Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Бернс У. III, 1972). Модель была построена на пяти параметрах — численность населения Земли, объёмы производства, продукты питания и природные ресурсы и пятый параметр - загрязнение окружающей среды. Каждый из них имеет свою динамику развития и влияет на остальные параметры.) Наши переменные: труд (размерность – время); продукт (размерность – масса); ресурс (размерность – масса); энергия (физическая размерность энергии); инфраструктура (размерность – оставшаяся часть приведенной формулы размерности действия); и ценность, которая может быть выражена любой из перечисленных переменных (а также “деньгами”, моральными  и этическими оценками “Добро”, “Красота”, “Истина”, “Польза” (Сорокин Питирим).
Каждая из пяти переменных представлена фактически дважды: как скорость изменения переменной и как сама переменная. В этом примере, изменение времени соответствует “действию”, а время есть “время”. Дальше, изменение массы есть “страдание”, а масса – “обладание”. То же самое относится ко второй массе. Изменение энергии это есть “отношение”, а энергия – “положение”. Изменение инфраструктуры – “качество”, а сама инфраструктура – “обладание”. Категория “количество” не субстанционально в человеческом обществе и относится к изменению энтропии, то есть к оценке ценности блага, то есть к информации. Приведенные сравнения есть очень отдаленные аналогии по смыслу или звучанию. Единственное, что ободряет, это совпадение свойств и состояний бытия по их количеству – 9. Это может свидетельствовать, что Аристотель в своих представлениях об обществе стоял на такой точке зрения, с которой мы рассматриваем “западное” общество. Отметим, что во втором случае труд играет как бы “обратную” роль по сравнению с первым случаем ввиду различия размерности времени (во втором случае труд имеет размерность физического времени), то есть, для получения богатства имеет значение именно экономия труда.
Введение физических переменных дает нам основание для разделения целого Общества на части, каждая из которых предназначена для воспроизводства своей сферы социально технологической структуры Общества. Так сфера “время” предназначена для воспроизводства населения, так как именно только люди поставляют свое трудовое время на пользу всех сфер общества. Так сфера “продукт” характеризует результат производственной деятельности людей, который распределяется по всем сферам общества. Так сфера “ресурс” обеспечивает поставку сырья для производства и в другие сферы общества. Так сфера “энергия” обеспечивает энергией социально технологическую деятельность людей. Инфраструктура (то есть, дороги, трубопроводы, линии электропередачи, водные каналы, каналы связи, торговые каналы, денежные сети и т.п.) обеспечивает окружающие условия жизнедеятельности человека и его окружения во всех сферах по отдельности и вместе. Так как разделение общества на сферы деятельности проводится по идеальным переменным, то фактически все сферы общества взаимно переплетены и взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие происходит по двум направлениям: 1) распределение “выхода” каждой сферы по “входам” всех сфер, в том числе, для себя (баланс); 2) взаимная оценка всех сфер с целью обеспечения “равенства” каждой сферы с каждой другой (и самооценка тоже нужна для сравнения). Так как переменных 6, то получается 6*5/2 = 15 пар сфер. Полная модель общества получается весьма сложной. Поэтому исследователи ограничиваются рассмотрением взаимодействия сфер парами, редко тройками. Так, например. К.Маркс пытался рассмотреть в “Капитале” экономические отношения капиталистического общества с позиции трех переменных: труд, продукт, деньги. Но и эта задача оказалась очень сложной. Поэтому он ограничился рассмотрением отдельно отношениями: деньги/труд (зарплата), деньги/продукт (стоимость), и продукт/труд (производительность труда). Из этих трех отношений независимыми оказываются только два отношения, но иногда рассмотрение третьего отношения (и всех трех обратных отношений) может представлять практический интерес.
Законы взаимодействия двух или большего числа стохастических ансамблей сохраняются для случая взаимодействия двух или большего числа организмов. Используя теорию нестационарных процессов (Поплавский Р.П. Термодинамика информационных процессов//М.: «Наука», Гл.редакция физ.-мат. Лит-ры. 1981.) и его основной результат о равенстве потоков энтропии между взаимодействующими ансамблями (организациями, субъектами), мы получаем вывод о существовании сквозной системы физических переменных, которые описывают поведение организаций /субъектов. Именно это равенство потоков энтропии и есть математическая модель социальной технологической и экономической деятельности общества / человека в обществе.

5.Цель – богатство (благо)

Субстанциальной основой общественной жизни является предметная деятельность общественного человека. Потребности человека являются первопричиной его активности. Мерой деятельности является величина богатства, создаваемого и потребляемого людьми за какой-то интервал времени (в экономике это один год). Понимание реальности человеческого богатства дал, к примеру, К.Маркс: “…чем же является богатство, как не универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д., созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой “природы”, так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека … безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу?” (Маркс К. и Энгельс Ф., 2). Есть, правда, и другие точки зрения на цели производства: производство, человек и т.п.
Богатство является центральным понятием в анализе социально-экономического положения государства (это позиция Д.Рикардо и А.Смита. Но есть и иные точки зрения). В экономике под богатством  обычно понимают валовой национальный продукт, измеряемый как суммарная стоимость всего, что было создано за год. Энциклопедический словарь дает следующее определение: “Богатство общественное (национальное) есть совокупность материальных благ, находящихся в собственности всего общества или отдельных его классов, групп и лиц”. Это определение отличается от приведённого выше учетом накоплений и естественных запасов (потенциалов). Сюда же следует отнести и такой специфический “продукт”, как интеллектуальный и моральный потенциалы.
В отечественной литературе понятию “Богатство” придан другой смысл, который, однако, в силу своей системности больше подходит для описания структуры общества, его параметров и целей, что позволяет предложить новый механизм управления обществом. На языке физики понятие “Богатство”  вводится так. Известно, что энтропия физических систем возрастает. Есть такой закон – это второй закон термодинамики. Благодаря сознанию деятельность человека превращается в труд, который ведёт к уменьшению энтропии. В первом приближении (некоторые продукты, которые производит человек, направлены не на удовлетворение потребностей людей, а идут человеку во вред) можно считать, что величина понижения энтропии и есть мера произведённого богатства. В то же время уменьшение энтропии является мерой информации. Значит, богатство имеет размерность информации. Это даёт нам возможность выявить направления роста богатства (Шолохов В.Г. Социальное – природное. Монография. // М.- СИП-РИА, 2003. 216 с.).
Один из возможных подходов к исследованию основания (“массы”) общества является модель статистического ансамбля. Мировое хозяйство рассматривается нами как “статистический ансамбль”. Рассматривается устойчивое неравновесное взаимодействие этого ансамбля с “оболочкой” (внешней средой). Состояние ансамбля характеризуется физическими параметрами и системной характеристикой – действием. Действие определяет ту работу, которую может совершить ансамбль. Анализ размерности действия показывает те направления, по которым увеличивается количество полезной работы. Полный системный набор физических параметров в экономической интерпретации это - Богатство (или Благо), которое является функцией пяти переменных:
Т – времени (трудозатраты);
Э – энергии (производство);
П - произведенных продуктов (товары);
Р - наличных ресурсов (предметы труда);
У – условий (информация).
Перечисленные параметры представляют собой полный набор (систему). В разные периоды истории эти параметры выборочно привлекали внимание исследователей в той или иной степени. Так античная философия оставила без внимания проблему труда. Это было связано, по-видимому, с тем, что основными параметрами в мировоззрении древних мыслителей был труд рабов (как затрата времени) и энергия (военная сила). Как и другие источники энергии – скот, огонь, ветер - рабы и войско не выносились за рамки природных условий существования человека, а поэтому не становились предметом  специального философского рассмотрения. Тем более что военная сила, складывающаяся из тех же людей, использовалась в основном на разрушение. Это, как мы полагаем, затрудняло создание теории общей трудовой деятельности  человеческого общества и только после того, как творческая составляющая стала превалирующей, то есть, по-видимому, где-то в эпоху Возрождения, пришло время и для создания теории трудовой деятельности.

Продолжение следует