Ещё раз про любовь

Виталий Мельник
Рекорды тех, пятидесятых,
когда летали в небе "Ту" -
машин космически-крылатых!
- Их вижу в небе красоту.
............................

Любил полёт Он - не мечтатель -
и высь и горизонтов ширь
- Он был когда-то испытатель
тех необузданных машин.
Потом - лишь рейсы на гражданке,
шальные будни и штурвал
"Ту сто четвёртого" как в танке
часами в небе Он сжимал.

Она - трудилась стюардессой,
и в экипаже ей одной,
Он отдавал любовь и сердце,
Она - загадочной душой
молчала, уходя от темы,
а Он страдал, а Он любил,
хоть был для "Ту" Он самый первый,
но всё же, ту не покорил.

Однако, рейсом из Пекина,
попал их "Ту" в ночной "подхват"*,
подбросило и колотило
их борт, как пушечный снаряд,
неуправляем был и в штопор
вошёл, свалившись на крыло...
- Ему бы в панику и в шоке
всех проклинать; за то, и то,
а он спокойно: нет, мол, хода
штурвала чтобы из пике
нам выйти - И попытка снова -
"Руль высоты - нет хода, нет!..."

Потом - удар! - И стихло небо,
затих беспомощно эфир...
А всё же, был и здесь - Он первым -
аэрофлот предупредил.

Причина срыва самолётов,
тех первых, самых ранних "Ту"
была ясна уж для пилотов,
и оборвАла маяту
по тем, в безмолвии ушедшим,
в зловещей тайне, без следА...
- Любил он очень стюардессу,
что рядом с ним в тот миг была.
                ***

*Подхват - это явление продольной неустойчивости самолёта
по перегрузке в области некоторых режимов полёта.
Восходящий поток может спровоцировать попадание самолёта
в область означенных режимов, далее самолёт теряет устойчивость.
Ту-104 унаследовал от Ту-16 проблемы с устойчивостью на больших углах атаки.

Проблема была решена увеличением стабилизатора и изменением его угла.
После сообшений Гарольда Кузнецова с борта обречённого лайнера.

http://oboguev.livejournal.com/2084222.html


Фото: Бортпроводник Алла Маклакова.
Безответная любовь Гарольда Кузнецова,
погибшая вместе с ним 15 октября 1958 года.