Танец с шинелью

Анна Иерусалимская
Фантазия по мотивам спектакля Московского театра “Современник” и Центра им. Вс.Мейерхольда – это телевизионная версия спектакля Валерия Фокина “Шинель” с Мариной Нееловой в роли Акакия Башмачникова. Спектакль имел огромный успех, в первую очередь благодаря талантливой игре Марины Нееловой.
Работу Фокина можно с некоторыми оговорками назвать моноспектаклем. Помимо Нееловой в нем участвовали исполнители теневых сцен. Звуковое оформление – композитора Александра Бакши.
Прежде всего, следует отметить, что спектакль Фокина не призван знакомить современного зрителя с русской классикой, а рассчитан на тех, кто Гоголя читал. Это спектакль о взаимоотношениях, если угодно, о любви между Акакием Акакиевичем и его Шинелью, вернее – Шинелями – старой, привычной, уютной, потрепанной, как и он сам, но верной до конца, и новой – столь желанной, дорогой, но чужой, пугающей “не по размеру”, столь недолго оставшейся с ним; мечтой – зажегшей свет в душе Башмачникова, свет, в котором и сгорели его последние силенки.
Все остальное, кроме этой центральной мысли, служило фоном для нее. Те же звуковые и визуальные эффекты, несколько переигранные ужимки во время написания букв – старания, чтобы было, с одной стороны, по Гоголю, а с другой – чтоб не слишком скучно.
Вещи в спектакле показаны глазами Башмачникова – огромная, ритмично работающая швейная машина или огромная лестница, внизу которой стоит Акакий Акакиевич со слезной мольбой, обращенной к “его превосходительству”. И постоянный гул холодного внешнего мира, в котором он находился.
Режет слух словосочетание “духовно сыт” из авторского текста Гоголя, помещенное в уста Башмачникова. Не его это лексикон, не хватает ему духа так рассуждать.
Шинель – дом Акакия Акакиевича, его раковина, его мир. Именно об этом спектакль, и именно это блестяще сыграла Марина Неелова. Мужчина или женщина – не важно, это маленький человек со своим маленьким миром в чуждом ему, зловещем мире внешнем.
Формат спектакля не позволил ввести второй ключевой персонаж повести – генерала, его преображение, его осознание. Если повесть Гоголя построена на внутреннем диалоге между Башмачниковым и “значительным лицом”, то спектакль – на отношениях между Башмачниковым и шинелью. У Гоголя шинель все же не столь персонифицирована, как в спектакле.
Спектакль заканчивается со смертью Акакия Акакиевича, в нем нет и типичной для Гоголя «жизни после смерти”, что очень важно для трактование образа Башмачникова. Если в спектакле, в том числе и благодаря игре любимой актрисы, Башмачников вызывает сочувствие, сопереживание, добрую жалость, ассоциируясь с бедными старушками, живущими на пенсию, то к гоголевскому Акакию Акакиевичу отношение не столь однозначно. Посмертные действия Башмачникова выявляют скрытую в душах маленьких трусливых людей агрессию, мстительность, которую они вовсю проявляют, дорвавшись до власти. Поэтому, в повести Гоголя главный герой – это именно “значительное лицо”, духовный рост, внутреннее изменение которого показано в повести, остальное – лишь декорации. К сожалению, в спектакле не было столь глубокого пласта.