Архетипы в журналистике

Анна Иерусалимская
Принято считать, что понятие архетипа ввел Карл Юнг: "Архетип в себе <...> есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. <...>  По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту. Они наличествуют предсознательно и предположительно образуют структурные доминанты психического вообще. Их можно сравнить с незримо, потенциально присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой.”
Мы можем распознавать архетипы по их проявлениям, однако их происхождение покрыто тайной. Архетипы – это взаимоотношения сами по себе, это – некие закономерности, формулы. Архетипы лежат в основе религий, мифов, сказок. Без архетипических образов непредставима поэзия. Произведения, задевающие за живое, трогательные, “вечная классика” построены именно на архетипах. Все остальное говорит лишь о временных конкретных задачах и быстро устаревает.
О том, как создать произведение, способное сильно затронуть читателя, рассказывал Эдгар По, раскрыв секреты написания знаменитого стихотворения Nevermore. Что может быть самым впечатляющим? Смерть. Чья? Самого прекрасного и любимого существа на свете – нежной молодой любимой девушки. Еще один яркий пример – мультфильм “Мама для мамонтенка”, при просмотре которого плачут все, даже если уже видели этот мультфильм много-много раз.
В журналистике архетипы в первую очередь используются в публицистике – в жанре, который преследует цель убедить читателя или зрителя. Использование архетипов поможет журналисту затронуть чувства аудитории. Понятные всем, самым широким слоям населения архетипические образы как магнит настроят большое количество людей в нужном направлении. Архетипы, происходящие из глубих общечеловеческого бессознательного, понятны вне зависимости от языка и культурных кодов той или иной узкой группы. Произведения, построенные на основании архетипов, можно переводить на другие языки.
Так один из самых мощных архетипов, которому особое внимание уделял Карл Юнг,  это архетип героя. Героизация того или иного политического деятеля, исторического персонажа  формирует общественное мнение в желаемом для публициста направлении. Таким образом создаются политические мифы.
Архетипы используются также в тех художественно-публицистических жанрах, которые примыкают к художественной литературе, и, прежде всего в эссе, так как оно основывается не столько на конкретных впечатлениях, реальном опыте, а в большей степени отражает внутренний мир автора. И именно во внутренней жизни человека огромную роль играют архетипы.
Архетипические образы используются и в фотожурналистике: дорога, солнце, звезда, попавшие в кадр меняют его восприятие, как бы проводится мост между будничным и вечным.
Кроме того, очень удачным решением является использование архетипа в заголовке любого журналистского произведения. Такой заголовок сразу же привлечет внимание. Слова, за которыми стоит архетипический образ, могут быть избитыми, но, при всем при этом, чудесным образом сохраняющие свой магнетизм. Таким образом можно поведать о том, что  понятно всем, не рискуя быть пошлым. Впрочем,  в зависимости от предполагаемой аудитории и таланта автора, можно использовать и намеки, иносказания, более сложные и изысканные способы построения образов, которые ведут туда же – в самую глубину души.