Азы стихосложения

Критик Соседов
Сейчас стало модно писать стихи. Но, к сожалению, большому сожалению,  никто не пишет стихов в стол, пишут в сеть. Пишут, не имея ни малейшего понятия  об основах стихотворчества.
Поэтому, возьму на себя смелость и труд напомнить  азы стихосложения.

Стихотворный размер - что это такое?

Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.
Но как выбрать ритм? - спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет. Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.
Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное - чтобы вы поняли, что это такое и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров.
Итак!
 
Ямб - это двухзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите, каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары - это означает, что данная строка написана четверостопным ямбом, то есть одним из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

Хорей - своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся...» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.
Дактиль - это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду...» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор - неполный, что вполне допустимо.

Амфибрахий - также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых - неполный.

Анапест - также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по-белому...» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.

Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере, определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером, другую строчку - другим. Или же один куплет так, другой - иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.
И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

Что такое строфа?
Строфа - это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.
Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае рифмуются первая с третьей, а вторая - с четвёртой; во втором же случае - первая со второй, а третья с четвёртой.
Вот, к примеру, так:
Куда же пропала подруга моя?
Ей письма пишу, но ответа всё нет.
Терзает мне сердце грусть словно змея.
Ведь к ней так привык я за несколько лет...
Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:
Без тебя мне не жить.
Мне тебя не забыть.
Ты останься со мной,
человек дорогой!..
Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем, вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй - шесть, то в третьей, соответственно, должно быть семь, а в четвёртой - шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но на протяжении всего стиха стоит придерживаться изначально выбранных размеров.

Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и октавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве учебников по стихосложению. Цель же данной статьи - не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что вы теперь сможете во всём разобраться и исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это - техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант.