Свободно о свободном

Джон Вэйн
Дмитрий Ерохин и Полина Орлова.

«Свободно о свободном».

Как известно, "свободным микрофоном" (СМ) сейчас никого не удивишь - ни поэта, ни музыканта, ни слушателя. Хотя, всегда были, есть и будут свои "за" и "против".
 
Для рафинированных, с рюшечками и девайсами, обитателей, пахнущих детским мылом "богемных" поэтических салонов в кафе со свободным меню, стоящих на одной из чаш весов, этот стиль сейчас неприятен как пережиток того_самого_скучного_времени, как "совок", как "общая помойка", если так будет угодно. Как сама невозможность сделать из данного мероприятия нормальное шоу.

Нормальное шоу, говорите? Накося! На другой чаше мощным щитом свободномикрофонного анклава стоят обитатели пыльных полок районных библиотек. Эти, напротив, считают, что шоу маст гоу он лишь посредством СМ (в большинстве случаев литера «М» в названии неактуальна, так как устройства, усиливающие голос не используются в заведениях с пониженной децибельностью, но речь сейчас совсем не о том). Однако основная линия поведенческих особенностей сводится к тому, что и выпимший студиозус и библиотечный динозавр так или иначе хотят урвать свои пять минут славы.

И даже пять минут славы тут особенно не при чем, ибо одни утверждают, что подобные всполохи необходимы простому народу, не имеющему ни возможности продвинуться, ни возможности продвинуть. Иные же говорят, что эдакое "искусство" на самом деле самолюбование – ничтожное, мелкое, никому не нужное. Если же движет нами тщеславие, то отчего все равно мы ищем пути? Для нас, возможно и не относящимся к библиотечным динозаврам личностям (а иногда и относящимся), СМ – способ не самовосхищения, а возможности быть услышанными. Наш мир - это огромный змеиный клубок шума, идей, поэтов, музыкантов - тут не то, что урвать свои пять минут славы, тут боишься даже рот открыть - навряд ли вообще услышат. А здесь (в клубах/библиотеках с использованием СМ) тебя (ну, вдруг?) услышат. И может быть (ну а вдруг?)... запомнят.

И даже не запомнят, ведь для тех, кто прячется среди пыльных полок, важна размеренность происходящего и уверенность в том, что всё будет как всегда: он (она) пойдёт выступать вон за той (тем) госпожой (господином) и уж наверняка прочитает пару ехидных (нежных) эпиграмм (од) в её (его) адрес. В ситуации с выпимшими студиозусами и резко повзрослевшей школотой ситуация обстоит ещё хуже – в большинстве случаев СМ проводится в заведениях со свободным меню различных яств. И тебе предстоит страшный бой – пронести цветочек своих рифм (нотки своих струн) сквозь стон и гвалт, хруст гренок, веселящее рыгание и многозначительное закуривание. Вот тебя и запомнили.

Свободный микрофон - это честная ярмарка талантов, барахолка, хотя бы. Здесь все бесплатно и бесподобно? Здесь всё дёшево и сердито? Оттого, наверное, невозможно подразумевать славу в привычном для нас понимании, ну а тем более тщеславие. Что ты можешь получить в ответ на свои бессонные ночи? На мысли, не дающие тебе покоя? "Пять минут славы" не окупят твои старания. Их окупит либо приличный тираж, раскупленный подчистую уже через неделю, либо простое, искреннее понимание людей, что услышали тебя. В этом и есть прелесть жизни - счастье дается нам либо слишком многим, либо столь малым, что просто невозможно уловить эту грань, когда СМ становится не просто возможностью выступить, а возможностью стать счастливым.

Да, конечно, мы забыли упомянуть тех, кто уже стал счастливым. Кто прорвался сквозь табачный дым или книжную пыль общественных чтений. Это люди, для которых уже нет понятия «свободный микрофон», а есть понятие «свободная реклама» и «свободные сольники». Некоторым из них неинтересны даже последние. И ты, читающий эту статью, улыбаешься, чёрт возьми, ты знаешь их имена.

Можно много трепаться и рвать глотки, вопя свои «за» и «против», в какую бы из вышеперечисленных творческих тусовок ты не был бы вхож. Однако ты сам можешь вспомнить, как пришёл тогда в клуб, или в районную библиотеку, или ещё бог весть куда, с трясущимися коленями и разлетающимися по залу мятыми листками, исписанными неровным почерком. И, заикаясь и проглатывая половину слов, прочитал или пропел не обращающим на тебя внимание лицам различного пола своё любимое. И победил этот злосчастный микрофон. И сам стал свободным…