Письма из заречной деревни - 3

Галина Рудакова
   Ичково начинается с переправы через Северную Двину. И это придаёт особую романтику деревне. Переезжаешь ранним летним утром, когда река ещё в туманной дымке, и дымок от катера летит над волнами, а внизу на воде – белый след от винта. А потом идёшь
 от переправы и любуешься лугами в цветах, с обеих сторон от дороги! А навстречу тебе выходит стадо коров, и предводительница стоит на пути, расставив копыта и рога, и смотрит удивлёнными глазами.
   Ичково – это когда мёрзнешь по 2-3 часа у переправы, ожидая катера, на леденящем ветру, от которого негде укрыться;  или  переезжаешь в шторм на лодке, иногда и с детьми, когда катер уже не ходит поздней осенью или ещё не ходит ранней весной, после ледохода, в течение целого месяца. А если  на выходные едут дети, да ещё с внуками,  только и  молишься, чтобы погода была не штормовая. Весной да осенью намёрзнешься на берегу. Хорошо ещё, если кто-нибудь костерок догадается  разживить, для сугрева. И школьники так же мёрзнут, ведь школа на другом берегу, в Копачёво. А весной, в половодье, ещё приходится долго плыть вокруг речной косы, не уходящей под воду.
 В Ичково хорошо попадать только по хорошей зимней дороге, которая тоже бывает не всегда. Идёшь зимой по льду реки в полной темноте, т.к. огни деревни пропадают из виду, как только спустишься на лёд...  А потом засияют вдруг, как только поднимешься на высокий берег.
  Иногда зимой идёшь буквально по воде – дорожные службы намораживают лёд.  А если метель, то идёшь на ощупь, по вешкам и санному следу, выходишь на берег, и вдруг видишь сквозь пелену снега свет фар идущей навстречу машины…  Зачем? Куда? Ведь дороги за реку нет (!?) Похоже на мистику, но машина словно специально движется сквозь мрак и вьюгу, чтобы вывезти тебя из снежной круговерти…
Такое ощущение, что распутица здесь длится почти круглый год.
 Жизнь в деревне всегда зависела от реки. Перед «распутой» приходилось создавать запас комбикорма для коровьего стада, горючего, продуктов, причём весной всё это приходилось таскать на санках по некрепкому уже льду, пока не появились каракаты. Бывало, что и машины проваливались под лёд, и люди тонули…
 Более 70 лет просуществовал колхоз «Новая Жизнь». Коровы давали молоко, на полях родился картофель и капуста, молодёжь оставалась в деревне.  В лучшие годы каждая коровы давала по 5-6 т молока в год, отдельные особи – до 8 т.

 Роковым для деревни оказался 2007 год, когда зимний паводок в декабре 2006 г принёс району трёхмиллионные  убытки, а колхозу около 500 тысяч. Ни рубля обещанной  помощи хозяйство не получило. Производство резко пошло на спад.
А в конце года колхозников поставили перед выбором: или продать акции заезжему предпринимателю, либо банкротство. На общем собрании, в присутствии районных руководителей,  г-н Эдил Зурушев обещал развивать хозяйство, наладить переработку молока на местном маслозаводе. Районное начальство рекомендовало продать акции. Но обещания Зурушева оказались ложью.  Скупив акции, новый хозяин начал оскорблениями выживать работников (ведь сокращать их было бы невыгодно), да и зарплату выплачивать людям он, как оказалось, вовсе не собирался.
Сам Зурушев москвич. Иногда барин наезжал в Ичково, забирал деньги от проданной продукции и скрывался, забыв о выплате зарплаты работникам племзавода. В результате люди отказались работать бесплатно. Пасти коров стало некому, и с половины лета коровы не доились, бродили сами по себе. В ноябре уже и травы не стало – пошли по помойкам и свалкам, бродили до самых морозов по полям и огородам, подъедая у крестьян урожай капусты, моркови. Благодаря хлопотам депутатов и жителей, их звонкам во все инстанции коров вывезли последним паромом, а 2 лошади были брошены на произвол судьбы и бродили всю зиму на улице, при морозе -40. Люди пытались подкармливать несчастных животных, да те никого близко не подпускали, хоть и рёбра сквозь кожу просвечивали.

Вот что написали потом об этом на одном из сайтов Интернета:
http://vostrjkova.livejournal.com/946148.html   
Крестьянская Атлантида

"В сельской местности страшная безработица. Нет здесь настоящих хозяев. Реформаторы надеялись на фермеров, но их на первоначальном этапе срезали налоги, бандиты, различные поборы. Теперь сельское хозяйство стало полем деятельности для заезжих авантюристов. Они заставляют трудиться крестьян, забывая им выплачивать зарплату.

Страшным зрелищем, похожим на фильмы ужасов встречают даже не заброшенные, а населенные деревни. Большое стадо одичавших коров бродило по окрестностям деревни Ичково Холмогорского района Архангельской области. Работники племзавода, не получая зарплату, отказались работать бесплатно. Выгнали коров за ворота, перевели их на самообслуживание. (Внесу уточнение: коровы просто перестали приходить на дойку, ибо пасти их было некому. Г.Р.). Те стали промышлять по полянам, по огородам, подъедая у крестьян урожай капусты, моркови.

Хозяин племзавода, некто Эдил Зурушев, живет в Москве. На короткое время появился в Ичково, приказал забить несколько десятков голов, чтобы расплатиться с коммунальными долгами и выдать людям зарплату. Получив деньги, о зарплате забыл, снова скрылся.

Губит этот хозяин уже не первое стадо, с этого начал поднимать животноводство. Забыл запастись кормами на зиму, в результате в племзаводе "Новая жизнь" от голода пало в 2009 году 218 голов скота, из них 200 телят. Скотомогильник оказался переполнен, трупы телят собаки растаскивали по окрестностям.

Можно было прервать эти пытки, скопились большие долги по зарплате, разве это не признак банкротства предприятия? Для обеспечения долга можно было забрать коров, продать их. Но для этого власти нужно было проснуться, хоть что-то делать. И она проснулась, дала 3 миллиона 369 тысяч рублей государственных дотаций Зурушеву. Эти деньги, как уверяют бывшие работники, в развитие фермы он так и не вложил, увез в Москву".
 
 Вспоминаю, как незадолго до этого переезжали мы из Ичково на пароме с г-ном Эдилом Зурушевым. И он в очередной раз рассказывал байки о светлом будущем, которое он со временем здесь создаст.  Что не за горами тот день, когда хозяйство начнёт работать прибыльно, а люди будут получать достойную зарплату. Слушать это без смеха было нельзя, хоть и смешного здесь мало.  Ведь давно известно, что «сапоги тачать должен сапожник», а сельским хозяйством заниматься – человек, на практике изучивший все тонкости производства. Да и было ли это целью Зурушева? Скорее всего, целью была земля и лес, который он рассчитывал получить.
И с помощью таких вот мошенников поднимается в стране сельское хозяйство.

В 2012 г процедура банкротства с\х предприятия «Новая Жизнь» была завершена. Расчётные деньги людям так и не выплатили, то и дело меняя «вывеску» и используя другие хитрости.
Зато земли после этого перешли в собственность главного акционера Э.А.Зурушева. Ведь ещё во времена СХА колхоза-племзавода «Новая жизнь» земельные паи, по рекомендации районного руководства, были переданы в аренду предприятию с утратой права собственности на них. В результате все члены колхоза лишились земельных паёв. Кроме тех, кто не был членами колхоза, например, работников бюджетной сферы.
 В конце октября 2012 г на собрании жителей деревни директор соседнего с нами ЗАО «Копачёво» Александр Гаврись сказал, что ЗАО купит эти земли у Зурушева и у тех, у кого они ещё остались. В самом же Копачёво землю скупили предприниматели для застройки дачными домами.  Ведь для владельцев паёв и 15.000 руб – реальные деньги.
Директор ЗАО «Копачёво» предложил создать в Ичково некое подсобное производство, например, телятник, чтобы трудоспособное население могло работать. Объяснил он это большими затратами на паром, который использовался летом для перевозки людей и машин на ичковский берег.
А ведь ещё до появления г-на Зурушева в районе был предложен и разработан  проект соединения наших хозяйств. Но бывший директор ЗАО «Копачёво» Е.Л.Чащин категорически от него отказался. А теперь вот хозяйству придётся покупать ичковские земли. Да и ферму или телятник вряд ли уже восстановят. Всё, что можно, из них вывезено, стены наполовину разобраны.  Даже если будет телятник, кто пойдёт работать за 5 тысяч?
Мужики выезжают "на вахту" или ищут "халтуру" в близлежащих населённых пунктах. Как в старину говаривали – бурлачат. Не уезжают те, у кого жёны работает в Ичково,  многие просто не хотят оставлять престарелых родителей.

С утратой производства в Ичково остро возникла проблема с паромом.
В 2011 г перевоз был организован на пароме предпринимателя из Казенщины Вахтанга Губиладзе. Но весной 2012 г катер и баржа потребовали капитального ремонта.  А Копачёво свой катер на воду спускает не раньше15 июня, с выгоном скота на пастбище (на ичковский берег). Полтора месяца на правый берег люди вынуждены переезжать на лодках, в любую погоду. Но ещё сложнее перевозить на лодках товар в магазины через Орлецы в половодье, когда прямую дорогу перегораживает длинный мыс – береговая полоса.
Немало нервов потратили наши депутаты и председатель с/с Е.А.Манакова, чтобы договориться с руководством ЗАО «Копачёво» о перевозке людей и машин хотя бы 2 раза в сутки.  А  на недавнем собрании директор ЗАО Александр Гаврись предупредил нас, что при отсутствии у нас производства он вообще откажется спускать катер, поскольку перевозить летом скот на нашу сторону они больше не будут (переведут коров на беспривязное содержание во дворах).  А заготовить сено они с успехом могут на своей стороне. Поскольку от парома – огромные убытки. Несмотря на то, что плата за перевоз одной  легковой машины – 250 руб., грузовой – 500 руб. Но безумно дорога лицензия, да ещё продлевать её приходится в самом конце сезона. 
  Катер прекращает навигацию в начале ноября, и в самый опасный период до начала декабря люди вынуждены переезжать на лодках. Случись что в распутицу – хоть караул кричи.
Вот так и живём. Новый катер с паромом по плану нам обещают в 2015 году. На следующий сезон планируется переправа на пароме В.Губиладзе, который также начнёт навигацию в июне и закончит в октябре. Если, даст Бог, получит лицензию.  А три месяца, как и  каждый сезон, люди опять будут перебираться за реку, как могут. А ведь едут дети на выходные, везут внуков к старикам- родителям.
 Едут в Ичково, Ступино, Орлецы, Казенщину – на свою малую родину,  где уже давно не стали нужны с прекращением деятельности предприятий.
В Ичковской начальной школе осталось 3 ученика. Работают пока клуб и библиотека, медпункт, 2 магазина. Спасибо, что всё это пока есть. Что предприниматель Любовь Александровна Панфилова, несмотря на трудности, завозит товар в магазин. Летом в деревню приезжают дачники, зимой же большая часть домов пуста. В основном, пенсионеры остались, но они живут только радостью от приезда детей и внуков по выходным и праздникам.
Зимой дорогу открывают только перед Новым годом, а 1 апреля уже убирают знак. И опять начинаются тревоги и переживания. Всего 3 месяца спокойной жизни зимой, в смысле «попажи» за реку,  да 5 месяцев мучений, когда паром ходит дважды в день, а всё остальное время и вовсе надеешься только на Бога, перебираясь за реку на лодках или по некрепкому весеннему либо осеннему льду. Неужели люди, отработавшие всю жизнь на родную страну, не заслужили спокойной старости?

                Фото автора. д.Ичково Холмогорского р-на
                Архангельской обл.