Встреча. Забытые имена

Клуб Слово
Всмотритесь в эту репродукцию.
Прозрачность колорита, изумительно тонкое письмо, светлое и,
все-таки, печальное впечатление оставляет в душе эта картина.
Да и каждая работа художника проникнута именно таким чувством.
Кто он – Григорий Васильев Сорока?
В 1823 году , в деревне Покровской , в семье крепостных, принадлежащих
 предводителю дворянства Николаю Петровичу Милюкову родился мальчик,
 как и родители – ставший крепостным.
Милюков был образованным человеком, любил искусства. Как у многих ,
был у него крепостной театр, прекрасный хор, увлекался
 Николай Петрович живописью  и  архитектурой, сам хорошо рисовал.
 Многолетняя дружба связывала его с соседом по имению,
художником Алексеем Гавриловичем Венециановым.
Он жил в своем маленьком имении, сельце Сафонкове,  и часто гостил
в Островках у Милюковых.
У Венецианова было много учеников,  в судьбе которых художник 
был всегда заинтересован. Многих он выкупал из крепостной зависимости.
 Одним из последних , и самым любимым учеников его, стал Григорий Сорока.

О детстве его почти ничего неизвестно. Знаем, что был он грамотным.
Учился в одноклассной школе для крестьянских  детей.
Восемнадцатилетнего юношу взял Милюков в число своих дворовых людей в Островки,
и это резко изменило жизнь Григория. – он становится учеником Венецианова.
Милюков поощрял эти занятия, но отнюдь не был расположен отпустить Григория,
 хотя Алексей Гаврилович убеждал его дать юноше вольную.
Помещик хотел иметь собственного
 живописца, который украшал бы его имение и писал образа для здешней церкви.

В положении Сороки не было никакой определенности. Милюков то отпускал его
к Венецианову,
 то  требовал обратно. По обычаю тех времен крепостной художник должен
был иметь еще и более практическую специальность.
Иной, работающий столяром – вечером становился актером театра.
По воле Милюкова  Сорока стал садовником в Островках.

Венецианов старался примирить юношу с судьбой, убеждал, что садовничество поможет
 ему в живописи, а живопись – в деле садовника.
Были светлых четыре года, когда в отсутствие помещика, художник жил,
 предположительно, у своего учителя и из учеников стал его подмастерьем,
 выполняя «под его смотреньем» многочисленные заказы на образа для церквей.

По возвращении помещика и Сорока возвращался  «на круги своя». Он был крепостной. Увы.

 Григорий ощущал в себе не меньший талант, чем  А.В.Тыранов,
соперничавший со знаменитым Брюлловым, видел, что сын вольноотпущенника
 С.К. Зарянко был прфессором живописи, бывший крепостной Ф. М. Славянко
 стал профессиональным художником.
 Но Григорий  жил в глуши, лишенный художественной среды, связанный во всех
своих действиях. Все же, пока был жив учитель – оставалась надежда на изменение участи.

В декабре 1847 года Венецианов отправился в Тверь на молодых лошадях.
У въезда в Поддубье лошади понесли, художник был выброшен из саней
 и убит на месте.
После смерти Венецианова снова безуспешно просил вольную Сорока у своего помещика.
 Сведения о нем становятся все более глухими.
В 1852 году он «женился на крепостной дворовой девке сельца Островки»
Александре Нестеровой. После женитьбы  Васильев  Сорока  переселился
в свою родную деревню, Покровскую, живя там, занимался живописью у разных
 живописцев  и такими трудами содержал свою семью.

После реформы 1861 года, из-за тяжелых условий выхода на волю,
среди милюковских крестьян начались волнения. Сорока от имени крепостных
составил жалобу на Милюкова и отправил её Александру II.
 Но, как водится, она была возвращена  в Тверское присутствие по крестьянским делам.
Григория обвинили в возведении напраслины на помещика, арестовали на три дня
 и назначили телесное наказанике.

Художник затосковал  и 10 апреля 1864 года повесился  в горшечной обжигательной
 избе, стоявшей на окраине родной деревни.
Вдова его оставалась с двумя сыновьями и дочерью в Покровской.
Судьба младшего сына была более счастливой, чем судьба отца.
Ему удалось получить образование и он стал именоваться
Александром Григорьевичем Новосильцевым и более сорока лет был
преподавателем Московского лицея.
Наследие Сороки невелико. Существует альбом с пятнадцатью рисунками –
портретами милюковских крепостных, около двадцати пяти картин-пейзажей,
интерьеров и портретов.

Только в послереволюционные годы, когда картины художника были собраны
 в музеях, возник интерес к его творчеству.
Сейчас его картины привлекают зрителей. Выставка его работ в 1976 году была
открыта в Русском Музее.

Искусство Сороки раскрывается не сразу и не до конца.
Природа в его картинах исконно русская, узнаваемая в каждой детали,
 но одновременно - полная необщего выражения. Пейзажи наполнены глубоко
 скрытой печали и грусти, их удивительная красота кажется хрупкой.
 Часто пейзажи построены на игре отражений -  реальный мир,
увиденный в дрогнувшем зеркале воды, необычайная прозрачность воздуха
 и гармония красок воспринимаются как отражение внутреннего состояния
 художника, его ранимости и чистоты.
***

Дорогие друзья, мы ждем ваших откликов на предложенный вашему вниманию материал.