на краю. очерк

Алексей Петров-Странник
Москва - Ярославль, а дальше нескончаемый край нищеты, разрухи и дикой не сравнено божественной природы. Лишь изредка мелькают за окном вагона не понятные селения с хаотичным расположением домов. Их внешний вид это перекошенные серые стены и седовато-мохнатые, зелёные крыши.Так вот она матушка Россия - щедрая душа, только почему-то не для своих.
 Остановка. Какой-то городок со странным названием. Мини рынок у вокзала. Женщины сидящие на перевёрнутой таре, торгующие солёными груздями в трёх литровых банках, ягодами морошкой, клюквой и пирожками собственного приготовления. Хитрые псы, смотрящие жалобно в глаза, клянча тем самым подачки. Но вот скорый поезд трогается. Пассажиры садятся в вагоны. Местное население тоже расходится по домам. рынок на этом закрылся до нового приезда поезда.
 Опять монотонный стук колёс. И только пёстрый пейзаж осеннего леса уходящего в горизонт чарует и радует взор. Когда же этот Архангельск? Время словно остановилась.
 Ну, вот приехали, скоро выходить. Но это не Архангельск, а его пригород Исакогорка. Вокзал, построенный в советские времена. Мне порой кажется, что я ехал не на расстояние, а сквозь время, в года в восьмидесятые, а кое где после военные. Нас встретили, усадили в газель. Дороги как впрочем, и везде по России, будто землетрясения. Опять серый пейзаж деревянных, перекошенных построек. Недостроенных зданий в советские времена. И только: современные автомобили, висящие спутниковые антенны, прохожие, говорящие по сотовым телефонам, возвращают меня в реальное время.
 Приехали. За город Архангельска Затон. Мне почему то хотелось его назвать Притон, это звучало бы намного актуальней. Ибо как выяснилось все неплательщики за квартиры, отсидевших селили именно в этот район (выселки). У местного населения затон ассоциировался не с самой лучшей стороны и некоторые даже побаивались этого района. Нас поселили  общежитие. Как не странно оно было вполне пригодно для проживания. Здесь жили семейные, студенты, молодые люди, командированные. В комнатах был сделан не дорогой косметический ремонт. Стояли железные кровати, при кроватные тумбочки, шкаф и общий стол.Всё это комплектовалось зависимости на сколько человек рассчитана комната. Был общественный душ, в котором как не странно была горячая вода. На втором этаже был буфет. Здесь было всё необходимое сигареты, пиво, соки и неплохая кухня. Готовили по домашнему вкусно, да плюс меню позволяло выбирать, и всё это было не дорого. Приняли нас по-разному. Кто, гостеприимно видя в нас свой доход. Кто озлобленно смотрел и тоже видел в нас свой доход. Следующий день начался с завтрака, в этом замечательном буфете. После нас ждала газель, которая нас повезёт на левый берег реки, в центр Архангельска. Мост через Двину это ещё один коридор времени или в мост: в другой мир, в другое измерение и тому подобное. Мир более современный. Где реклама закидала своими огнями улицы. Где стояли большие супермаркеты. Центр всегда остаётся центром, лицо города,А что край...? Мы как плохие хозяева под кроватью не когда не протрём, а кто там увидит? В этом суть нашей натуры пустить пыль в глаза. Наверно это у нас в крови? А может где барин не живёт там и трава не растёт? На месте правительства я бы чиновников в плохие районы селил, глядишь и лепота кругом. Приехали на объект "Гостиный двор". Брестская крепость после войны лучше была. Это здание от ветров, дождя, морозов и времени превратилось в прах, рассыпающийся в руках. Как не странно в нём находился краеведческий музей, в котором ни чего особенного и не было, джаз клуб и ещё что-то не понятное. Этот памятник Архитектуры мог в любой момент рухнуть. Да и памятником, его назвать нельзя. Каждая эпоха в него носила свою лепту. От первоначального ни чего и не осталось.