Комментарий 3

Шолохов Виталий
Этика происходит от греческого слова «этос», что в прямом переводе, означает нрав, обычай, характер, образ мысли. Энциклопедия дает такое определение ЭТИКИ: «На уровне самоопределения – теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни» (М.А.Можейко. Этика. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва-Минск. Современный литератор. 2001. С. 1274). Образ мысли человека (мышление) и его характер (формы познания и действий) проявляется при столкновении с природой и другими людьми, то есть, обществом. Причем, обычаи связаны с добродетельностью человека, а нрав с его физиологическими потребностями, которые оцениваются как свойства и качества. Философы всегда стремились найти главную добродетель или главную цель деятельности человека. Как показала история, этого сделать нельзя. А все конкретные и частные подходы привели к плюрализму этических систем. Сегодня усилиями Сергея Николаевича Гринченко, который построил иерархическую модель бытия, найдена «метамодель» Природы и Человека в ней на основе единого подхода – «иерархической адаптивной поисковой оптимизационности». Хотя он использовал индуктивный подход в своей работе, но можно говорить и о том, что найдена системная сущностная модель природы – нелинейная ситема управления, которая позволяет назвать весь Космос живым. Свойства этой супермодели лежат в основе эволюции возникновения и Человека и Общества. Полученный результат оказывается научным и позволяет в дальнейшем при анализе любых проблем подходить к ним индуктивно. В рамках логики, первой самой общей посылкой есть утверждение, что все подсистемы в Природе имеют однотипные функции энтропии, математическое выражение которой дал физик Планк. Эта функция физическая, то есть, она имеет размерность и эта размерность есть произведение времени и энергии. Наука нашла общий закон природы, касающейся энтропии -–закон возрастания энтропии. Любая подсистема Природы тем лучше удовлетворяет требованию этого закона, чем быстрей и точней она достигает экстремального значения своей функции энтропии. При этом любая подсистема обменивается энтропийными потоками с другими подсистемами Природы и тратит постоянно свои «ресурсы». Наукой становлено, что отрицательное приращение энтропии есть информация. А «ресурсы» подсистемы есть физические переменные: время ее «жизни», природные ресурсы и энергия, продукты, которые создает человек - в том числе, идеальные, и «Вторая Природа», которую создало Человечество, основными элементами которой являются культивированные зоны, орудия труда, дома, животные, дороги, каналы и средства для передачи материальных и идеальных продуктов человеческой деятельности.
После определения содержания и формы, сущности и явлений, и общих законов бытия можно перейти к анализу этических добродетелей. Для всех живых объектов наиболее характеризующим их оказывается взаимодействие путем обмена ресурсами с целью максимально быстрого достижения максимума функции энтропии. Как было найдено на опыте в лаборатиных исследованиях, две взаимодействующие подсистемы в равной мере не достигают максимума своих функций цели – функций энтропии, что оказывается математическим выражением «равенства» подсистем. Так как каждая функция энтропии есть функция перечисленных выше переменных, то раскрыв приращения функций энтропии по правилам дифференциального исчисления, мы получаем возможность находить пропорции обмена любыми двумя переменными и также учитывать влияние какой нибудь «третьей» переменной на полученное значение пропорции обмена.
Исторически этика рассматривала разные конкретные функции целей и обмен двух субъектов двумя принадлежащими им ресурсами. Такие подходы предопределялись тем, что даже задача взаимодействия трех тел в физике уже представляет определенную сложность для анализа. Если же рассматривается взаимодействие некоторого числа субъектов, которое больше трех, то неизвестных долей переменных, которыми обмениваются эти субъекты, оказывается больше, чем число уравнений, которые можно записать, учитывая балансы переменных и условия «равенства» субъектов в обмене. Выход из положения оказывается в том, что большая часть значений переменных должна быть выбрана на основе традиции, морали или случайно. Ясно, что число комбинаций выбора «неизвестных» велико. Математика дает точное значение комбинаций – сочетаний. «Сочетаниями из Н элементов по М называются их соединения, различающиеся друг от друга только самими элементами. Число всех сочетаний равно Н! /(М!(Н-М)!), где ! есть знак факториала /И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗОВ. ГИТТЛ. Москва. 1953. С. 163/. Наибольшее число сочетаний имеет место, когда М равно половине Н.
Можно утверждать, что те неизвестные, которые устанавливаются нормативным путем, определяются обществом/государством. Одно из важных свойств иерархической модели бытия С.Н.Гринченко состоит в том, что более высокий уровень бытия задает условия существования более нижнего уровня. В то же время каждый уровень бытия имеет одну и туже физическую модель «адаптивной поисковой оптимизации». Поэтому можно согласиться с С.Н.Гринченко, что «условия типа равенств – закономерности, которым необходимо следовать в процессе поиска экстремума, и типа неравенств – закономерности, которые необходимо при этом не нарушать, есть дополнительные целевые критерии «экстремального» типа, значения которых необходимо либо однократно определить /если их положение не зависит от времени/, либо перманентно отслеживать». (С.Н.Гринченко. Метаэволюция /систем неживой, живой и социально-технологической природы/. ИПИ-РАН. Москва. 2007. С. 14).
Наша задача применить в дальнейшем иерархическую модель бытия для исследования проблем этики. В стремлении достичь своей главной цели люди могут пойти на нарушение ограничений и получить большую выгоду. Единственным способом борьбы с этим оказывается полное отсутствие секретности и правда. Государство собирает налоги и использует их для исправления нарушения законов, в том числе, моральных.

01/24/2013