Выдропужск

Иосиф Бобровицкий
     ( Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)

Суббота 3 июля (Мефодьев день) был посвящен сборам в байдарочный поход по реке Тверце. Я с дочерью Верочкой отправился на станцию Крюково на оптовый рынок для закупок для похода. На рынке я обратил внимание на объявление-рекламу «Творожок из города Торжок», а мы как раз собираемся в те края.
Выехали из Зеленограда на машине в 7 часов утра. Ведет машину Володя – муж  Верочки, а в поход мы собрались втроем: Верочка, их сын, а мой внук Саша и я. За какой-то час мы преодолели всю зимнюю часть похода до Городни. В Городне вышли из машины, чтобы размяться. Сфотографировались на фоне церкви. Верочка с Володей вспомнили свой поход по Тверце 14-летней давности, который они как раз заканчивали в Городне, как они тащили в гору с Волги свой скарб. Насколько удобнее ходить в байдарочные походы с подъездом и выездом на автомобиле, но 14 лет назад мало у кого была личная автомашина.
В 8-42 мы остановились в селе Эммаус. С самого начала похода, путешествуя глазами по карте, меня заинтересовала история происхождения названия этого населенного пункта. В кафе, куда мы с Сашей зашли, ни официантка, ни один из двух посетителей не смогли ответить на  вопрос о происхождении названия Эммаус. Официантка сказала, что она не местная, а из Твери, а поняв, что мы не собираемся ничего заказывать, быстро потеряла к нам интерес. Один из посетителей – пожилой, подвыпивший мужчина стал что-то нести о втором пришествии, намеченном на 11 августа, а под конец, узрев мою бороду, поинтересовался, не Христос ли я. Тот же, что помоложе вообще не мычал, не телился.
Выйдя из кафе, мы заметили на другой стороне шоссе женщину средних лет. На наш вопрос, местная ли она, получили ответ, что она живет здесь лишь два года, но тоже интересовалась происхождением названия села. Оказывается в селе была церковь, посвященная евангельским событиям, произошедшим в древнем Эммаусе, а место для церкви якобы было выбрано по двум обстоятельствам: расстоянию в 12,5 км от Твери и каменистым выходам, так как «эммаус» на иврите означает «на камнях». Мы поблагодарили женщину за информацию и сели в машину для продолжения поездки.
В 9-30 мы были у моста через Тверцу на объездной дороге в районе села Медное. Мы вышли для поиска стоянки для окончания похода; сюда за нами через недельку должен подъехать Володя. Мост через Тверцу  расширяют – не совсем удобное соседство, но, в конце концов, мы нашли вполне приличное место: сосновый лесочек, к которому имелся подъезд, близко от воды, в 1-ом километре от моста, с пологим спуском к реке.
Для оперативности по объездным шоссе объехали Торжок и Выдропужск. Начало водного путешествия мы наметили по карте от деревни Ряд, куда от трассы ведет 6-ти километровое ответвление, проезжее в сухое время. В деревне Ряд с десяток домиков (проживают исключительно дачники), в соседней Колокольне (с ударением на «е») есть и постоянные жители.
Рядом с Рядом (простите за каламбур) – хутор, на котором «новые русские» разводят гусей и даже завели жеребца. Все это я узнал от двух девчушек  16 и 10 лет, Лены и Ксюши. Лена учится в колледже в Питере, а Ксюша в школе в Волочке. Сюда они приезжают на лето к бабушке. Я спросил их, где можно набрать питьевой воды, и девчушки проводили меня до артезианской скважины. Вообще-то по деревне стоят водопроводные колонки, но Лена не только не помнит, когда из них брали воду, но даже, где стояла водонапорная башня. Еще она рассказала, что мечтает стать кинологом и разводить в деревне среднеазиатских овчарок. Потом они с Ксюшей наперебой рассказывали о событии прошлого лета, когда волки перегрызли всех собак в деревне.
Пока я ходил за водой, Володя с Сашей собрали байдарку. Быстро перекусили и в 14-30 отплыли. Тверца в связи с жарким июнем сильно обмелела, там и сям обнажились валуны, образуя перекаты. Хорошее течение, ниже Чевцова мы схода проскочили небольшой порожек. Справа остается Локтево, много новых строений – сказывается близость трассы.
Встали на ночлег на левом берегу, не доходя 2-х километров до села Бабье (или Бабьё). Хороший песчаный пляж, но берега очень захламлены: мы с полчаса очищали место вокруг палатки от стеклобоя. До поздней ночи к пляжу все подъезжали машины со станции Спирово с желающими искупаться, ведь сегодня воскресенье.
Вышли с места стоянки в 11 часов утра, через десять минут прошли под мостом в селе Бабье. Под мостом развалины старого моста и каменистый перекат. Бабьё с моста с любопытством следило за тем, как мы продираемся между камнями. В 12-10 мы подплыли к Выдрапужску и встали перед ним на левом берегу. Верочка с Сашей остались на берегу разогревать обед, а я по берегу отправился к центру села, где через Тверцу переброшен мост старого Петербургского тракта. По дороге к мосту мне в глаза бросился мощный родник, бьющий с берегового обрыва. Над родником большой крест. Как мне объяснили местные, здесь когда-то стояла часовня.
В центре села по обе стороны от моста старинные каменные здания, но все они в полуразрушенном состоянии. Жилым оказалось лишь одно здание, в нем расположен сестринский приют. Зашел в магазин, чтобы купить моркови, но моркови там не нашлось; хотел купить на базаре – оказалось, что в селе базара нет. Почта и школа на левом берегу, но сегодня понедельник – почта закрыта. Школа расположена на окраине села, рядом с шоссе, ведущем на Спирово.
Попытка купить морковь у местных жителей также не увенчалась успехом, еще не выросла – крысиные хвостики.
Школа, слава богу, открыта, так как в ней функционирует летний лагерь. Из книги Писигина было известно про школьный музей. Заведует школьным музеем учитель истории Ирина Борисовна, а Валентина Николаевна, создатель музея, окончательно ушла на пенсию. Ирина Борисовна любезно познакомила нас с экспозицией музея. Из книги Валерия Фридриховича я много знал о музее, так подробно он описал его, но я все равно был поражен той концентрацией информации и музейной добротностью – настоящий краеведческий музей, хотя под экспозицию и отведен только один класс. Завожу речь о названии села, высказываюсь в пользу угро-финского происхождения. Ирина Борисовна возражает: « название села восходит к славянскому корню «выть» (вопить). Вытебожск – это древнее языческое капище на горах над полноводной рекой, какой была когда-то Тверца»
Есть в экспозиции и книга В.Ф.Писигина «Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург» с пометками В.Ф.Кашковой о допущенных им неточностях. Ирина Борисовна, учившаяся у Валентины Федоровны, настоятельно убеждала меня: «постарайтесь обязательно встретиться с Валентиной Федоровной, это такой замечательный человек».
Мы очень удачно выбрали место нашего привала: я шел к школе в круговую, а назад по прямой, обратный путь не занял и 10минут.
Когда я вернулся к месту привала, обед был готов и даже в основном съеден. Я принялся доедать, а Вера с Сашей отправились в музей. К их возвращению байдарка была готова к отплытию.
В 14-40 мы отплыли. Прошли перекат под старым мостом, сфотографировали церковь с омута. В этом омуте, (нам об этом рассказали в школе), неделю назад утонула учительница Выдропужской школы. Затем в проводку преодолели мощный перекат. Ниже переката река стала полноводней и шире, только изредка попадаются песчаные мели. Лес по обоим берегам, но хороших выходов, как назло, нет. Но вот по правому берегу открылась большая поляна и песчаный пляж. С левого берега к воде спускается пробитая тропа и даже ступеньки. 16-20 – хотели выйти размяться, но место настолько понравилось, что решили встать на ночлег. Сразу видно, что это стоянка туристов: обкопанные места для установки палаток, кострище с рогульками, бревна для сиденья, яма для отходов, и, самое главное, нет битого стекла – верного   признака пьяного разгула.