Интервью с Михаилом Диденко

Газета Бук
Здравствуйте, Михаил Александрович.
1. «Расскажите о том, что вас заставило сесть за книгу, как возник замысел и отличается ли он от первоначального, а так же просветите  наших читателей, которым, как пишущим людям, было бы интересно узнать, кто вас поддерживал на  нелегком пути написания книги.
- Здравствуйте. Это были одновременно вдохновение и идея, которая явилась результатом наблюдений, сопоставлений и, видимо, подсознательного размышления на тему. В один момент все сложилось в мозаику, и я решил поделиться мыслями и опытом – своими и общими. Дело в том, что я человек увлекающийся и ходил изучать разные единоборства в различных секциях, общался со многими людьми, видел многих тренеров, смотрел, как они передают знания. К тому же периодически проверял полученные знания на улице – не то, что специально нарывался, но при случае не упускал возможность проверить свой арсенал. Некоторые элементы больше не использовал, и даже не отрабатывал на тренировках – потому что видел - «не мои», а некоторые наоборот отшлифовывал, чтобы стали еще более убойными. Рукопашный бой должен быть практичным. Потому что цель занятий рукопашным боем – умение побеждать на улице. Уличный конфликт – подлинный экзамен твоим навыкам. Ну и постепенно пришел к выводу, что, во-первых, большинство единоборцев пришли не за ударами и приемами, а за уверенностью. А ее им не дают. Потому что тренеры, как правило, тренируют бойцов для победы в спортивных поединках – и это правильно, если мы говорим о спортивном единоборстве. Но люди часто не обдумывают все это – раз единоборство, значит, там и мужеству научат, и для улицы навыки дадут. Или тренер просто не знает, как помочь ученику. Броскам научить, удары поставить – это да. А вот как не впадать в ступор, если «наехали» - тренер только плечами пожмет. Скажет – «дерись чаще». Но как ученик будет чаще драться, если он боится драк? Замкнутый круг. Ну и второй момент, чисто технический – обычные единоборства не предназначены для внезапного нападения на улице, причем группой. В телепрограммах обычно тренеры показывают защиту от фронтального нападения – когда к тебе подошли спереди, да еще и схватили за воротник – чтоб тебе было удобнее прием провести. Смешно. Внезапное уличное нападение похоже на «снятие часового» - думаю, все представляют, как это производится. Вот и стоит подумать, есть ли сходство с телепрограммами, и, самое главное - как справиться с такой ситуацией.
Обычно те, кто имеет уличный опыт, принимал участие в чем-то, состоял в каких-то группировках, книги не пишут. Книги обычно пишут теоретики. А я всегда интуитивно тяготел к золотой середине. И со временем просто узнавал о себе все больше – и убеждался, что шел правильной дорогой. Интуиция не ошибается. Прочел на заре юности, что древние греки считали гармоничным человека с тремя развитыми началами – физическим, моральным и интеллектуальным, и понял, что я и стремился всегда таким быть. Мне было бы неинтересно быть дохляком в очках или же тупой «торпедой». Поддерживали два человека, за что им спасибо. Трудно не было, писательство для меня – физиологическое удовольствие. И такая же потребность, как есть, пить и дышать. Это радость творчества.
2. Расскажите о том, как вы  работали над книгой, какой образ жизни вели во время написания. Наших читателей будет наверняка интересовать, как вы организовывали время работы над книгой и совмещали с повседневными заботами.
На самом деле никаких неудобств не испытывал, писал ее почти 3 года, по вдохновению. Мысль приходила, варилась, кипела потихоньку, пузырилась; потом, по мере готовности, излагал ее на электронной бумаге. Когда понял, что накопилось около 100 страниц формата А4 (знаки с пробелами я тогда еще не считал), да и осознал, что выразил все, что на тот период хотел, решил завершить книгу. Параллельно писал и другие вещи. Например, фантастическую повесть в 2,5 а.л., которую написал за 2 дня – точнее, за Купальскую ночь и следующий день – 22 июня. 
3. Отдельный вопрос – фотографии в книге. Не возникло ли у вас с ними трудностей?
С фотографиями испытаний было много – ребята, с которыми договаривались, оказались несерьезными. За исключением одного. Еще один вообще упустил шанс. Поэтому выкручивались, изобретали что-то на ходу. Фотографии – единственное в книге, что могло быть лучше.
4. Расскажите о том, каким был ваш путь к издательству.
До этого у меня уже был опыт общения с издательством, которое хотело, но не издало ту повесть, о которой я говорил. Из-за небольшого объема. В наше время издаться нелегко. Много ограничений, подводных камней и течений. Тем более редакторам каждый день присылают по 30-50, а то и 100 произведений. Иногда написанных 11-летними авторами. На тот момент у меня не было достаточно литературного мастерства, чтобы увеличить объем повести до романа. Так вот, я просто стал отправлять свое произведение в издательства, которые нашел на сайте Ozon в рубрике Самозащита – посмотрел, кто издает книжки, которые там были, и через Google нашел их сайты. Звонил, интересовался. Старался быть вежливым. Я умею учиться и сделал выводы на основе проталкивания первой книги. Отправил в 10 издательств (примерно). Редактор, который ее в итоге издал, ответил быстро. Это было в июне. Но они ее долго рассматривали, и договор подписали в начале октября. Я был очень рад. Понял, что это важный день - третье октября. Издать ее хотели в декабре, потом в начале мая, но, как говорил редактор, не получалось. В итоге издали в июне 2012. Фактически заняло год. И то люди сказали, что это быстро. Вот когда я узнал, что ее издали – это был взрыв. Торжествующий рев охотника, стоящего на туше мамонта. Так что уверен, что соседи тоже запомнили тот день.
5. Расскажите о том, как встречают книгу читатели?
Минимум «неплохо» - от какого-нибудь сурового, сдержанного тренера. Хвалят, благодарят. Заходил в Московский дом книги и Библио-Глобус, продавцы сказали, что книгу хорошо «берут». Пишут читатели из разных уголков страны, рассказывают свои истории, советуются. Книга и есть «старший брат», которого у многих подростков (и не только) в России нет. Негативных отзывов не слышал.
6. Вы предлагаете своим читателям для самопознания изучать историю своего рода. Скажите, а удалось ли вам найти возможность узнать историю своей семьи?
Дед рассказывал историю рода еще, когда я был маленьким ребенком. Позже, когда вырос, узнавал что-то и от других родственников старшего поколения. Предки – казаки. Есть у нас и фамильные легенды. Одну я рассказывал людям, которые не измеряют мир линейкой. Это люди разбирающиеся в боевой традиции, да и традиции вообще. Выслушали с вниманием. Но на публике я бы вряд ли стал ее рассказывать – потенциальный скепсис тут неуместен. Еще одну расскажу только своим родственникам. Знать свое родовое древо необходимо. Ведь, зная своих предков, ты узнаешь и себя, так как ты их продолжение не только по внешности, но и по характеру – а, значит, во многом и судьбе. По крайней мере, ты будешь знать опасные участки дороги, и сможешь пройти их по-другому. Для меня самого предки – самоценны. Мне не нужно придумывать причины, чтобы найти интерес в своем роду. Мы же не ищем профит в родительской любви. Это просто есть. Я часто думал о своих предках, пытаясь представить эту длинную цепь поколений, мужчин и женщин, их жизни, их истории. И я пытаюсь отразить в своих произведениях присущие казакам черты – пылкость, страстность во всех вопросах жизни, упрямство, суровость, жестокость, и при этом юмор и хитрость, живучесть, и главное – чрезвычайную волю. Современные люди воспринимают свою жизнь как что-то не зависящее от них: человек вроде пытается, барахтается, но выплыть не может; так и плывет по течению. А для казаков Фортуна была лошадью – норовистой, но они ее взнуздывали, объезжали и ехали по своей воле куда им было нужно. Мир для них был полигоном, а не враждебной, серой, липкой, удушающей массой, которая выше небоскребов. Они избегали любых штампов, стандартов, запретов. Поэтому каждый был «характером» - яркой личностью. Это к вопросу о самобытности. У казаков почиталась самостоятельность во всем: мышлении, внешнем виде, поступках. Кстати, был такой очень самобытный писатель-казак Борис Кундрюцков, в его произведениях присутствует настоящий донской юмор. В современном мире господствует стандартизация, всех пытаются причесать под одну гребенку. Иногда и она полезна – например, в моей системе самозащиты сначала всем дается одинаковая типовая «база», но потом каждому подбирается его личная боевая система, исходя из его психофизиологии и параметров (характер, рост, вес). То есть, даже то, как человек дерется, показывает его характер, его личность. И технические элементы человеку не внушаются – они в нем ищутся и находятся. Не что-то привнесенное, а его личное, но вынесенное на поверхность сознания.      
7. Мы слушали и смотрели тематические передачи с вашим участием. http://vk.com/ulichnoishvatki?z=video8200887_163504383 http://vk.com/video-41305170_163978641 
Одна из тем касалась разговора о настоящих мужчинах. Не боитесь ли вы того, что на вас навесят ярлык знатока «поведения настоящего мужчины»?
Если смогу дать хороший совет кому-либо, буду рад. Что касается мужского мышления и поведения, то придумывать что-либо от себя смысла не имеет, можно просто поделиться с теми, кто не знает.
8. Есть у меня  знакомый, чье имя я раскрывать не буду.  Молодой человек, который любил на «всякий случай» носить с собой ножик для уличной обороны. Часто с ним случалось то, что его на улице били и ножик отнимали. И случалось это с ним до тех пор, пока у него не «закончились» все ножики. Вопреки его опасениям, больше на него никто не нападал, хотя он ходил по тем же улицам в то же время суток. Можете ли вы как-то объяснить с высоты своего опыта, почему так случилось?
Опять же – идем от личности, уникума, без шаблонов. Что за человек, какой у него характер, какое было воспитание, где он живет? Так, навскидку можно сказать, что оружие иногда дает ложную уверенность, и человек начинает вести себя более вызывающе. В наше время много таких ребят, которые думают, что красивый и дорогой нож сделает их смелыми. Но главное – дух. Не оружие режет, а человек. Так и этот человек – внешне он, может, и стал вести себя «увереннее» - точнее, ему так показалось. А для уличных «щук» он – «карась», который пытается выглядеть как «щука». Такое раздражает. Это притязание без каких-либо на то оснований. Есть внешняя и внутренняя стороны. Человек может быть внешне спокойным, но он действительно цельный, и к нему никто не лезет. И наоборот. Это одна из причин, по которым я стал писать книгу – часто кто-то ходит в секцию (особенно в такую, где нет контактных поединков), думая, что это автоматически избавит его от комплексов, придаст ему уверенности. А потом, лет через 5 занятий, «отхватит» от тех же «гопов». Видел такие примеры собственными глазами. Бывают и другие, более волевые, которые все-таки дерутся в полный контакт – но потом на улице опять беспомощны. Бывают и третьи, которые уже дерутся на улице – но и они со временем осознают, что уверенными это их тоже не сделало. Потому что причина в другом. И то, что они считают «уверенностью» тоже на самом деле другое.   
9. Какие ваши дальнейшие творческие планы? (Учитываю, что вы пожелаете уйти от этого ответа, но оставить «интригу»)
Не люблю говорить заранее. Написал роман Крестик – фантастика, но о нашей стране и нашем времени. Герой – молодой парень Саша, который как раз испытывает всякие трудности на улице и с девушками. Так что можно сказать, что отчасти это художественное изложение правил и основ боя и психологической подготовки. Причем, уже научившись оседлывать вдохновение, написал это произведение за 1,5 месяца. Также появилась возможность сотрудничества с глянцевыми журналами – этому явно способствовал успех моей книги.


(Урезала все, что могла, чтобы оставить место для фотографий, которые могли бы «вас подать»)
Фотографию книги поставим сюда.
Книгу можно приобрести:
В интернете:
Магазин «Озон» http://www.ozon.ru/context/detail/id/17874462/
Магазин «Лабиринт» http://www.labirint.ru/authors/117736/
«Читайка»
  Janzen http://www.knigi-janzen.de/view.php?gid=217
«Букшоп»
«Мой мир»

Беседу вела Катерина Исаченкова