Веточка мимозы

Роза Хастян
Отца Он не знал.
Мама говорила, что отец уехал на заработки и не вернулся.
Как мог человек уехать на заработки и не вернуться? И, почему   его…  не искали? 
Мама  не искала  и не ждала отца. Она даже не вспоминала о нем.
Зато… «находила»  других мужчин. И,  про каждого говорила:  «он будет  твой папа».
Эти «папы» мало жили с ними. Через некоторое время  исчезали также внезапно, как и появлялись.
И их тоже мама не искала…
Один, очередной папа, пожил с ними чуть дольше, чем остальные. В это время родилась сестренка. Потом этот папа тоже исчез…
Мама поплакала, поплакала и успокоилась…
Когда сестренка подрастет, на её вопрос: « Где  папа?», мама опять ответит: « Уехал на заработки и не вернулся»…

Такой ответ, все же,  лучше, чем услышать: « Отец погиб». Потому что есть надежда, что отец когда-нибудь вернется…

А время шло…

Он рос хилым и болезненным мальчиком. 
Не мудрено:  «мать-одиночка», еще и «непутёвая», как о матери говорили соседи, не могла  достойно содержать детей.  Ели,  что  находили, одевались  «от чужого плеча».

Он пошел в школу.
 Учился плохо.
С трудом переходил из класса в класс.  В школу ходить не любил.   Учителя не любили Его из-за неуспеваемости,  дети – из-за  ершистого характера.
Его бы воля, он бы бросил школу, но мама заставляла ходить.
Мечтал о том, чтобы быстрей вырасти и пойти в армию. А там… видно будет…
Может и… генералом станет…

А пока… учился в пятом классе…

Приближался Международный женский день.
КАК он не любил праздники!  И особенно – этот.
Было заведено, что дети накануне праздника приносили  подарки  классным руководителям, и перед тем, как начнется урок, выкладывали их на стол.
Учительница заходила в класс, делал удивленные глаза  и восклицала: «О, не стоило! Зачем вы  принесли неудобства  своим родителям? Спасибо, конечно, но хватило бы и цветочка, например, веточки мимозы…»
А сама торопилась убирать подарки со стола в сумку. В этот день она приносила с собой  необычно большую сумку.
Подарки были разными:  духи «Красная Москва», которые  считались самыми «крутыми», потому что стоили очень дорого,( пять рублей(!) за флакон).  Другие духи, с меньшей стоимостью. Капроновые и нейлоновые чулки. Статуэтки. Книги.  Только что появившиеся и очень модные «ажурные»  колготки. Хрустальные и керамические вазы. Кувшины. Бижутерия.
Цветы никто не дарил. Не принято было. Если бы дарили, то дарили бы нарциссы, тюльпаны или веточки мимозы, которые росли  у каждого в огороде, в том числе -  учительницы.
Зачем они ей? В деревнях люди практичные.  Разные сентиментальности не приветствуются.
 
Самым же «пикантным» в  процессе  дарения было то, что каждый ученик подписывал открытку  и ставил её под СВОИМ подарком.
Учительница, когда «загребала» подарки со стола,  читала открытки, иногда даже делала замечания по поводу неграмотного «заполнения» поздравительной открытки…

И, соответственно,  в зависимости от стоимости  подарка,  она,  или улыбалась дарящему ученику, или…  фыркала  и  презрительно смотрела в сторону «дешевого» ученика…
Например, ласкового взгляда учителя удостаивались  дарящие  хрустальные вазы и ажурные колготки. « Красной Москвы» уже так много накопилось в  шифоньере учительницы,  что хватила бы и на внучек. Поэтому, дарящие эти недешевые духи, тоже удостаивались ухмылки.
А вот, на тех, которые принесли дешевые подарки,  как, душистое мыло,(и такое дарили), она смотрела с брезгливостью.

… Сегодня надо было дарить…  сегодня канун праздника…
У мальчика не было подарка. Мама не позаботилась даже о самом  дешевом подарке.
Он не хотел идти в школу. Но не пойти именно в этот день, означало бы…  на весь год,  до следующего мартовского праздника, «терроризироваться» со стороны учительницы по поводу скупости и бессовестности(!).

Он уже опаздывал.
На улице шел ливневый дождь.
Он вышел из дома,  подошел к мимозовому дереву, отломил несколько веточек пушистой нежности, вытряхнул с них дождинки,  и нехотя,  направился в сторону школы.
Он знал, что опаздывал, но не торопился. Даже ливень не мог заставить его ускорить шаги…
Разве торопятся… на эшафот?
Сегодня школа для него была эшафотом. И Его маленькое сердечко предчувствовало это, но Он ничего не мог делать, чтобы избежать… казни…
Казнью  же для Него было презрительное фырканье учительницы, что  неминуемо, учитывая «цену» Его «подарка», и последующий  хохот учеников…

Урок уже начался.
Он постучался в двери класса.
Услышав голос учительницы:  «войди», вошел…

- Извините… - промямлил Он и поставил ветки мимозы на стол к  учителю…( Подарки уже были надежно спрятаны в сумке).
- С праздником, - добавил Он еле слышно, и хотел пойти к своей парте, как…
- Убери со стола свой веник, невоспитанный! Хотя… кто бы тебя воспитывал! Не видишь, намочил скатерть?
 
« Не надо было ставить мокрые веточки на скатерть, но куда их ставить?
Не вручать же «лично в руки» «драгоценный» подарок?»  - подумал Он,  считая  себя виноватым не только в своей бедности и «непутевости» своей мамы, но и в том, что  на улице идет дождь…

Промокшие под дождем пушистые желтые шарики мимозы напоминали… линявшие малюсенькие цыплята…

Он сделал два шага, чтобы сесть за парту… как ветки мимозы полетели в его сторону.
Веточки рассыпались на полу. Одна из них зацепилась за рукав изношенного пиджачка…
Класс загрохотал от хохота…

Он окаменел…
Глаза наполнились слезами…
Он не знал, ЧТО делать…

- Что встал? Или сядь, или выйди из класса! Лучше – выйди! Толку от тебя…!

Он повернулся, чтобы уйти из класса…
Перед  промокшими и «квашеными» сандалиями  лежали жалкие веточки мимозы…

Он начал топтать их…
 С какой-то особой жестокостью Он  уничтожал  мимозу…
 Жалкость этих намокших крошечных комочков  ассоциировались с  жалкостью  Его жизни…

Класс взорвался от смеха…

Учительница  покраснела от злости и стала орать:
- Выйди вон, ублюдок!  От такой матери – такие и дети!

Он выбежал из класса…
На полу остались раздавленные  цветочки мимозы… от которых потянулся сжиженный, смешанный  с грязью и желтизной,  след  детской обуви…