Отца Он не знал.
Мама говорила, что отец уехал на заработки и не вернулся.
Как мог человек уехать на заработки и не вернуться? И, почему его… не искали?
Мама не искала и не ждала отца. Она даже не вспоминала о нем.
Зато… «находила» других мужчин. И, про каждого говорила: «он будет твой папа».
Эти «папы» мало жили с ними. Через некоторое время исчезали также внезапно, как и появлялись.
И их тоже мама не искала…
Один, очередной папа, пожил с ними чуть дольше, чем остальные. В это время родилась сестренка. Потом этот папа тоже исчез…
Мама поплакала, поплакала и успокоилась…
Когда сестренка подрастет, на её вопрос: « Где папа?», мама опять ответит: « Уехал на заработки и не вернулся»…
Такой ответ, все же, лучше, чем услышать: « Отец погиб». Потому что есть надежда, что отец когда-нибудь вернется…
А время шло…
Он рос хилым и болезненным мальчиком.
Не мудрено: «мать-одиночка», еще и «непутёвая», как о матери говорили соседи, не могла достойно содержать детей. Ели, что находили, одевались «от чужого плеча».
Он пошел в школу.
Учился плохо.
С трудом переходил из класса в класс. В школу ходить не любил. Учителя не любили Его из-за неуспеваемости, дети – из-за ершистого характера.
Его бы воля, он бы бросил школу, но мама заставляла ходить.
Мечтал о том, чтобы быстрей вырасти и пойти в армию. А там… видно будет…
Может и… генералом станет…
А пока… учился в пятом классе…
Приближался Международный женский день.
КАК он не любил праздники! И особенно – этот.
Было заведено, что дети накануне праздника приносили подарки классным руководителям, и перед тем, как начнется урок, выкладывали их на стол.
Учительница заходила в класс, делал удивленные глаза и восклицала: «О, не стоило! Зачем вы принесли неудобства своим родителям? Спасибо, конечно, но хватило бы и цветочка, например, веточки мимозы…»
А сама торопилась убирать подарки со стола в сумку. В этот день она приносила с собой необычно большую сумку.
Подарки были разными: духи «Красная Москва», которые считались самыми «крутыми», потому что стоили очень дорого,( пять рублей(!) за флакон). Другие духи, с меньшей стоимостью. Капроновые и нейлоновые чулки. Статуэтки. Книги. Только что появившиеся и очень модные «ажурные» колготки. Хрустальные и керамические вазы. Кувшины. Бижутерия.
Цветы никто не дарил. Не принято было. Если бы дарили, то дарили бы нарциссы, тюльпаны или веточки мимозы, которые росли у каждого в огороде, в том числе - учительницы.
Зачем они ей? В деревнях люди практичные. Разные сентиментальности не приветствуются.
Самым же «пикантным» в процессе дарения было то, что каждый ученик подписывал открытку и ставил её под СВОИМ подарком.
Учительница, когда «загребала» подарки со стола, читала открытки, иногда даже делала замечания по поводу неграмотного «заполнения» поздравительной открытки…
И, соответственно, в зависимости от стоимости подарка, она, или улыбалась дарящему ученику, или… фыркала и презрительно смотрела в сторону «дешевого» ученика…
Например, ласкового взгляда учителя удостаивались дарящие хрустальные вазы и ажурные колготки. « Красной Москвы» уже так много накопилось в шифоньере учительницы, что хватила бы и на внучек. Поэтому, дарящие эти недешевые духи, тоже удостаивались ухмылки.
А вот, на тех, которые принесли дешевые подарки, как, душистое мыло,(и такое дарили), она смотрела с брезгливостью.
… Сегодня надо было дарить… сегодня канун праздника…
У мальчика не было подарка. Мама не позаботилась даже о самом дешевом подарке.
Он не хотел идти в школу. Но не пойти именно в этот день, означало бы… на весь год, до следующего мартовского праздника, «терроризироваться» со стороны учительницы по поводу скупости и бессовестности(!).
Он уже опаздывал.
На улице шел ливневый дождь.
Он вышел из дома, подошел к мимозовому дереву, отломил несколько веточек пушистой нежности, вытряхнул с них дождинки, и нехотя, направился в сторону школы.
Он знал, что опаздывал, но не торопился. Даже ливень не мог заставить его ускорить шаги…
Разве торопятся… на эшафот?
Сегодня школа для него была эшафотом. И Его маленькое сердечко предчувствовало это, но Он ничего не мог делать, чтобы избежать… казни…
Казнью же для Него было презрительное фырканье учительницы, что неминуемо, учитывая «цену» Его «подарка», и последующий хохот учеников…
Урок уже начался.
Он постучался в двери класса.
Услышав голос учительницы: «войди», вошел…
- Извините… - промямлил Он и поставил ветки мимозы на стол к учителю…( Подарки уже были надежно спрятаны в сумке).
- С праздником, - добавил Он еле слышно, и хотел пойти к своей парте, как…
- Убери со стола свой веник, невоспитанный! Хотя… кто бы тебя воспитывал! Не видишь, намочил скатерть?
« Не надо было ставить мокрые веточки на скатерть, но куда их ставить?
Не вручать же «лично в руки» «драгоценный» подарок?» - подумал Он, считая себя виноватым не только в своей бедности и «непутевости» своей мамы, но и в том, что на улице идет дождь…
Промокшие под дождем пушистые желтые шарики мимозы напоминали… линявшие малюсенькие цыплята…
Он сделал два шага, чтобы сесть за парту… как ветки мимозы полетели в его сторону.
Веточки рассыпались на полу. Одна из них зацепилась за рукав изношенного пиджачка…
Класс загрохотал от хохота…
Он окаменел…
Глаза наполнились слезами…
Он не знал, ЧТО делать…
- Что встал? Или сядь, или выйди из класса! Лучше – выйди! Толку от тебя…!
Он повернулся, чтобы уйти из класса…
Перед промокшими и «квашеными» сандалиями лежали жалкие веточки мимозы…
Он начал топтать их…
С какой-то особой жестокостью Он уничтожал мимозу…
Жалкость этих намокших крошечных комочков ассоциировались с жалкостью Его жизни…
Класс взорвался от смеха…
Учительница покраснела от злости и стала орать:
- Выйди вон, ублюдок! От такой матери – такие и дети!
Он выбежал из класса…
На полу остались раздавленные цветочки мимозы… от которых потянулся сжиженный, смешанный с грязью и желтизной, след детской обуви…