Рыцарь востока. The Knight of the East

Костас Тодис
THE KNIGHT OF THE EAST AND THE DANCE «ZEYBEKIKOS».

Tsakirtzali Mehmet Efe (1871-1910) was a Zeybek, who was active as an outlaw in the region enclosing Izmir, Aydin, Denizli, Mugla and Andalya in modern western Turkey, from 1893 to 1910. Born in Odemis in 1871, he went out to the Aegean mountains at the age of 22 seeking revenge for his father, Tsakirtzali Koca Ahmet Efe, who was murdered by an Othoman sergeant. While the political standing of Tsakirtzali  is controversial, he is generally recognized as a legendary Efe, who was protective of common people, fought against authority, and established justice in regions of his control. In 1910, he was killed by Ottoman security forces during a fight and decapitated by his own men in order to prevent the identification of the body.
All zeybek dances have a common characteristic form, but the positioning of the arms and body differ according to the different regions. The rhythm is also very characteristic, a rhythmic pattern of a slow nine beats: 9/4 = 2+2+2+3 beats or 3+2+2+2 with occasional variations. Zeybek melodies can be divided according to their tempo: (a;;r) slow and (k;vrak) fast . The a;;r zeybek have rhythmic patterns of 9/2 or 9/4, which begin with an introduction called gezinleme in free style where the dancers wander freely and start to dance in a proper time of the rhythmic pattern. There isn't a gezinleme introduction in female zeybek dances. K;vrak zeybek have rhythmic patterns of 9/8 or 9/16.

Abdal Zeybegi
Saraykoy Zeybegi
Serenler Zeybegi
Tavas Zeybegi
Aydin Zeybegi
Kordon Zeybegi
Bergama Zeybegi
Karanlik Zeybegi
Ankara Zeybegi
Kadioglu Zeybegi
Cokertme Zeybegi
Al Yazma Zeybegi
Koca Arap Zeybegi
Karasar Zeybegi
Mugla Zeybegi
Soma Zeybegi
Koca Arap Zeybegi
Fethiye Kocaoglan Zeybegi
Harmandali Zeybegi
Yagcilar Zeybegi
Kerimoglu Zeybegi
Avsar Zeybegi
Geyve Zeybegi
Eyyubum Zeybegi
Izmir Sogukkuyu Zeybegi
Daglar Zeybegi
Odemis Zeybegi
Serenler Zeybegi
Sabah Namazi Zeybegi
Kirkagac Zeybegi
Silifke Zeybegi
Arpazli Zeybegi
Gundogdu Zeybegi
Goynuk Zeybegi
Sepetci oglu Zeybegi
Cay Zeybegi
Tekeler Zeybegi
Bozdogan Zeybegi
Yoruk Ali Zeybegi
Ferahi Zeybegi
Marmaris Zeybegi

ЗЕЙБЕКИ - остатки первоначальных обитателей Лидии в Малой Азии. Зейбеками называли партизан, которые жили на территории Малой Азии. Они носили короткие штаны,чтобы показать, что у них светлые ноги и они не турки. И они надевали несколько фесок одна на другую для отличия от турок. На поясе они носили очень много оружия. Правители Османской империи уничтожали зейбеков, а греки Малой Азии их любили и переняли их танец. Зейбеки-это субэтнос от турецкого народа ведущие кочевой и полукочевой образ жизни и сохраняющие патриархальный уклад. Кстати небольшое число проживает на Кавказе и Болгарии.

ЗЕЙБЕКИКО - Это современный танец; появился в военные годы XX века (20-40-е гг). Но принято считать, что это название происходит от народности «зейбеки», которые были ни турками, ни греками и проживали в горах возле Смирны и Прусы в Малой Азии. Для людей того времени это был способ выразить свою боль и потери. Это сольный мужской танец.
Это танец-импровизация. Специальных движений нет, много ударов ногами, покачиваний, голова опущена к полу. Айдын - родина народного искусства "Зейбек", особенного типа военого танца, исполняемого в кругу и напоминающего танец птиц. В танцах зейбек, с их хулиганским духом приключения, свойственным разбойникам, которых они представляют, танцоры ударяют коленями с энергией, соединяя удары коленями со стуком их сердец. На голову зейбека надевается колпак с бахромой или же феска. Сверху надевается полосатый двубортный бархатный жилет без воротника со скрёщивающимися рукавами. В начале танца мужчины гордо выхаживают вокруг под неспешную музыку, эта часть зейбека называется «прогулка». Потом, вместе с изменением музыки, они внезапно начинают танцевать, сопровождая свой танец выкриками – это начало основной часть танца.  Главные фигуры танца – приседания и повороты. Женщины начинают танец примерно так же, но без последующих выкриков. Есть фигуры, которые исполняют только женщины или только мужчины. Зейбек редко исполняется мужчинами и женщинами вместе, хотя и такой вариант возможен. Танцевать могут один или трое, а иногда целая группа людей. Зейбек танцуют под свирель, барабаны, лютню. Танцоры также могут аккомпанировать себе деревянными ложками, стуча ими в такт музыке. Зейбек может быть как парным, так и групповым. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене: это движение символизирует богатырскую силу.В некоторых версиях танца танцоры размахивают кинжалами или короткими мечами. Музыкальное сопровождение: давул (барабан) и зурна (вид свирели), в некоторых областях – баглама и саз (струнные инструменты). Районы распространения: Айдын, Измир, Мугла, Денизли, Одемис, Эскишехир, Кютахья, Чанаккале, Кастамону, Ушак, Маниса и т.д.

ГРЕЧЕСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ "ЗЕЙБЕКИКО":Один из самых популярных в Греции и один из самых особенных. Каждый уважающий себя грек, независимо от возраста, имеет свою манеру танцевать зейбекико. Этот танец получил своё имя от зейбеков — фракийских греков, когда-то эмигрировавших в один из районов Турции. Они составляли отдельную касту, из которой турки набирали специальные военные отряды типа жандармерии (башибузуки). И турки же презрительно их называли «гяурами» — неверными. Однако постепенно зейбеки стали мусульманами. Но своё происхождение и обычаи они не хотели забывать, и вплоть до 1883 года одевались в национальные фракийские костюмы, пока султан Махмуд Второй не приказал им сдать оружие и носить официальную жандармскую форму. Гордые зейбеки снести такого не могли и восстали в количестве около 40 тысяч человек, но после неравной борьбы с войсками султана были практически вырезаны. Оставшиеся потомки зейбеков вернулись в Грецию из Малой Азии в 20-х годах. Зейбекико - это танец-импровизация, танец-самовыражение в ритме 9/8. Его особенность в отсутствии каких-то обязательных шагов, есть только фигуры, причём у каждого танцора они могут быть свои. Зейбекико — это не просто танец, это гордость грека. Во время танца танцор сосредоточен, его ведёт его вдохновение, чувства, которые он хочет выразить в танце, и никто не имеет право его прерывать. Изначально зейбекико  выражал душевную боль, горе, отчаяние, любовь, теперь  может быть и показательным выступлением, доказывающим, что ты настоящий мужчина. В этом случае допустимы всякие выкрутасы типа поднятия ртом стакана с пола и питья вина из него, или поднятие зажжённой сигареты ртом. Руками поднимать ничего не разрешается, что бы не выпадало из карманов танцора. Раньше самые «крутые» любители эффектов включали в репертуар прыгание через стулья или фокусы с холодным оружием.Ритм зейбекико вдохновил многих греческих композиторов на написание мелодий и песен. Одну из самых известных мелодий в ритме зейбекико  написал замечательный греческий композитор Манос Лоизос в 1971 году для художественного фильма «Евдокия». Потому этот танец так и известен: «Зейбекико Евдокии». В ритме зейбекико написано множество замечательных греческих песен, и под их мелодии греки танцуют и будут танцевать ещё много лет…

http://www.ktdrus.gr/index.files/Lyrics_1.html
http://www.ktdrus.gr/index.files/Zeybek.html
http://www.lygda1922.blogspot.com/2012/02/3.html
www.everything.explained.at/Zeybek_dance/