Ольга и Святослав

Екатерина Козырева
Великому Отечеству нашему – России – уготовил Господь быть хранительницей и     защитницей Православия.
  Как же начиналось и зарождалось это вероучение на Руси?
   
  В “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзин писал: “Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве… Плененная лучом сего новаго света, Ольга захотела быть христианкою…” И далее:”Ольга, по выражению Нестора, - денница и луна спасения – служила убедительным примером для Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем отечестве”.
  Княгиня Ольга приняла крещение, сам Патриарх Греческий был её наставником и крестителем. Ольга убеждала и сына своего стать христианином, но “бурный дух Святослава веселился опасностями и трудами”, он был великим полководцем и правителем.
  Историк нашего времени В.В.Кожинов в книге “История Руси. Современный взгляд” убедительно доказывает, что юный Святослав “возрос” в Северной Руси, в Новеграде, а не в контролируемом Хазарским каганатом Киеве и “тот факт, что Святослав “возрос” и “возмужал” в Ладоге, основательно подтверждается его полным неприятием Христианства, которое в Северную Русь проникло гораздо по-зднее, чем в Киев…”
  Святая равноапостольная (т.е. равная Христовым апостолам) княгиня Ольга скончалась в 969 году. Святослав, не знавший поражений в войне, не снискал себе славы в боях с православной Византией.
  Осенью 971 года он вынужден был оставить столь полюбившуюся ему Болгарию. “В ярости князь послал гонца в Киев с приказом сжечь все христианские церкви и обещал при возвращении “изгубить” всех христиан… Казалось, христианству на Руси пришёл конец, и лишь неожиданная (читай: промыслительная) смерть Святослава в стычке с печенегами на пути в Киев избавила киевлян от ужасов расправы”, - такой вывод делает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский высокопреосвященнейший Иоанн в очерках русского самосознания “Самодержавие духа”.               
  О. Иоанн приводит дальше повествование летописца о кончине великого князя: “В год 972, когда наступила весна, отправился Свя-
тослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и уби-
ли Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, око-
вав его, и пили из него”.
  Исходя из этого действия печенегов, о. Иоанн считает, что Святос-
лав бесславно закончил свою жизнь. Вадим Кожинов делает другой вывод: “Печенеги же, по своему поверью, стремились воспринять из сделанной ими “чаши” великую воинскую мудрость и доблесть по-
гибшего полководца…”
  Кстати говоря, это поверье использовал Юрий Кузнецов в стихот-
ворении:

Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.
Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землёй.

  Стихотворение это Юрий Поликарпович включил в “Избранное” (“Художественная литература”, 1990). Поэт поминает отца, и в круговом символе дня и ночи встают все “имена, забытые землёй”.
  А противоречивые в своих оценках древнего поверья священник и историк – приходят к похожим в своей основе заключениям: “Князь  всей своей деятельностью способствовал, вопреки собственному желанию, уничтожению препятствий на пути Православия в России”(о.Иоанн).
“…Действия великого полководца Святослава совершались в конечном счёте именно в том  “направлении”, основу которого заложила Ольга: союз с Византией” (Вадим Кожинов).
 
  Так Русь вступила на путь Великой Православной Державы.