Старая Русса

Иосиф Бобровицкий
    (Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)


Прошло более года (сегодня уже 4 сентября 2001 года) прежде чем мне удалось продолжить путешествие. Сначала предполагалось встать на два колеса и добить путешествие, но обстоятельства сложились так, что я смог выбраться из деревни только в сентябре, когда мои потенциальные спутники уже начали учиться или учить.
Жена была категорически против того, чтобы я шел в поход один с ночевками в лесу, поэтому я решил посвятить выделенную мне неделю на посещение Ст. Руссы и Новгорода Великого. У меня была карта 80-х годов прошлого века (как звучит!) с указаниями достопримечательностей этих городов, были указаны адреса и телефоны турбаз, где я рассчитывал ночевать, однако годы и перестройка могли свести на нет эту информацию (так оно и оказалось), поэтому я упросил зятя добыть современные данные через интернет. Компьютер долго путал Великий Новгород с Нижним Новгородом и даже с Великими Луками, но, наконец, выдал интересную информацию с текстом, нелишенном юмора:
«От вокзала, или из центра города, на автобусе 7(интервал движения 23 минуты) доезжаем до остановки «Скит». На машине проезжаем по ул. Орлова вдоль вала и по знаку «главная дорога» поворачиваем направо. Сразу же справа будет кладбище с церковью Петра и Павла на Синичьей горе, XII века. Седьмой автобус имеет остановку у кладбища. Дальше едем все время прямо, оставляя справа аэропорт (невзрачное голубое здание), затем слева видим церковь Благовещения на Мячине, 1179 года (здесь же автобусная остановка). Внутри сохранились детали фресок XII века. У церкви теоретически есть смотритель, застать которого мне ни разу не удавалось. Другая достопримечательность -  пикет «гайцев». Бывают и засады в кустах, особенно по выходным. На дороге, уходящей влево, висит «кирпич» (вполне оправданный, дорога хорошая, но очень узкая), так что проезжаем прямо, на Т-образной развилке поворачиваем налево и метров через 700 направо по дороге, которая и приведет вас на остров, где сохранился храм Перынского скита, XIII века. Пешие туристы должны выйти на второй остановке после поворота (первая называется «Ращеп»). На острове вы упретесь в частокол, напоминающий фильм «Остров Сокровищ». Машину можно оставить прямо у частокола. Через 100 метров перед вами возвысится белоснежный храм на фоне уродливых развалин столовой бывшей здесь в советское время турбазы. Впрочем, для фотографий можно выбрать фон из сосен. Некоторые из них благодаря сильному ветру весьма живописно  изогнуты. По острову приятно гулять, при желании его можно обойти всего за 15 минут. В последний приезд нам повезло: приезжих заметил местный священнослужитель и провел небольшую экскурсию с посещением храма. В качестве благодарности рекомендую купить у него очень профессиональные фотографии (10 рублей)».
В поезде предпоходное возбуждение долго не давало мне уснуть. Я забылся только за Вышним Волочком, но длительная остановка в Бологом разбудила меня, и где-то в районе Добывала я решил окончательно встать. Знакомые по прошлым этапам путешествия остановки: Валдай, Лычково, Кневицы, Пола. В Кневицах должен сойти попутчик, расположившийся надо мной на верхней полке. Ему тоже не спится, на станции Валдай он спускается вниз, и мы продолжаем начатый с вечера разговор. Он едет к матери в свой отпуск помогать копать картошку. Сам он уроженец этих мест, из деревни Вершина, ныне несуществующей. Отдыхая на Азовском море еще в советские времена, познакомился с одним из жителей тогдашнего Жданова, который соблазнил его хорошими заработками на «Азовстали», и он перебрался туда. Сейчас он гражданин «самостийной Украины», пустил корни, работает на ТЭЦ металлургического гиганта, а сын работает на заводе им. Ильича. Азовсталь за гроши продали в частные руки, и он влачит жалкое существование, а завод им. Ильича – акционерное общество с толковым директором, поэтому он преуспевает. Беда только в том, что мафия не успокоится, пока не уберет этого директора.
Здесь в Кневицах он работал раньше в леспромхозе, но сейчас леса вокруг поселка проданы и вырублены. Остатки лесов прибрал в свою собственность губернатор Прусак. Поговаривают, что скоро местных не будут пускать в лес на охоту, на сбор грибов и ягод.
Спутник, занимавший полку напротив, (он отставной военный, возвращается из командировки в Москву) наоборот расхваливал Прусака, хотя и живет в соседнем Пскове. Он хорошо его знает (даже показал визитную карточку Прусака).
Поезд прибыл вовремя, в 4.09. Вокзал, слава богу, был открыт. Я позавтракал, и при тусклом свете люстры (одна из четырех висящих с двумя горящими лампочками из 10 на люстру) стал писать дневник.
Не дождавшись окончательного рассвета, вышел из вокзала в город: почти полная луна на северо-западе, а на востоке, на фоне бледно-зеленой зари – яркая звезда, должно быть, Венера. Вот появилось и солнце, и я решил запечатлеть на пленку вокзал. Не тут-то было. Фотоаппарат не хотел подчиняться, вероятно, села батарейка. Как обидно! Неужели мне не удастся купить в Ст. Руссе новую?
Спросил прохожего о направлении к курорту и музеям (краеведческому и музею Ф.М.Достоевского). Все в одном направлении. Выхожу к мосту через Полисть. С моста открывается великолепный вид: стрелка в месте впадения в Полисть Порусьи (она же Перерытица), а на стрелке Воскресенский собор. Как обидно, что фотоаппарат не работает.
Захожу в уже открывшийся магазин культтоваров, но там нужной мне батарейки нет. Молодые люди, обслуживающие этот отдел, советуют поискать нужную мне батарейку в магазинах, торгующих фотоаппаратами, но такие магазины откроются только через два часа, к десяти. В десять должен открыться и краеведческий музей, расположенный в бывшем Спасо-Преображенском монастыре. От ребят-продавцов я узнал также, что регулярного сообщения с Новгородом по Ильменю нет, – не рентабельно, придется, видимо, объезжать Ильмень на автобусе. Время 8-30. Отправляюсь на курорт.
В административном корпусе курорта мне подтверждают отсутствие водного транспорта на Ильмене, зато я узнаю расписание автобуса на Новгород и получаю распечатку об условиях приобретения путевок на курорт, вдруг Валя захочет воспользоваться этой информацией. Там же я узнал, что местную минеральную воду можно купить загазированную в городе под нежным именем «Рушаночка», а негазированную попить в питьевой галерее даже не имея курортной карты.
Спускаюсь из административного корпуса в парк санатория: вековые деревья (курорту скоро должно исполниться 180 лет), подернутые осенней листвой, еще яркие цветники, фонтан (так называемый Муравьевский) бьет из подземного горизонта (своего рода гейзер). Парком иду к питьевой галерее. Время утреннего приема минеральной воды заканчивается, и в галерее практически никого нет, впрочем, у одного из кранов стоит женщина с двумя пластиковыми бутылками. Вид моего «солидного» рюкзака привлекает ее внимание, и она первая заговаривает со мной. Я в двух словах рассказываю о целях своего путешествия, и между нами завязывается разговор. Женщина оказывается переводчиком художественной литературы и носит сладкую фамилию Кавун. Она высказывается о том, что художественная литература не может служить историческим документом, что, впрочем, ничуть не снижает значения художественной литературы. Литература тенденциозна (то же «Путешествие» Радищева); они (западники) и подготовили тот развал, что мы сейчас пожинаем. Кавун оказалась очень интересным собеседником, и только ее взгляд на часы, подсказавший ей об опоздании на какую-то очередную процедуру, заставил нас расстаться. Я так и не успел ответить на ее вопрос о характерных общих чертах встреченных мною в путешествии людей.
Я проводил ее до корпуса и по Минеральной улице вернулся к центру города. Мне пришлось немного подождать открытия фотомагазина, но в результате мой фотоаппарат вновь заработал. Первым отснятым кадром стал памятник «Орел» погибшим воинам русско-японской войны 1904 года. Я обошел памятник вокруг, но так и не нашел никакой таблички или надписи. Как я узнал потом в краеведческом музее, медную доску с надписью какие-то варвары сдали в прием цветного металла.
Иду к краеведческому музею, расположенному в соборе Спасо-Преображенского монастыря, фотографирую его с различных точек. Дверь в музей уже открыта. Правда, первоначально я попадаю в «запасники» и довольно долго беседую с одним из музейных работников об увиденных на Поле курганах. Он подтверждает, что курганы – захоронения приильменских славян VIII – IX веков.
Поднимаюсь на второй этаж – в экспозицию. Она состоит из трех залов: зала археологических раскопов в Ст. Руссе, зала истории Спасо-Преображенского монастыря, зала, посвященного литературной и театральной жизни города. Стенд Достоевского довольно скуп – он просто отсылает вас в музей Ф.М.Достоевского (этот музей, расположенный в доме, где жил писатель с семьей в летние месяцы, уже несколько лет на реставрации, и никто не знает успееют ли ее закончить к 180-летию со дня рождения писателя). Другие стенды более подробно сообщают о пребывании в Ст. Руссе Н.А.Добролюбова, К.М.Фофанова, А.М.Горького. Тут же книги Даниила Гранина и Вадима Шефнера с дарственными надписями музею (оба уроженцы Ст. Руссы). Рядом располагаются тумбы с театральными афишами – в курортном театре играли В.М.Комиссаржевская, М.Г.Саввина, М.Ф.Андреева, И.К.Самарин-Эльский. Театральный отдел выставки привлекает внимание также материалами о выдающемся дирижере и композиторе Э.Ф.Направнике, художнике-гримере А.И.Анджане, о театральной династии Сударушкиных.
Из краеведческого музея я направился на набережную Достоевского, чтобы, хотя снаружи запечатлеть дом, где жил писатель. Набережная Порусьи -  очень живописна: ивы, склонившиеся над водой, булыжная мостовая – все переносит вас на сто с лишним лет назад, когда здесь жил писатель.
Вообще город оставляет очень хорошее впечатление: четко спланирован (шахматная доска), чистенький, многочисленные сады, ломящиеся от яблок и слив – все это придает городу домашний уют.
Над садами плывут очертанья церквей: Георгия, Мины, Воскресенского собора. Некоторым диссонансом являются современные коттеджи, но их, слава Богу, немного.
Фотографирую дом Достоевского и по набережной направляюсь к центру. Вот еще одно здание музея ( в будущем в нем предполагается разместить музей «Город Скотопригоньевск Братьев                Карамазовы». Сейчас здесь хранится экспозиция «Дома Достоевского» и размещается фотовыставка современного фотохудожника «Край родной». Лирические пейзажи знакомят нас с Ст. Руссой всех времен года. Там же мне, наконец, удается приобрести карту-схему города.
Директор музея разрешает мне сделать пару снимков в музее. Посетители не балуют музей. Директор это объясняет тем, что люди предпочитают тратить время на то, чтобы зарабатывать деньги. В том то и беда, что часто люди буквально переступают через деньги, ничего не делая для того, чтобы их заработать. Вот все говорят, что водный путь из Ст. Руссы в Великий Новгород не рентабелен. Я уверен, что проработав все варианты, его можно сделать рентабельным – водный транспорт всегда был дешевле наземного, а если учесть, что последний еще и вдвое длинней, то тем более. Необходимо организовать рекламу и привлечь туристов в Ст. Руссу, что дало бы дополнительные заработки. Сама Ст. Русса имеет для этого все необходимое, (один Дом Достоевского чего стоит?), можно было бы организовать разлив минеральной воды, а то она изливается фонтаном, а ведь «Рушаночку» в городе днем с огнем не найдешь. Директор, похоже, остался при своем мнении.
Я поинтересовался, где бы в Руссе пообедать, и мне назвали два кафе: «Садко» и «Рушаночка» – оба на пересечении улиц Маркса и Ленина. Не правда ли весьма удачное место расположения злачных мест? Первым попался «Садко», куда я и ввалился со своим рюкзаком. В «Садко», слава богу, нашлась и «Рушаночка» (вода). Обед был вкусный и недорогой и состоял из солянки, отварных пельменей со сметаной и двух фужеров минеральной воды.
Мой рюкзак привлек внимание загорелого  мужчины лет пятидесяти (из разговора вскоре выяснилось, что он недавно отдыхал в Испании), и пока мне принесли обед, мы разговорились. Разговор ушел куда-то далеко в сторону, вплоть до взятия Батыем Торжка и Козельска, причем «Смуглый» показал неплохую эрудицию и знакомство с произведениями Яна, он даже пошутил, что лично занимался фортификационными работами в Козельске. Когда же разговор вернулся  к волнующему меня вопросу преодоления озера Ильмень, то он согласился, что можно сделать такое путешествие рентабельным, и даже берется перевезти меня на моторной лодке в Новгород. Я только никак не мог добиться от него, сколько же он возьмет с меня за перевоз? Он сказал, что пойдет покурить, пока я доем обед, а потом можно будет вернуться к этому вопросу: но когда я вышел из кафе, его уже не было видно: то ли он понял, что особо на этом путешествии не заработаешь, то ли его остановил моросящий дождь, то ли какие-то обстоятельства – мне остается только гадать.
Мне ничего не оставалось, как идти на автостанцию. Я взял билет на автобус до Новгорода за 40 рублей 10 копеек и в 15-35 покинул гостеприимную Старую Руссу. Интересно, за какие деньги взялся бы «Смуглый» перевезти меня к Истокам Волхова? Сотню я бы на это мероприятие отвалил не торгуясь.