В дыму безумного куренья

Юрий Николаевич Горбачев 2
 ...Ваши стихи едва ли не лучшее из прочитанного сегодня. Такую оценку не один я , пожалуй, могу адресовать Вике Дашковой и ещё целой вереницы авторов в  паноптикуме скопированного с нескольких страниц списка избранных - Энн Лобанова, Алена Лобанова, Тонутьвморе, Александра Нуар(внизу)... Ну и Соло Монова ( сайтовское гран при третьей степени "Народный поэт"). За последни сутки прочитал много стихов авторов(больше женщин, чем мужчин), которые пытаются писать рэп-гекзаметрами(условно говоря). Эта форма выглядит по-декадентски  модернистической,панковой, авангардной из -за того что созвучна с рэперскими ритмами. Хотя на самом деле это ещё более дремучаяя архаика , чем классическая силлабо-тоника. В русской традиции истоки этого направления нужно искать в раешно-балаганном стихе и древнеруских текстах вроде "Моления Даниила Заточника", в греко-романской- в эпосе Гомера и скальдов, американо-англоязычной - в блюзе, в арабской и санскритско -индийской , наверное, в монотонной молитвенности рубаи,мантрах, в азиатско-сибирской- в камланиях шаманов и так далее. 

 Балансируя на грани верлибра и рифмовонного стиха, эта структура предоставляет очень привлекательные возможности. А в акустически -звуковом исполнении может вогнать в транс.
 Даже без ритм-секции и инструментального сопровождения.

 Но всё же ещё  конкретно о нашем цеховом  ремесле, вынося его за скобки масскультовских и сетевых влияний. Увы, в длинных строчках начинает подспудно работать силлабика, а она очень коварна по своей чуждости современной речи. Стих как бы разваливается. Не даром Пушкин Сумарокова не уважал.


     Но кто другой, в дыму безумного куренья,   
     Стоит среди толпы друзей непросвещенья?
     Торжественной хвалы к нему несется шум:
     Он, он под рифмою попрал и вкус и ум;
     Ты ль это, слабое дитя чужих уроков,
     Завистливый гордец, холодный Сумароков,
     Без силы, без огня, с посредственным умом,
     Предрассуждениям обязанный венцом
     И с Пинда сброшенный и проклятый Расином?
     Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
     Ему ль оспоривать тот лавровый венец,
     В котором возблистал бессмертный наш певец,
     Веселье россиян, полунощное диво?.. [1]
     Нет! в тихой Лете он потонет молчаливо,
     Уж на челе его забвения печать,
     Предбудущим векам что мог он передать?
     Страшилась грация цинической свирели,
     И персты грубые на лире костенели...



 Хотя , думаю, Александр Сергеевич Нашевсё сильно заблуждался насчёт "посредственного ума" Сумарокова. Лично мне даставляет истинное удовольствие продираться сквозь "заковыристого"  Сумарокова, творца "Телемахиды" Тредиаковского, "корявого" Херскова.Многое этих колоссов силлабики роднит со стихией древнерусские раёшных виршей.Есть в них что-то такое рептилианско-дизановрическое,звучащее как бы с перегрузом, с электрогитарной "грязью". Некоторые "рэперы"  на мой взгляд очень удачно эксплуатирующие эту форму далеко пошли и добились немалого. При наличии слуха на неточную(а тем более составную или внутристрочную рифму) эта форма вообще начинает играть красками, картинка выглядит очень панорамно.Но...Она и мстит. Так же как "неоклассикам" "правильные столбики" мстят сваливанием в практически газетный "сушняк" . Нобелевский "графоман"(цитата из гекзаметро-рэп поэтессы)Иосиф Бродский, который много писал длиннострочными размерами, всё же разнообразил свои длинноты. Посмотрите , как обходится со словом склонный к длиннотам Чичибабин! (Кстати и Соло Монова тоже, правда ,- не всегда удачно, разнообразит эту форму, хоть и много ею пользуется).

 У Хлебникова рядом с безумно безразмерными поэмами - миниатюры. Он полиритмичен.Длинная строка помогает захватить много лексики и фактуры, создать эффект фрески, эпического полотна , гобелена, но и чревата разрушением "кристаллической решётки" обрзов , звуков смыслов, а без мета-метафорического контрапункта, как у  Леонида Губанова, Ивана Жданова, Александра Ерёменко - становится  своеобразной матрицей для производства "рифмованных обоев"(нередко и вовсе уж оверлибревших).Узор красив, но безэмоционален, потому что не совпадает с частотой биений пульса и сердца. Гекзаметр. Мрамор.Надгробие. 

 А вообще лично мне это направление видится довольно перспективным...Фестовский его напор впечатляет. В Новосибирске -Алина Морковина,и не она одна. В Москве хотя бы ещё не примкнувшая ни к кому(и на мой взгляд, очень утончённая лирическая поэтесса -мастер "автоматического письма") Женя Баркова ...Поражают и наличие в этом фесовском потоке и авторы прищущие на английском(как Бродский), французском...Здесь, кстати,ещё одна подсказка -куда движется это войско. К врастанию звуков, смысклов образов и  ритмов в иные языковые культуры, но уже не так , как поэты серебряного века-переводами, а сменою языка, задыхаясь в языке родном. Всё дальше и дальше от родных лар и тотемов Кольцова, Клюева, Клычкова...   

 Несколько настораживает массовость и (сохраню опечатку) "асовость". Асы гегзаметро-рэпа- быстро исписываются. Они мрачны, неконтактны. Неоготичны в своих лирических героях и поэтическом арсенале. Не даром так много закрытых страниц. Прям, как  дыры от выломанных штакетин после танцулек в сельском клубе, когда народ уже разбрёлся, переженился,нарожал детей и уже поразвёлся для повторных женитьб-свадеб. А прясло так и зияет дырами.Драка была давно и вспоминается, лишь как легендарное событие...

 Бурно развивающееся направление припугивает и своей механистической моторикой, перечислительностью в духе телефонного справочника...В то же время это трансовая субкультура, во многом завязанная на музыку, нагнетание "галлюцинаторного" звука, но не смысла.А это и есть поэзия. Пусть даже через опьянение ритмом и фузовым "перегрузом" на примочках.  И здесь есть свои особенности...


 ++++++++++++++++++++++++++++++

 дополнение к вышеназванному списку.
 
 Человек Который, Вечный Кай, Джен Ни, Превзойти Всех, Курить, Кирилл Мажай, Энн Лобанова, Женя Неживой, Алена Лобанова, Мои Крепости, Ес Соя, Урфин Пьёт Грейпфрутовый Сок, Ника Олич, Река Абсурда, Эм Соловьева, Качаю Солнце, Саша Бест, Неоконченный Роман, Больше Кофеина, Алекс Театр Но, Варежки На Резиночках, Ловец Во Ржи, Тридцать Миллилитров Молока, Выкурить Море До Дна, Шестиструнная Осень, Мир в Котором Мы Умрем, Башня Из Слоновой Кости, Апатия, Неспал, Трамвайный Хам, Маниакальная Депрессия, Escape, Проявление Вечности, Пьяный Ливень, Идиотская Рыба, Джу, Джазкоре, Гедда Габлер, Ася Калаус, Вивиана, Анастасия Сафронова, Ниэми Крок, Нёёбо, Май Ли, Евсеева Дарья, Доутра, Криптонин Косм, Нелепая Гармония Пустого Шара, Рыбный Четверг, И-Юль, Политон, Готфрид Груфт Де Кадавр, Антанариву, Наденька Берлин, Энн Нуар, Стас Душевно, Невская Виктория, Вадим Рудченко, Теплый Сон, Диана Океан, Тонутьвморе, Ричард Роуд, Дитя Свободы, Алиса Волкова Из Зазеркалья, Маша Франц, Апполинария Краснянская, Лауренс Энсенс, Ника Снег, Королёв Евгений, Паша Мертваго

 Ес Соя, Майя Рой, Карта Звуков Токио, Превзойти Всех, Курить, И-Юль, Кита Скворцов, Маша Франц, Алена Колес, Катя Мироненко, Джен Ни, Соленый Арахис, Лера Стеблевская, Вре Мя, Человек Который, Антон Прада, Лена Луна, Алена Лобанова, Твоя Поленька, Акулка Компактная, Идиотская Рыба, Знак Бесконечность, Голубая Гуашь, Лена Григорьева, Кирилл Мажай, Азимова, Саша Итакдалее, Соня Колотова, До Завтра, Старик Джо, Даша Шад, Аня Колотова, Наденька Берлин, Александра Нуар, А.Л., Гедда Габлер, Доутра, Дара Ветер, Екатерина Янишевская, Чёрным По Белому, Алёна Джаст, Ника Олич, Маша Малюта, Екатерина Рачкова, Антанариву, Эм Соловьева, Саша Немцева, Мария Кевлина, Катя Сюзева, Катри Титова, Цена Молока, Марьям Махиева, Летнее Лето, Емельянова Соня, Ксения Мель, Кукла Саша, Птица Каи, Пороховая, Сказать Нечего, Анастасия Дили, Василиса Дождь, Александра Шатте, Вайт Спрайт, Алиса Альварес, Наталья Нечаянная, Мира Мартини, Алиса Ток, Саша Бест, Табишев Кирилл, Даша Сонина, Шарль С Патриков, Кукушкина Анна, Саша Птица, Ирина Парусникова, Ричард Роуд, Хрустальная Марго, Снежана Пивач, Валерия Переверзева, Лана Рей, Как Солнце, Валя Бакулина, Дэми Амадео, Лада Рейн, Лилия Кучмаренко, Алекс Микеров, Стефания Данилова, Птицами, Артём Новиченков, Гротесски Анна, Королёв Евгений, Эд Колд, Настя Чаплин, Вадим Рудченко, Диана Океан, Анна Даркес, Евгения Офимкина, Агент Провокатор, Выгодянская, Чарли Был Рыбой, Оля Карпатская, Демьянова Анна, Елена Море, Люба Коган, Екатерина Стовба, Ксения Желудова, Энн Нуар, Саша Ллис, Эф Южная, Эрин Брокович, Даниил Тихонов, Константин Вьюшков

 Саша Бест, Мария Бочарова, Макс Зимов, Игорь Тишин, Иван Ерёмин, Ди Ана, Вадим Брянцев, Анворда Скелло, Ольга Брагина, Виктор Зимний, Ксения Полозова, Карелин Дима, Кот Басё, Субоши, Антон Прозоров


© Copyright: Ночной Байкер, 2012