Размышления. Кто мы - писатели?

Юджин Папуша
Позволю себе высказать некоторые мысли на такую крамольную тему.

На первой стадии - все мы бумагомаратели... К сожалению для пишущих, часть из них так и остаётся на первой стадии…

Творческий зуд свойственен человеку со времен каменного века... Ну, что поделать, если тебе пришло "откровение", и как им не поделиться с другим, а заодно увековечить себя любимого в наскальной живописи? Вопрос в другом: явится ли это откровением для другого в силу его более высокого или низкого интеллектуального развития?... Увы, любители наскального художества до сих пор не перевелись, как мамонты... А это значит, что могучая чародейская сила Информационных Полей звенит у кого колокольчиком, у кого набатом, а у кого расщеплённым дрыном в лапах музицирующего медведя...

Увы, тут не работает закон перехода количественных изменений в качественные, и сколько ни пиши - часто толку нет! А чё делать-то, коли чешется? Пишите! Так завещала Белла Ахмадулина, когда графоманы пытали её оценить "ёхние" опусы и опусята в надежде, что Великая Поэтесса облобызает и, прижимая к груди нетленку, воскликнет в слезах умиления:

- Гений!

Расшифрую: в детском саду дают уроки лепки, рисования, кстати, их дают и в дурдоме потому, что учёные установили связь между конечностями и эволюцией мозга. Эту связь обезьяна уловила ещё раньше учёных мужей, взяв в руки инструмент в виде палки, а гениальному еврею удалось сформулировать постулат: "Труд создал из обезьяны человека!"

Вот поэтому - пишите, марайте бумагу, но не заборы и парадные, их не выкинуть в корзину, хотя отмыть можно, как это удалось мэру Нью-Йорка Джулиано - он сделал безнадёжное по мнению других: отмыл город от граффитти!

Теперь самый важный вопрос, на который не раз может оскалить клыки часть из пишущей братии, ненароком подозревая, что автор рассуждениями на тему «Кто мы? Писатели или Бумагомаратели?» намекает на них. Прецедент не нов... Так, на классика не единожды подавали в суд за то, что он описал именно его, помещика в «Мёртвых душах»...

Итак, вопрос качества, т.е. писатель ли?

Увы, критерии тут сложны и постоянно сдвигаются вектором времени и вкусов, что выразил однажды классик Виссарион Григорьевич Белинский:

- …прочёл «Капитанскую дочку»... какая-то она пустая мне показалась! - а ведь речь идёт, ни много ни мало - о Пушкине! Значит, есть один критерий:

Дорога ложка к обеду!

Т.е. другие времена, другие нравы и интересы! Скажу крамолу: мне Лермонтов как поэт более интересен чем Пушкин, при всём уважении к «Гению дивной красоты», взявшего эту строку у Вяземского, которую в стихотворении ранее писали курсивом, а потом приклеили к великому Александру Сергеевичу. Ну и что, скажу я? "Три мушкетёра" написал не Дюма, как говорят злые языки, "Ромео и Джульетта" ходила по Италии в 16 вариантах, историю Гамлета описал летописец Саксон Грамматик в 11 веке... Но именно в изложении Пушкина, Шекспира эти строки слились в симбиозе гармонии и счастья глубины проникновения души человека!

Тезис ложки к обеду с блеском подтвердил Демьян Бедный - ну, очень популярный поэт революции. Т.е. оказывается популярность кого бы то ни было можно просто навязать, как это с успехом делалось и делается в обществе. Те, кто это делают, очень чётко понимают, что искусство может воздействовать на душу и на психику человека, то есть прямо на подсознание.
Но где сейчас Демьян Бедный, кто его читает? Фейерверк кончился - осталась тьма... Праздник профанации сменил траур реализации... А сколько кануло в Лету других писателей? Не счесть! Так что ж это такое - один мотает километры строк, не просыхая от пота, а некто берёт его вспаханное поле, взмахнув рукой, просыпает зёрна славы и получает невиданный урожай!

Несправедливо, скажете вы!

Отвечу: не ищите справедливости в творчестве, ищите золото вдохновения в тоннах руды!

Но одного критерия - социальной востребованности или социального заказа, как писал Маяковский в работе "Как делать стихи" - мало. Вспомним, что социальный заказ на плакат у Остапа Бендера был - да дети плакали, увидев жуть обведенной тени Кисы Воробьянинова на холсте кистью великого комбинатора...

Про талант мы пока не говорим - это фундамент любого творчества, то, что отличает ремесленника от художника. Первый шлёпает "Леду и лебедь" на холстах тысячными тиражами и предохраняет от сырости, но не спасает душу от плесени, а у второго произведения неповторимы и лечат душу. Т.е. у ремесленника все камни одинаковые, у художника - все краеугольные! Так что, пока талант мы вынесем за скобки. Просто без него не о чем тогда вообще огород городить любому.

Второй критерий более сложный. Это энергонасыщенность времени. Поясню. Информация - это структурированная энергия. Вот тут и надо попасть в энергетическое поле времени, эпохи.
Но эпохи проходят, а часть произведений просто исчезает, а часть живёт, как перлы Шекспира – скажете вы.

Почему?

Ответ: они уже не несут информации! Информацией мы называем новое, неизвестное, т.е. написанное со временем превращается в шум на скамейке бабушек ни о чём…

В этом смысле интересен Шекспир, коль недаром злопыхатели каркают, что под именем Шекспира творила группа людей, даже не Фрэнсис Бэкон, а группа, коль активный словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 20 000 слов. В то же время словарь современника крестьянина валлийца вполне удовлетворяли 200 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью! Активный словарь современного взрослого образованного (!) человека обычно не превышает 7–9 тысяч разных слов. Если кого-то эти большие числа всё же испугают, можем успокоить: в повседневном общении мы обычно пользуемся 1000- 1500 слов. Этого количества нам вполне хватит, чтобы вести несложную бытовую беседу на родном языке (дома, на работе, в магазине) и даже справиться с помощью словаря с чтением простых текстов на другом языке (базовый английский — 850 слов).

А теперь скажу вразрез. Американские психологи Нейджи и Андерсон считают, что средний американец — выпускник школы знает 45 000 слов — втрое больше, чем смог использовать Шекспир! Но и это не окончательный результат, поскольку из подсчётов были исключены имена собственные, числительные и некоторые другие группы слов. Если бы они были бы использованы в тексте, то на счету среднего выпускника школы должно было бы быть что-то около 60 000 (четырежды Шекспир?), а более продвинутые выпускники, благодаря большей начитанности, наверное, достигли бы вдвое большей цифры — восьмикратно Шекспир.

Безусловно, эти цифры мне кажутся преувеличенными, но они иллюстрируют, что не количеством слов определяется писательский талант. Иначе нас бы завалило бы шекспирами! А так - ау, где вы, Вильямы? Т.е. всё время нечто незримо ускользает из критериев! Но это нормально, как любовь нельзя взвесить, пощупать, так и талант, как душа, практически не поддается взвешиванию… Хотя, вру, душа весит 21 грамм. Но туда же впихнули целую вселенную!

- Обратил глаза вовнутрь и увидел пятна черноты! – воскликнул всё тот же Шекспир.

Если бы каждый творец развивался по схеме, в которой предусмотрено по умолчанию быть Человеком, то искусство обладало бы не только позитивным, но и благотворным влиянием на общество. Представьте, сколько позитива можно было бы извлечь из этой сферы, если бы каждый художник посмотрел на мир с точки, которая находится немного выше его самого. Если бы в нашем обществе было принято думать сначала о других, а потом о себе, возможно, и в искусстве не появлялось бы этих недоработок. К сожалению, пока нам до этого далеко, но по крайней мере, мы знаем над чем работать.

И вот тут возникает ещё один критерий: способность произведения пролить свет на чёрные пятна души! Причём, не обязательно хэппи-эндом! Можно дать описание негатива в таком ракурсе, что любой вздрогнет и отринет предательство Брута, яд леди Макбет, что конечно не самоцель, как пишет Доналд Уолш:

- И Гитлер попал в Рай. Он выполнил свою миссию, показав человечеству дно падения!

Упаси Боже от такого Рая, конечно! Лучше пушкинское:

"И долго буду я любезен тем народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал!"

Т.е. мы нащупали ещё один критерий: духовность произведения. Частенько изощрённые писатели мастерски используют душевный критерий, чтобы в щёлку души-крепости пролить свет духовности, ведь не секрет, если вас произведение не трогает душевно, оно вам, как стенке – горох! В этом и кроется один из секретов Шекспира, он-то знал, о чём писал: о душевных чувствах человека и страстях, что испокон веков неизменны в человеке: ревность, злоба, предательство, любовь, измена, и между частоколом этих страстей незримо выводить человека к прекрасному свету добра! За что Господь дарил ему вдохновение, являющееся ни чем иным, как наслаждением духовного роста! От себя замечу, чем материальнее человек, тем он беднее духовно, ведь духовность не материальна… А что же это такое, духовность? Просьба не путать с душевностью, это понятие скорее относится к культуре, социальному, в то время как духовность - над социумом, его культурой…

Существует три уровня существования:

1. Материальный (бездуховный)
2. Душевный
3. Духовный

«То по-настоящему твоё,
Что ты отдал, не бросив взгляда…
И будет истинным добро,
Коль благодарности не надо»

Говоря о духовности, много людей понимают при этом душевность. Культура, например, овладевает только уровнем душевным, что есть ступенькой к настоящей духовности. Религия указывает путь к духовности, но не есть сама духовность. Духовный человек всегда религиозен, но не каждый религиозный человек – духовный.
Я бы, не претендуя на всеобъемлемость, выделил несколько краеугольных камней в храме духовности:

• отсутствие негатива эмоций, мыслей, поступков… Недаром перед святыми в Индии метут дорогу, чтобы не наступить и не убить даже насекомое!
• чувство любви, как нормы отношений между людьми
• ощущение и осознание единства с Богом
• понимание Божьих законов
• это осознанный, искренний, безвозмездный труд в пользу духовной эволюции человечества
• эволюционный рост субъекта

Духовный человек творит, не думая о награде. Иначе - он пытается вступить с Абсолютом в сделку… Но под алтарем Неба это не проходит, и человек отбрасывается на уровень ниже. И примеров тому не счесть, разных лжепророков - тьма-тьмущая…

Ярким примером духовности произведения являются священные книги: Библия, Тора, Коран… Но уровень их таков, что не каждый в состоянии понять всю их глубину, хотя они и являются самыми читаемыми в мире. Т.е. это в духовном понимании – не просто писание, а Священное Духовное Писание.

Но людям в наше динамичное время скучно читать такие книги, им бы Дарью Донцову, Чейза подавай, чтобы сюжет был лихо закручен, и себя, поди, суперменом почуять, соотождествляя с героем книги!

Вот ещё один параметр выползает: динамичность, напряжённость, креативность произведения. Что отнюдь не отменяет морали сюжета между шпал бесконечности строк за горизонт…

И самый главный критерий художественности произведения – Время!

Именно оно даёт созреть тонкому букету аромата произведения или превращает его в уксус, беспощадно процеживая жмых написанных книг, стихов, песен. Недаром поэт Николай Доризо философски сказал:

"Заслуги в гробе созревают!"

Добавим к главному критерию времени еще один параметр глубины - философичность. Есть такой вид нетленки - детские сказки. В каждой из них есть своя, путь немудреная, но философия!

В более глубоком контексте интересен, например, такой жанр, как романс, несущий философское осмысление золотой болдинской осени чувств, на волнах магии ритма. А он есть в любом произведении и подвергается математическому анализу, имея числовую последовательность. И тут автор позволит себе высказаться дополнительно, еще более запутав тему, высказываниями о ритме, гармонии, музыкальности не столько стихотворений, песен, но и речи, в т.ч. прозы.

В эзотерической философии, например, в Ригведе, Веданте сказано, что именно музыка создала мир. Вы спросите:

- Каким образом? –

- Потому, что музыка есть воплощение гармонии: ведь в музыкальных звуковых рядах ещё есть призвуки (обертоны), они разные, однако так соотносятся, что дают ту гармонию, ту целостность и единство, которых не хватает в разбалансированном мире, и в человеке в частности. Именно человек наиболее болезненно переживает эту разбалансированность: тело хочет одного, душа - другого, а дух в этой дисгармонии вообще не может проснуться...

Но если человек через музыку попадает в резонанс с этой гармонией, он не может быть больным, раздражённым, музыка возвращает человека в Божью территорию этой гармонии. Более того, слушая музыку, люди попадают в особенное измерение, где время протекает совсем иначе: ваши музыканты знают, что музыкальное время и наше хронометрированное не совпадают. А потому, слушая музыку, вы продолжаете срок своей жизни.

На скептические ухмылки постараюсь ответить научно-популярно.

Начнем с того, что еще Гиппократ говорил о лечении музыкой, возвращении гармонии, баланса человеку. Музыкотерапия стоит на явлении акустико-био-резонансного эффекта. Уже доказано, что все клетки колеблются, исследовано, какие именно звуки продуцируют клетки организма в разных состояниях. Да, в состоянии опьянения, например, клетка «выдаёт» очень резкий, даже визгливый, напряжённый звук. Можно представить, как это истощает человека... Когда клетка больна, то она как будто хрипит, и прибор фиксирует такой шум, как в приёмнике, когда не поймана определённая частота. Здоровые же клетки продуцируют мелодичные колебания, то есть периодические звуки. А каждый орган человека, каждая система организма имеет свой спектр вибраций. Как это всё происходит? Нейроны — клетки главного мозга — продуцируют волны особенной частоты. Если человек озабочен, раздражён, то они дают бета-волны, а если он в состоянии эмоционального подъёма (влюбился или слушает пафосную музыку, например, стиля барокко, адажио Альбинони), тогда нейроны продуцируют альфа-волны.

Понятно, если человек ссорится с коллегами, пишет гадости в рецензиях, прозе, стихах, он не может пережить высокое состояние душевного всплеска и выдать произведение высокого уровня.

Гениальные композиторы: Моцарт, Бах, Дебюсси, Шопен и т.д., дали нам великую классическую музыку и именно она даёт наибольший целительный эффект. Именно в ней сосредоточен музыкальный генофонд человечества, который формировался на протяжении тысячелетий: отбирались самые выразительные интонации, самые гармоничные ритмы. Они, как фонемы и лексемы в языке, имеют свою семантику, что уже вошла в гены. Таким образом, человек рождается с определённой генетической памятью на эти вибрации.

А теперь мы подобрались к главной мысли.

В своё время исследователи доказали, что в классической музыке 128 формул-морфем, а в так называемой «лёгкой» музыке -"попсе" — всего 15. Это как словарный запас, но в музыкальном смысле: если к трём годам человек не научился разговаривать, его уже не научишь. По аналогии можно сказать такое: если к определенному возрасту человек не научился слушать классическую музыку, он уже практически потерял возможность овладеть ею органически, поскольку не состоялся резонанс с генетическим фондом! К большому сожалению, так называемая «попса", как наркотик, забивает все возможности, которые каждый человек имеет от рода. От такой лёгкой музыки, где фактически звучит очень банальный набор вибраций, человек только деградирует.

Что из сказанного следует?

Так называемая теория резонанса!

Именно словом Господь попал в резонанс и структурировал Великий Хаос в наш мир!
Ваша работа подобна божественной - это способность структурировать свой внутренний хаос информации словом!

А потом, если вы попали произведением в резонанс с контуром другого человека – ваше произведение для него целебно, и чем с большим количеством людей вы попадете в резонанс, тем более ваше произведение популярно, целительно! Недаром говорят, что словом можно убить или воскресить. Мастер-писатель умеет постоянно варьировать ритмом то ли прозы, то ли стиха, и умение композитора частенько состоит в том, чтобы услышать магию музыки стиха и переложить её на ноты! Именно поэтому не все стихи поются – поэт пишет их немелодично для пения, потому они и делятся на поэтов и поэтов-песенников. Именно поэтому композиторы любят, когда поэты пишут на «рыбу», т.е. на готовую мелодию надо написать текст, а поэты этого не любят, потому как не всегда можно впихнуть в тонкое полотно магии музыкального размера свои краеугольные мысли. Частенько получается кирпич в газетке. Если удачно завернуть, наплевав на смысл – у вас получится хит «На недельку до второго я уеду в Комарово».

В этом смысле вопрос давно решён в астрологии, изучающей влияние планетарных резонансов на психику человека. Есть такая планета Нептун, которая отвечает за тонкие медитации, вдохновение, синтез прекрасного, музыку… Каждые 14 лет она меняет Знак Зодиака, переходя в другой. Именно этим и объясняется конфликт "отцы и сукины дети", именно этим и объясняется, что у разных поколений своя музыка!

И вот тут хочется дополнить сказанное с точки зрения мистики. Пусть материалистов не пугает это слово. «Мистикус» по латыни обозначает «тайное». Любому пишущему известно мистическое состояние вдохновения и желание перелить это состояние на бумагу с разным успехом… Так что позвольте мне, астропсихологу, немного осветить затронутую тему с такой стороны. Ведь любая вещь, явление, освещенные с одной стороны, подобны Луне, видимой нам всегда однобоко! В этом смысле интересно высказывание автора памятника Петру, Фальконе, что существует столько точек обозрения скульптуры, сколько их существует в пространстве вокруг произведения. Т.е. желательно 3 D!

Как вы уже знаете, за вдохновение отвечает планета Нептун. А за информацию отвечает планета Меркурий, которая связывает интеллект с высшей информацией (или Тонкими Информационными полями) и позволяет её вербализировать. Если ваш Меркурий стоит в вашей натальной карте (гороскопе) гармонично, сильно – у вас есть шансы переводить полученное вдохновение в земные знаки или речь, если нет – ваши произведения будут, как минимум, трудно читаемы для других… Безусловно, не всё упирается в Меркурий, но это разговор уже для специалистов, и я бы не хотел, чтобы мой Меркурий в данном случае не поняли. В итоге, мы имеем ещё один критерий успешности произведений – сильный Меркурий. Увы, это дается при рождении…

Как я уже сказал, с эзотерической точки зрения, существуют Тонкие Информационные поля, и части посвященных удаётся считывать с них информацию, о чем говорил, например, Никола Тесла. То ли во сне, как Менделееву открылась его таблица периодических элементов, то ли в результате медитации, то ли в виде откровения Моисея на горе Синай, то ли в виде вдохновения, то ли в виде любви и полёта! В этом смысле все мы - писатели, поэты, т.к. нам доступны такие прекрасные чувства. И если вы пока на первой стадии бумагомарания – вы всё равно Писатель, просто вам пока не удалось вербализировать увиденное, услышанное и прочувствованное! Думаете легко было Моисею переложить на понятный человеческий язык, да еще на уровень ремесленника, которому кусок хлеба откровение, а не шепот Абсолюта? Отнюдь! Недаром он там сидел не один день! Ему на помощь пришла метафоричность языка, когда путем образных сравнений возникла возможность достучаться через макушку к сердцу человека...

Потому что, как написал поэт Игорь Губерман:

"Слова лишь символы и знаки
того ручья с бездонным дном,
который в нас течёт во мраке
и шепчет о совсем ином..."


Вот вам еще один параметр: метафоричность или художественность! Именно она позволяет взглянуть на обыденнейшую вещь с непривычного ракурса и проникнуться красотой ромашки или заката...

Теперь хочется дополнить сказанное следующим параметром, позволяющим произведению получить популярность. Вы знаете, что судьба многих произведений бывает весьма странная, часть из них может лежать на полке много лет и вдруг становится хитом или попадает в полное забвение. За примерами далеко ходить не надо, возьмём суперпопулярный боевик «Белое солнце пустыни», который был забракован высшим киношным начальством, и только по счастливой случайности его послали скучающему Брежневу на просмотр на дачу, т.к. в тот момент все боевики были розданы по дачам другим членам политбюро. Выхода не было, сказать генсеку, что смотреть нечего - грозило крахом судьбы. Рискнули послать фильм с «полки забвения». И - чудо, фильм очень понравился Брежневу, он утром поблагодарил:

- Умеете снимать! –

Печать забвения была снята свыше, и прокат принёс оглушительный успех фильму. Тут мы выходим опять на объяснение описанного выше параметра резонанса. Суть в том, что существует удачное и неудачное время публикации. Например, если вы опубликовали своё гениальное произведение на ретроградном Меркурии (в астрологии принята геоцентрическая система и планеты, кроме светил Солнца и Луны, периодически идут «вспять» на небе), ваше произведение не попадает в резонанс и имеет все шансы стать трудно реализованным. Помните у Булгакова в «Мастере и Маргарите» на Патриарших прудах Воланд сказал Берлиозу :

- Луна ушла… Аннушка масло разлила… ничего изменить нельзя… Вам отрежут голову! –

Не все знают, что Булгаков был не только писателем, врачом, но ещё и астрологом. Термин «Луна ушла» известен у астрологов тем, что Луна - это спусковой курок всех событий, т.е. своим движение в Знаке она входит в резонанс с другими планетами и даёт ход событию, как мы палкой - по штакету забора… Так вот, когда «забор» кончается, т.е. у Луны нет аспектов с другими планетами до выхода из Знака, это обозначает, что никаких событий не будет, и ничего изменить нельзя, пока она не сменит Знак! Вывод: нельзя публиковаться на уходящей Луне! Будь ваше произведение супергениальным, ему не сыскать популярности, и судьба ему – забвение. Конечно, нет худа без добра. Один американский астролог сдаёт свои отчеты налоговой именно на уходящей Луне, и его не трогают уже много лет!

Но нам же нужна популярность?

Поэтому, я бы рекомендовал вам не публиковать свои произведения на ретроградном Меркурии и уходящей Луне.

Лучшее время публикации это на директном (идущем по небу прямо) Меркурии и на т.н. тригоне Луны и Солнца, когда они имеют между собой 120 градусов. Солнце – это вы, а Луна – публика. Как определить тригон? Это 10-й и 11-й день или 20-й и 21-й день после новолуния.

Есть ещё один интересный параметр. Все мы знаем, что какой-то гений-талант работает за гроши, а обыкновенный, не самый умный – богач. В чём же дело? А дело в том, что у каждого есть потенциал, но не у каждого есть его реализация. Чтобы не усложнять тему, скажу просто: если у вас с реализацией в натальной карте плохо, будь вы семи пядей во лбу, вам очень трудно получить материальный результат в денежных знаках или в популярности. Вы – теоретик! Худший вид его известен по фамилии – Манилов.

Итак, какие параметры мы имеем для удачного произведения? Суммируем:

1. Актуальность произведения.

2. Информативность произведения.

3. Социальность произведения. Помните, что литература социальна и каждому сверчку - свой шесток. Для одних попса – мед и это самая большая социальная ниша, а кому – духовные тексты подавай!

4. Позитивность, моральность произведения, иными словами, способность дать душевную точку опоры читателю.

5. Глубина духовности произведения.

6. Динамичность произведения.

7. Напряженность произведения

8. Креативность произведения.

9. Доступность речи читателю.

10. Магия ритма произведения.

11. Резонанс произведения, т.е. публикация его в благоприятное время.

12. Философичность произведения.

13. Метафоричность языка, т.е. художественность

14. Писательский талант

15. Реализация потенциала

16. Сбалансированность произведения

Безусловно, это в идеале, а в жизни вполне возможно использование только части названных компонент... Осталось только добавить, что искусство – это сила, которая способна менять наше сознание, как в хорошую, так и в плохую сторону. Следовательно, можно сделать вывод, что оно может приносить пользу или вред. Поэтому, нужно очень осторожно относиться к произведениям искусства, которые попадают в наши руки, поэтому помните, что никакая информация не исчезает, мыслеформа - вечна, потому будьте аккуратны с вечностью, неудачные с неё граффитти не отмыть! Что было давно сформулировано в искусстве:

Рукописи не горят!


Всегда ваш, Юджин Папуша.