Г. Карпова. Выступление на Юбилейном вечере - 2013

Василий Дмитриевич Фёдоров
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЮБИЛЕЙНОМ ВЕЧЕРЕ ПОЭТА ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ В.Д.ФЁДОРОВА
20 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА.



  Василий Фёдоров – русский поэт советской эпохи в своих поэмах: лирических и лиро-эпических  - отразил ключевые события ХХ века.
 События 1918 года и гражданской войны в Сибири отражены в поэмах В. Фёдорова 1950-х годов:

 «Ленинский подарок» (1953) о медсестре Наде, получившей красные сапожки от вождя пролетариата;
 
«Дуся Ковальчук» (1957) о руководителе подпольной группы РСДРП в Новониколаевске, арестованной и убитой польской контрразведкой осенью 1919 года;

 «Золотая жила» (1957) о судьбе и любви деда Харитона, погибшего в гражданскую войну под Читой.

     1930-1940-е годы - лётный энтузиазм молодёжи, в аэроклубах они учатся летать на По-2, и репрессии - отразились в поэмах «Седьмое небо» (1959-1967), «Женитьба Дон Жуана»(1973-1977).
Учитель музыки у Марьяны, возлюбленной двух друзей Василия и Бориса, «какой-то старенький Орфей, Судьбой неласковой заброшенный в лесное царство глухарей».
Фёдоровский Жуан провел несколько лет в тюрьме и лагерях.

     Великая Отечественная война на фронте и в тылу отражена в поэме «Лирическая трилогия» (1943-1945). Образ народа, который жил по принципу: «Всё для фронта, всё для победы».
Эпизодический герой поэмы – дед с «библейской бородой», принимает военный самолёт Як, построенный на деньги деревенских пчеловодов, а сам старик за два года войны «трёх сыновей и десять внуков миру отдал» (2, 17). Лирический герой поэмы, строитель Яков, «весь пронизан Страстным током, бегущим не по проводам» (2, 21). Эти токи – «отстоявшейся воли предков», токи отваги, необходимой и на фронте, и в тылу.

     Трудовые подвиги народа в послевоенной деревне представлены в поэме «За рекою Ключевою» (1952), трудовой героизм Андрея уравнен с подвигом погибшего на войне Сергея Орлова.
     О трудовом энтузиазме молодёжи на целине поэма «Белая роща» (1956).
     О трудовом героизме народа в 1930-1940-е годы поэма «Проданная Венера» (1956).

 В. Д. Фёдоров: «В годы строительства Магнитки и Кузнецкстроя мы вынуждены были продать за рубеж ряд шедевров мировой живописи, среди которых находилась Венера Тициана. Она-то и помогла мне создать образ деревенской красавицы Наташи Граевой, в труднейших испытаниях жизни, в непомерном труде военных лет утратившей свою красоту. Сопоставление двух судеб, столкнувшихся в поэме, красоты вечной и земной, дали мне возможность вывести поэтическую формулу:  «За красоту времён грядущих Мы заплатили красотой» (1982).
 
     Герои поэм В. Фёдорова – сильные духом личности: таков Бетховен из одноимённой поэмы (1961), творец доброго искусства, спасающего людские души.
    Автобиографический герой поэмы «Седьмое небо» Василий Горин – личность духовно сильная, выдержавшая испытание войной, дружбой, любовью.

     Хочется сегодня привести современную читательскую оценку одной из эпохальной  фёдоровской поэмы.

    Михаил Силин, выпускник Качинского лётного училища (1974), заслуженный лётчик-испытатель России (2003) о поэме «Седьмое небо»:

     «Я считал этого автора незнакомым для себя и с удивлением обнаружил, что многие его стихи слышал или читал, но имя автора абсолютно не отложилось в памяти… А вот «Седьмое небо» я, действительно, прочитал впервые. Сразу с началом чтения ассоциативно в памяти стали возникать картинки уже более чем 40-летней давности, именно на уровне эмоций я как бы опять пережил то давнее… такое близкое, знакомое… И пришло осознание, что «Седьмое Небо» - это не профессиональное, а скорее общечеловеческое понятие, такое как «Любовь», может где-то близкое по смыслу к словосочетанию «Рай Земной». Сразу стали всплывать в памяти образы Мастера и Маргариты Булгакова, где два героя в своих отношениях, в моем понимании, достигли этого самого состояния – «Седьмого неба», но ценой каких усилий в борьбе с внешними обстоятельствами и в борьбе, проходившей внутри самих себя… Образы Юрия и Ларисы из «Доктора Живаго» Пастернака, где, казалось бы, «Седьмое небо» было почти рядом, да так и не состоялось… Образ князя Мышкина Достоевского, который в поисках своего «Седьмого неба» выглядел «Идиотом» на фоне окружающего его мира.

    Мне только с возрастом пришло понимание значения великого слова – «Любовь». Оно имеет очень много оттенков, но всю глубину его удается постичь не всем и не сразу. Почему заговорил об этом, а как раз потому, что именно через это состояние души  и лежит путь к достижению этого  «Седьмого неба». Не всем это удается… И потому, как мне кажется, что всем хочется быть любимыми, но не все умеют и могут любить искренне, бескорыстно, без всяких условий, и, может быть даже, без надежды на взаимность. И вот когда судьба сводит двух таких бескорыстных и искренне любящих (Василий и Марьяна) вот тогда есть шанс подняться на это самое «Седьмое небо» вне зависимости от профессиональной принадлежности.
 
   «А Бог молчит. За тяжкий грех,
   За то, что в Боге усомнились,
   Он наказал любовью всех,
   Чтоб в муках верить научились».

    Вот так. Короче не получилось. А мысли всё бегут и бегут… Очень не простой вопрос, очень не простая тема…»
(февраль 2013).

   В. Фёдоров: «Работа над поэмой требует от поэта много, но и много даёт. По существу, рабочий процесс над ней - это процесс познания жизни» (1982).
 
   Хочется, чтобы к фёдоровскому познанию жизни (а Фёдоров, действительно, большой поэт-мыслитель) активнее подключались сегодняшние молодые и немолодые читатели.

      А окончание поэмы «Седьмое небо», где коротко даётся анализ и итог всему сказанному, - наводит на здравые мысли:

 Я всё сказал,
Что мог сказать,
Но всё ж тревога спать мешает.
Нам критики давно внушают
Законы жизни постигать.
Всё правда.
Жизнь в добре и зле
Постигнуть было бы неплохо,
Да трудно:
Нынче на земле
Такая пёстрая эпоха.

И хоть на ней
Не меньше мук,
Хоть, мучаясь, кричим:
«До коль же?!» -
Читатель! Всё-таки вокруг
Людей крылатых
Стало больше!
 (1967).


ГАЛИНА КАРПОВА. Кемеровский государственный университет.
20 февраля 2013 года