Спасская полисть

Иосиф Бобровицкий
     (Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)

 Программа-минимум на сегодняшний день выполнена, можно бы и о ночлеге подумать, но за завтрашний день хотелось бы добраться до Званки, поэтому пока еще есть время, стоит заночевать поближе к ней, то есть подальше от Захарьина. Дорога хорошая, погода тоже, если бы ни рюкзак и километры за спиной, то продвижение вперед доставляло бы двойное удовольствие.
      Перед деревней Плотишна переходим по мостику ручей и выходим на берег Волхова. Останавливаемся на привал: оглядываем окрестности, изучаем карту. В пределах видимости вдоль Волхова леса не видно, только редкий прибрежный кустарник. За селом Ямно, в стороне от реки, высокий безлесный холм. По сравнению с ним само село расположено как бы в ямине, отсюда, вероятно, и название села. На карте между Красным Поселком и Арефиным показан небольшой зеленый «пятачок», через который проходит грунтовая дорога и по краю которого протекает ручей, приток Волхова – вот туда мы и наметили выйти на ночлег.
       Прошли Ямно (типичное дачное поселение), за ним кончилась приличная  дорога. Дороги на Красный Поселок вообще не видно. Вправо у Волхова нас манили прибрежные кусточки, но мы решили не поддаваться искушению и двинулись в сторону Арефина по разбитой дороге. На очередном привале решили свернуть с дороги и двинуться к Красному Поселку вдоль высоковольтки.
       Вот и высоковольтка, невдалеке виден мостик через ручей, а за ним большое село Арефино. Знать бы заранее, что нам придется заночевать на берегу этого ручья, в километре отсюда – мы ни за что бы ни двинулись вдоль высоковольтки. Идти непосредственно вдоль нее по просеке оказалось вообще не реально, настолько эта просека заросла травой и малиной. Пришлось продвигаться по заболоченному лесу, благо, что мы вскоре преодолели этот участок, но и луговина перед Красным Поселком не представляла для продвижения ничего хорошего – трава по пояс и едва приметные тропинки.
         Прошли поселок, идем дорогой на Арефино, берега Волхова абсолютно голые,  даже кусточки куда-то подевались. Где ж зеленый «пятачок»? Вдоль дороги какие-то карьеры с размытыми дождями откосами – лунный пейзаж, да и только! А вот и мостик через ручей, в полукилометре от которого дома Арефина – дальше наступать некуда. Решили разбивать лагерь в прибрежных кустах, а воду брать из ручья.
         Ночь была ветреная. Хорошо, что мы разбили лагерь среди частого кустарника, спрятавшись в нем от ветра, на берегу Волхова нам бы пришлось туго.
        Шесть километров до моста через Волхов в районе села Селищи мы поутру преодолели довольно быстро, то ли успели втянуться, то ли немного порастрясли рюкзаки.
Мы остановились на привал перед мостом, у дороги, ведущей от Мал. Вишеры на Спасскую Полисть. Рядом с нами указатель: налево до Спасской Полисти – 11 км, прямо до Вергежи – 6 км. Селищи на высоком берегу Волхова за мостом. Туда непременно надо сходить, ведь именно в Селищах квартировался Гродненский полк, в котором в 1840 году служил М.Ю.Лермонтов. Мы по очереди с Володей совершаем туда прогулку налегке. Осматриваем грандиозные развалины аракчеевских казарм, сохранившиеся кирпичные арки впечатляют и в наше время. Вот и мемориальная доска о пребывании в этих местах Лермонтова, а рядом еще одна, совсем свежая, в ней сообщается, что на территории Селищских казарм родился Сергей Дягилев.
         Пытаемся выяснить о возможностях попасть в Званку, но хотя до бывшего имения Державина от Селищ всего 15км, никто из опрошенных там не бывал и знают о нем понаслышке. Все сходятся на том, что до Варгежи мы доберемся без труда, но удастся ли нам переправиться через Дыменку – никто не знает. Опять же все единодушны по поводу того, что выйти к железной дороге мы не сможем, так как Званка отделена от нее тремя солидными реками: Волховом, Глубочкой и Полистью.
      Вообще, еще готовясь к этому этапу похода, мы поняли, что на этом святом месте висит заколдованный замок, ключ к которому будет подобрать нелегко. Ни на одной, даже самой подробной карте, Званка помечена не была. Координаты самые противоречивые: «жена Державина купила имение Званка на берегу Волхова в 120 верстах от Петербурга», «Державин был похоронен в Хутынском монастыре в 60 верстах от Званки», наконец из интернета удается заполучить точные географические координаты с точностью до минуты широт и долгот. Колдую над картой, вычерчиваю дуги, нахожу точку пересечения координат – дуги пересекаются в одном месте, широта и долгота дают другую точку, но самое главное, и та и другая очень удалены от Волхова. Приходится принять в первом приближении холм, возвышающийся над рекой в 6км к югу от ж\д. станции Волхов Мост.
         И вот мы  на расстоянии одного перехода до Волхова Моста, но чтобы побывать в Званке нужно будет возвращаться в Селищи, рассчитывать на лодку не приходится, мы уже один раз обжигались в Хутыни. Близок локоть, да не укусишь! Мы ограничены временем: Володя в четверг утром должен читать лекцию в институте, да и мне надо к субботе быть дома. Что ж, возможно через годик можно будет повторить этот этап по воде?
Принимаем решение: добираться автобусом до Спасской Полисти и далее до Чудова. Наша стоянка у моста рискованна для посадки в автобус, он просто может не остановиться, поэтому, собрав свои пожитки, перебираемся на автостанцию в Селищах.
В магазине, где мы пополнили наши запасы, выяснили расписание автобусов. Где-то через полчаса из Новгорода должен прибыть автобус, который идет до Селищ по правому берегу Волхова, по мосту перебирается на левый и идет далее через Спасскую Полисть на Чудово. Пора бы прибыть автобусу, но его все нет. Интересуемся у молодого человека, стоящего на автобусной остановке вместе с нами, о четкости расписания. Он сообщает, что автобус на Чудово ушел 5 минут назад точно по расписанию с другого угла площади перед мостом, к которому мы стояли спиной, вглядываясь в сторону, откуда  мы ждали автобуса. Он же сообщил нам, что через несколько минут придет автобус на Новгород через Спасскую Полисть, а из Спасской Полисти до Чудова автобусы ходят довольно часто.
          Мы послушались его совета и вскоре оказались в Спасской Полисти, в которой Радищев просматривал свои цареубийственные сны. В отличие от Подберезья, превратившегося в городское поселение, Спасская Полисть по-прежнему село, но и здесь ничего не напоминает о его ямщицком прошлом и о проезде через него Радищева. Но трасса – есть трасса. У развилки, на бойком месте стоит кафе. В него мы и завалились, соскучившись по горячей пище, и были вознаграждены отличной сборной солянкой, приготовленной поваром-армянкой. Солянка была с пылу-жару и настолько густой, что ложка в тарелке стояла вертикально.