Израиль, небеспристрастный взгляд. ч. 1

Володя Новозеландский
Если кто-то будет уверять вас в  своём беспристрастии описывая Израиль, жизнь и события в Израиле, не верьте, это невозможно, это ложь сознательная или бессознательная. Энергетика этих людей, этой страны, этой земли, её истории столь сильны, что равнодушным, бесспристрастным быть невозможно. Израиль можно любить, можно ненавидеть, возмущаться или восхищаться, можно одно ругать и придти в восторг от другого. Допускаю, возможно есть те, кто может жить «добру и злу внимая равнодушно...», сбросим их со счетов.
Я не израилитянин, но был там многократно, месяцами, в качестве гостя и туриста. Я подчёркиваю свою необъективность, обусловленную незнанием иврита и арабского языков, я слышал в основном русскоязычную часть народа, которых в Израиле чуть больше миллиона из 8-ми миллионов населения.
Я предлагаю желающим не последовательный рассказ, а отдельные «картинки с натуры», наблюдения, замечания, как получится.

Израиль – страна младенец, ей около 65-ти лет, страна созданная с нуля. В начале XX века население составляло приблизительно из 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев. В 1948 г., при рождении, в Израиле было 872 тысячи человек (716 тыс. евреев и 156 тыс. арабов). Небыло ничего! Война, ещё война, ещё... Сегодня в Израиле 8 милл. населения, мощная промышленность, самые передовые технологии, страна лидер в мире по длинному ряду показателей в военной сфере, в компьютерной и наноэлектронной технике, в науке, четыре ученых Нобелевских лауреатов, в сельском хозяйстве... Хочется продолжить, есть так много что сказать!
Представьте себе малыша, который развивается необычно быстро. В 10 лет он высок, силён, даже умён, но в любом случае он по ряду показателей ещё ребёнок. Израиль и силён, и умён, но по ряду показателей ещё не «взрослый». У страны нет границ признанных не только мировым сообществом (законом), но и самим государством, и её народом. Не найден, не установился баланс светского и религиозного влияния. Идёт процесс слияния привнесённых культур в единую, еврейскую, израильскую.

Впервые я попал в Израиль в конце 1994 г. и посещал его раз в 2-3 года. И каждый раз я приезжал в другую страну! 1994 г., главная автострада страны, Тель-Авив – Иерусалим, два главных города, соединяющая восток – запад, всего 65 км., представляла собой вьющуюся ленту, одна полоса в каждую сторону. С обеих сторон дороги растянуты витки колючей проволоки.
Уже в следуюций приезд я ехал по ультрасовремённой многополосной магистрали, с широкой разделительной полосой. Не верилось, что я видел недавно затрапезное шоссе и колючую проволоку. Каждый раз я постоянно видел строящиеся мосты, развилки, развязки первокласные по качеству. Сегодня Израиль покрыт сетью тысяч километров национальных (110 км/час), территориальных, междугородних, местных дорог. Поражает не столько их количество и качество, а темпы строительства. Страна в стремительном развитии, в движении.
А вот само «движение», т. е. скорость на дорогах, я бы определил как «и какой же (русский) еврей не любит быстрой езды». Возможно раньше, когда я был москвичом, явное превышение скорости для меня было бы нормой, но я уже больше новозеландец, и научен (примером других и неоднократными штрафами) уважать закон. Много хуже, что многие израилитяне не успевают в развитии за строительством дорог. Остановить машину на тротуаре, выкинуть пустую банку пива из окна машины, нет, израильские водители ещё не джентельмены.   

В первые мои визиты из окна автобуса или машины я видел еврейские и арабские деревни, совершенно чётко различимые. И не нужно было искать башню-минарет, стоило только бросить взгляд: еврейская деревня зелёная, у каждого дома деревья, арабская деревня жёлтая, цвета песка и местного камня. Это различие их культур. У евреев есть праздник, новый год деревьев, Ту би-шват. Такая легенда: участок еврея граничил с участком араба. Каждый год в Ту би-шват, еврей сажал деревья на этой границе, и на следующий день араб вырывал эти саженцы.
Так было раньше. В мои последние посещения картина изменилась: арабские деревни зазеленели. Когда люди живут рядом их традиции сближаются, они «заражаются» друг от друга. И эти изменения традиций поразительны своей динамикой, скоростью. Страна в развитии.
К великому сожалению, передаются не только хорошие примеры поведения. В обе стороны.

Если географы скажут вам, что Израиль расположен в пустыне, не верьте. В первые мои приезды это ешё было правдой. И на север, и на юг от Иерусалима я ехал через пустыню. Но каждый следующий раз пустыня съёживалась, исчезала. На севере нужно искать её следы. На юге, на всём протяжении воочию видишь борьбу, обуздание, преобразование, в общем исчезновение пустыни. Проезжаешь мимо теплиц длиной в километры, густые леса финиковых пальм, бананов, красивые посёлки, тянут трубопроводы, строят дороги... Страна растёт.   

Одно время в Кнессете была представлена партия пенсионеров. Зачем ? Чтобы добиться привилегий от своего государства, вырвать кусок себе, у кого, у своих внуков. Никакой другой цели у них не было и не могло быть. В высшем государственном органе страны им делать было нечего. Закончилось тем, что «от нечего делать» эти пустобрехи принялись выступать по другим, реальным вопросам с другими партиями и были «распроданы поодиночке». Партия за которую голосовали сотни тысяч израилитян канула в Лету.
Это образец психологии людей которые считают что нужно свои блага вырывать с боем у правительства , у работодателя. Соответственно та же психология другой стороны. Отсюда столь частые, продолжительные, боевые забастовки, столь значительна роль профсоюза. Кипучий темперамент.
Однажды, редкий случай, в Израиле я смотрел по русскоязычному каналу передачу за круглым столом. Один из участников высказал такую мысль: мы выбираем своих представителей в Кнессет, а они защищают интересы не наши а Израиля. Идиоты могут встретиться всюду, но меня особо возмутило то, что собеседники промолчали.

Важное в продолжении.