Школа. На гребне холма...

Мила Суворина
ПРОДОЛЖЕНИЕ,  1947
 

На улицах небольшого скромного и спокойного городка немногочисленный автотранспорт тоже вел себя скромно и спокойно. И у родителей не болела голова о том, как доставить своих драгоценных первоклассников в школу. Со второго школьного дня все мы вполне  обходились без их эскортов.

Мой школьный маршрут пролегал, после парочки периферийных поворотов, по главной улице. Она называлась совсем просто Лай или Широкая. Потом  я поворачивала налево и шла до самой школы по улице, которая тоже называлась просто и ясно - Пикк или Длинная.
Так вот, эта Длинная не спеша вползала на невысокий холм. Мне же тогда казалось – поднималась в гору!
Как и ручей, пересекающий центральную улицу, казался чуть ли не рекой.
В детстве всё большое. Потом даже кинофильм появился с очень правильным названием - «Когда деревья были большими»!

Единственная русская школа помещалась в небольшом двухэтажном доме. И подойти  к ней можно было свободно со всех четырех сторон света.
С западной (сверху) и с восточной (снизу) -  по Длинной улице. С южной – подняться по наклонному переулку из центра городка прямо
к «парадному подъезду».
В принципе, можно было бы добраться "до знаний" и с северной стороны, от развалин древнего рыцарского замка - прямо к заднему крыльцу школы.
Но  это был бы самый трудный путь достижения цели. И маловероятно, что кому-то пришло в голову им воспользоваться. Тем более, что с этой стороны в городке не проживало гражданское население, учившееся в нашей школе... Кажется мне, что там вообще тогда никто не проживал. Разве что духи древних рыцарей...

Иногда тишину  исторического пространства между школой и замком нарушали звонкие,  жизнерадостные голоса вырвавшихся на волю младшеклассников. Катание на склонах - при подходящей погоде и счастливых обстоятельствах (училка заболела!) - происходило нередко.
И не только зимой. Летом, по траве – тоже получалось!

Здесь всё шло в дело – куски  картона, фанерки, портфельчики и собственные попки.
Старшеклассники же пользовались, согласно школьным достоверным новостям, этими райскими заросшими уголками для своих, только им понятных, целей.

С южной стороны школьного здания, прямо перед входом, имелся ещё склон,  довольно крутой, но длинный, как мне  тогда казалось. 
Этот склон считался, скорее всего, переулком. Имел проезжую часть (не для автомобилей, может быть для гужевого транспорта). Ведь лошади и телеги были не редкостью, а насущной необходимостью).

Для спуска людей по правую руку имелась прилично устроенная лестница с надёжными ступеньками и перилами.

Зимой передний склон естественным образом превращался в ледяную горку и эта лихая дорога домой была куда скоростнее и увлекательнее, чем цивилизованный, чинный спуск по длинной улице Длинной.

Звенел  последний звонок.                Распахивались школьные двери.  Одеваясь на ходу, из них вываливалась плотным комом и устремлялась вниз бесшабашная мальчишня -
визжащая, вопящая, дерущаяся, кувыркающаяся ватага портфельных наездников!
Девочки осмотрительно пропускали лихачей вперёд. Потом сами или степенно спускались по параллельной лесенке, или без суеты и даже грациозно оседлывали свои портфельчики...

Я много раз с интересом наблюдала, а иногда и
сама пользовалась этой замечательной горкой.

И сейчас я как будто вижу, как интересно располагалась моя небольшая совсем, двухэтажная школа  в окружающем пространстве плоской, почти равнинной страны:
она стояла на узком ГРЕБНЕ длинного холма.

Улица Пикк (Длинная) находится сейчас под охраной государства и не перестраивается на современный лад. И это радует.

27 февраля 2013