София

Иосиф Бобровицкий
 (Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)


Перечитывая «Путешествие» А.Н. Радищева, в главе «София» я обратил внимание на сноску: «Почтовая станция София находилась на территории современного города Пушкин». Город Пушкин до Октябрьского переворота носил название Царского Села, причем, хотя там и была летняя резиденция русских императоров, но название восходит к Сарской мызе, подаренной Петром I жене Екатерине. В первые годы советской власти Царское Село было переименовано в Детское Село, это название сохранено в имени ж/д станции. Имя поэта было присвоено городу в 1937 году в связи со столетием со дня смерти.
Володя еще в Москве считал, что апофеозом нашего путешествия
должно стать посещение восстановленной Янтарной комнаты Екатерининского дворца в городе Пушкин. Мы добрались до Санкт-Петербурга 16 сентября во вторник, когда Янтарная комната была закрыта, в четверг Володя должен был с утра читать в институте лекцию, на посещение Янтарной комнаты оставался сегодняшний день, поэтому мы поспешили в Питер, и первым делом купили Володе билет на вечерний поезд до Москвы, а затем с Витебского вокзала электричкой поехали до Детского Села.
Предвыборная кампания по выборам мэра Санкт-Петербурга достигла своего апогея. Прямо в электричке раздавали брошюры, газеты, плакаты. В разных концах вагона загораются пламенные дебаты, обсуждение статей. Один из претендентов на кресло мэра в газетной статье под благовидным предлогом, что нельзя перекладывать тяжелую работу мэра на женские плечи, пытается отодвинуть претенденток. Одни соглашаются с ним, другие потрясают программой Матвиенко, третьи утверждают, что вообще не пойдут голосовать, так как все давно решено, раз сам президент поддержал кандидатуру Матвиенко.
По приезде в Детское Село выясняется, что до Екатерининского дворца довольно далеко, пришлось воспользоваться автобусом. Перед воротами парка огромная толпа народа (приезжие экскурсанты), для рядовых посетителей вход несколько в стороне через калитку. Проходим через нее в парк, а там перед дворцом тоже толпа хотя и поменьше, чем за воротами, зато тех пускают сейчас, а мы пойдем после них, часа через два. Занимаем очередь, и по очереди с Володей отправляемся осматривать парк и парковые сооружения. По анфиладе лестниц спускаюсь от дворца вглубь парка. Чем дальше удаляюсь от дворца, тем величественнее он воспринимается, а осенний наряд деревьев и синева прудов дополняет золото и голубизну фасада дворца. Парк очень живописен, он поражает разнообразием древесных пород и их сочетаниями: дубы, липовые и еловые аллеи, лиственницы и сосны, серебристые ивы по берегам прудов. Удивляет обилие вековых деревьев, ведь в Пушкине почти два года командовали оккупанты.
В парке много памятников, в том числе и упомянутых Пушкиным в его стихотворениях, много строений, но что характерно, чем дальше я забираюсь от Екатерининского дворца, тем менее ухоженными становится и парк и сооружения. Вот на берегу одного из прудов высится минарет турецких бань, рядом огромная куча опавшей листвы, которую не спешат вывозить из парка. Разговорился с женщиной-садовником, подметавшей свежеопавшую листву. Число садовников с каждым годом сокращается и соответственно увеличивается территория, обслуживаемая одним садовником. К 300-летию города правительство Турецкой республики выделило средства на реставрацию турецких бань, но средства эти куда-то бесследно исчезли.
Мимо фонтана «Девушка с кувшином» возвращаюсь к Екатерининскому дворцу и сменяю в очереди Володю. Я довольно долго пропутешествовал по парку, поэтому Володе придется поторопиться, ведь скоро наша очередь на экскурсию во дворец, где расположена восстановленная Янтарная комната.
Стоимость экскурсии 100 руб., но мы как пенсионеры проходим бесплатно (возможно, и это предвыборный трюк?)
Реставрация началась, чуть ли не сразу после изгнания оккупантов, но и по прошествии 50 лет Екатерининский дворец восстановлен далеко не полностью. В настоящее время к реставрации привлечено около 3000 работников, создано специальное училище, готовящие этих работников, но сложность работ и нехватка средств растягивает сроки. На небольшое изделие из дерева с резьбой уходит несколько месяцев, перед золочением для просушки оно выдерживается в зале опять же несколько месяцев. Несмотря на то, что толщина сусального золота измеряется в микронах, общий расход его на золочение измеряется в пудах.
Средства на реставрацию Янтарной комнаты было выделено Германией, трудились же над ее восстановлением отечественные специалисты. Они израсходовали 4 тонны янтаря.
Скажу честно, я ожидал увидеть что-то особенное, но так как красота других комнат дворца, позолота, изделия из фарфора, живопись, мозаика, гобелены успевают до посещения Янтарной комнаты насытить и притупить восприятие, ожидание чуда не состоялось. Да, конечно, виртуозный подбор пластинок янтаря для создания копии, но ведь мы видели оригинал только на фотографиях да по уцелевшему фрагменту, найденному в Германии и переданному в дар (повторно) России.
Не знаю, насколько достоверен рассказ одного из экскурсантов, но он утверждал, что к 1941 году Янтарная комната уже нуждалась в реставрации, янтарь потускнел, часть пластинок выпала. Ее не стали эвакуировать не из-за поспешности отступления, (основная экспозиция дворца была вывезена), просто посчитали, что никто на нее не позарится.
Обратно к станции мы шли пешком. Но спрошенные нами горажане не только не могли указать, где находилась почтовая станция София, но даже и не слышали о ней. Возможно, подобную информацию можно было бы получить, посетив краеведческий музей, но нехватка времени в очередной раз связала нам руки. Краеведческие музеи – это всегда интересно, а Царское Село – значительная страница в истории России и ее культуре, достаточно вспомнить имена Инокентия Анненского и Анны Ахматывой – буквы «А» поэзии «серебряного века».