Итоги февраля. Сергей Лейбград

Большой Литературный Конкурс
Ощущение смыслового распада, мутации, разрыва и остановки последовательного противостояния власти автоматического дискурса, то есть погружение в инерцию языкового существования, наступление почти тотальной стиховой и персональной безответственности, прикрывающейся декоративными жестами и трафаретным мастерством, становятся труднопереносимым для меня "духом времени". Что делать в этой ситуации - пытаться вырваться из языка или с пораженческим наслаждением в нём раствориться?..
У меня нет, да и не может быть никаких претензий к авторам, попавшим в февральский лонг-лист. Это, скорее, частное проявление общелитературного фона, совершенно и неизбежно локальное мероприятие. Это совсем не та художественная страта, где следует наблюдать какие-то сущностные сдвиги. Но... невозможно же перенастроить собственные слух, зрение и состояние, нельзя же иронично переключить собственное восприятие на профанный и амбивалентный регистр...
Я должен отметить, что в этой лонг-листовской подборке практически, за исключением двух-трех текстов, нет откровенно слабых произведений. Но нет, к сожалению, и сколь-нибудь явленных событий, нет и "взрывов" монотонности. Доминирует общекультурная, добросовестная анестезия, присягание на верность уже усвоенному и освоенному опыту, милое проговаривание даже трагических, но привычных, устойчивых, родных деталей обжитого сознанием ландшафта. Какая-то почти радостная усталость и вторичность. Полудрёма...
Сразу оговорюсь. Это вовсе не упрёк и даже не критика. И ничья не вина. Нельзя никого корить за желание остановиться, сохраниться в пусть и продуваемом сквозняками, но всё равно уюте. Никто не хочет погибнуть, рискнуть, "оказаться на улице", показаться смешным, комичным и уродливым. Приближение катастрофы снимается интонационно и ритмически проверенным бормотанием, анестезией...
Хотя угадывать направление к целостности по отдельным текстам даже вполне сложившихся авторов, не говоря уже о только ещё формирующихся - занятие, чреватое принципиальным неразличением. Поэтому здесь корректнее говорить о мозаике, составленной именно что номинаторами конкурса...
А вообще-то стихи хорошие, в меру нежные и технически грамотные...

----------------------------------------------------------

МИХАИЛ ЗАМЯТИН «Тень снега»
http://www.stihi.ru/2013/01/19/843  отборочный тур БЛК

Нестеровой

Время дробно, мгновения галькой идут ко дну,
Словно мелкие звезды, мигнув на прощание, гаснут.
Все небесные рыбы сливаются вдруг в одну,
И движения плавных её плавников прекрасны.
         
Словно нет между душами перегородок-тел,
И расплавлены в тигле в единое жизнь и гибель.
Словно кто-то просыпал на чёрное белый мел,
Или кто-то просыпал на белое чёрный грифель.
         
На пластине окна проявляется зимний день.
Высветляет колени твои, и лицо, и плечи.
Невесомая, с неба на землю слетает тень,
Та, которая снега намного белей и легче.


Замечательный, "чистый" фортепианный этюд. Зарисовка, в которой сам автор неразличим. Пластичный, философически-лирический городской романс.

----------------------------------------------------------

СВОБОДНАЯ ПОЧТИ «просто дыши»
http://www.stihi.ru/2013/01/28/7315  отборочный тур БЛК
      
мысли по поводу
http://www.stihi.ru/2013/01/02/3919
                с благодарностью Николаю Рыбакову
    
вышла из детства – и бах! – за спиной стена
сразу возникла /попробуй-ка вынь кирпичик/
выбора нет, и шагаешь почти одна
с болью сиротства и памятью чёрных спичек
путь обрывается чаще, чем нить в мотке
свяжешь концы, если пальцы не будут плакать
гладить пропавшие в прошлом следы от кед
       
бабушка, где ты? сплети мне последний лапоть
дай мне ещё раз немного грибной лапши
маленьких птичек из доброй домашней сдобы
ты разучилась готовить?..тогда дыши
просто дыши иногда на мои сугробы…


Узнаваемый ритм, испытанный размер. Ровные, точные рифмы. Ясная, добрая боль. Трогательный финал.

----------------------------------------------------------

ИГОРЬ БРЕН «чуда»
http://stihi.ru/2012/12/23/3562  отборочный тур БЛК

над Поднебесной - тьма.
   четвёртый день.
   
   в лачуге, что у заводи, циновки
   разбросаны, но пол не опустел -
   жгут деньги.
   в груде старых жгут из новых,
   что вспыхнул жёлтым,
   возвращая имя
   подательнице жизни Хуан-хэ.
   
   полоски дыма стелятся, под ними
   сыреет тень от ивы на песке,
   лишь кое-где заметном из-под ила.
   
   старик с трудом скрывает, что скорбит.
   он сказку про дракона-крокодила,
   светило проглотившего,
   с орбит
   смахнувшего блуждающие звёзды,
   что создал сам владыка Хуан-ди,
   творит.
   твердит.
   ребёнок плачет, слёзы
   стекают с расцарапанной груди.
   
   что дальше?
   как утешить, дать надежду,
   да просто убаюкать, наконец!
   
   слова текут торжественно-неспешно:
   
- Небесный Император во дворец,
   где и полы из яшмы, вызвал.. панду,
   и приказал избавить мир от мук,
   от злобного чудовища...
   
- а сам-то? -
   спросил не в меру осмелевший внук,
   благое семя не отвергла пашня,
   старик расцвёл:
- попробуем заснуть? -
   всё ближе панда. им уже не страшно.
 
   семь тысяч ли на запад, над долиной,
   как плуг, под камень вбитый в борозде,
   остановилось солнце для Навина.
   и так висит.
   уже четвёртый день.


Приятный декоративный "сувенир". Постакмеистическое упражнение. Метакультурная разминка.

----------------------------------------------------------

ГЕННАДИЙ РУДНЕВ «Письмо сыну»
http://stihi.ru/2009/10/18/3522  отборочный тур БЛК
    
* * *
Милый сын! Унылая пора
столь щедро воспетая поэтом, -
просто дрянь и мерзкая при этом -
все же липнет к кончику пера,
будто грязь с промокшего двора
на ботинки. (То ли, братец, летом!
посмотреть с утра на поплавок,
днем, томясь обеденной обузой,
побродить по саду с голым пузом
и уснуть дивана поперек
вплоть до пресловутого утра.)
Здесь же с ночи ходишь остолопом,
а чуть свет - и веришь наперед,
что вода всемирного потопа
схлынула не доле, чем вчера
с нашего проулка: стынь да склизь,
вольный ветер, мокрые заборы
и тоска, в сравнении с которой
чья-то смерть вполне сойдет за жизнь.
Ни души... И некуда спешить...
Та же грязь и гайки на работе...
День идет и не проходит вроде,
выливаясь в следующий. Нить
(нить времен) прочна здесь на разрыв,
и соседи годы отмечают
лишь по крыше нашего сарая,
в пагоду его преобразив.
Что в столице? Та же суета?
Как там цезарь? Как его сердчишко?
На экране все его излишки
плотно закрывает краснота,
как на бывшем знамени. Уже ль
прошлое способно воплощаться
на лице подобного начальства
столь открыто? Если так, то бель
с синью скоро выкрасят пестро
харю мэра вашего. И кепи
с прозеленью на башке закрепят
в точь под цвет кругляшки на метро.
(В нашей опроставшейся стране
до сих пор еще не чтут порока,
но уже не ищут и пророка
даже в чужедальней стороне.)
Умничаю... Как дела твои
в прогрызаньи тяжкого гранита?
Не набил оскомину? Чем сыты
бренные кишки? Что сотворить
расположен в будущем с собой?
Приезжай, возляжем на диване,
посудачим о моем романе,
обмозгуем творческий застой,
взопиём о скуке бытия,
испечем пирог, засветим телек,
и, борясь с расслабленностью в теле,
выберем мальчишек для битья
из попсы. Пущай себе поют
и пошлят, пока еще живые.
Сызмальства больной некрофилией
наш российский православный люд
все равно им мертвых предпочтет.
Ну, а там , глядишь, и мы успеем
застолбить ( с веревкою на шее)
свято место на лихой почет.
Жалко, не придется подглядеть.
Впрочем, и не велика потеря!
(Мы не идиоты , чтобы верить
в искренность проспавшихся ****ей.)
Кстати, о прекрасном поле... Дочь
(дочь моей жены) перечит маме
и по дому с голыми ногами
бродит тенью уж какую ночь,
наплевав на лунный календарь,
валидол глотает, ест соленья,
исчезает в дождь по воскресеньям,
возвращаясь к вечеру. Как встарь,
мама варит кашу кобелю,
дергается на мои вопросы
(как сказать на сленге малороссов
по-персидски нежное ”люблю”?)
и толстеет, с горем пополам
примеряя зимнюю одежду,
потеряв последнюю надежду
постройнеть к сорока трем годам.
А когда ее тревожный взгляд
ловит мой на дочери... Простите
мне истошный крик (хотя “Лолите”
вряд ли нужен громкий адвокат):
Бедный Гумберт, ты не виноват!
(Он был относительно богат.)
Фридрих прав: стыдливая мораль,
как и христианство, - соска нищих.
Дай любому крупные деньжищи -
он полмира превратит в сераль,
было бы здоровье погрешить,
а не тратить нервы на работе.
Я уверен: девочки не против,
да и мамы - только разреши...
Запах денег - амбра для души!
(Вот такая вырезка с душком
прокопченой плоти...) Ты смотри там
не давай настойчивым лолитам
пользоваться маленьким грешком
истинных мужей. Их голова
не хранит порой былую верность.
Женщины, прости за откровенность,
просто бабы... Грязные слова?
Это осень пачкает нале-
во-направо путаные мысли.
Мы ей в долг когда-нибудь зачислим
эту грязь и отпуск в феврале,
а пока попробуем дожить
до весны, сосулек и проталин.
Наш конец пока еще забавен
нам самим. Ты во всеобщей лжи
“от страстей эдиповых избавлен”,
слава богу. Потому греши
осторожней. Топки миражи
застарелых истин. Знаешь, зря
в жизни ничего не происходит.
Мир не судят по плохой погоде.
Липецк. Ночь. Шестое ноября.
Голая законченность в природе.
1996 г.


В этом скучном, профессиональном повествовании, в этой стиховой прозе есть очень много точных сентенций и деталей. Есть глубина и, пожалуй, беспощадность. Очень хороший рассказ в стихах. И есть не только "лирический герой", но и социальный автор.

----------------------------------------------------------

ВАЛЕРИЙ НОСУЛЕНКО АПОФИС «Пуговица»
http://www.stihi.ru/2010/02/11/8098  отборочный тур БЛК
         
Неплохо, что три комнаты у нас -
Ты в дальней на меня обиду прячешь
И, плача, увеличишь в сотни раз
Мою вину, потом переиначив -
Последние слова, движенья, взгляд,
Припомнишь все мои грехи на свете...
И вот уже кругом я виноват,
На всей твоей заплаканной планете.
       
А через час, когда весь мир в ружьё
Поставишь на меня идти войною,
Ты пуговицу к ватнику пришьёшь,
Чтоб я не мёрз в снегах на поле боя.


Снова романс. Песня. Почти патриотическая. Очень мило.

----------------------------------------------------------

ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ «Потому что жизнь»"
http://stihi.ru/2010/07/26/6902  отборочный тур БЛК
            
..это куда сложнее, но чересчур стара
привычка давать названия и рисовать картинки;
я - лишь недолгий звук; любимая и сестра,
зачем ты меня придумала, девочка-невидимка?
Девочка-невредимка, я никому и всем
раздаривался поспешно, боясь, что вот-вот погаснет
светлая эта нить, которая низачем,
нисколько и никому. Потому что она - лишь страсть; нет,
это куда сложней, но взгляд, обращённый внутрь,
он вечно себе находит, бог весть по каким законам,
точку перетекания утлых похмельных утр
в серебряный лёт снежинок, вращающий нас со стоном
сквозь нетерпенье дней и кажущийся разлад
друг с другом, с собой самими; под звёздами злого быта,
боже мой, сколько нужно сил, чтоб подняться над
попыткой понять и просто сказать, что вконец разбито
крохотное устройство, глупый шальной мотор,
которому с каждым годом всё более не хватает
грусти для расставаний: я всё ищу твой взор
во взглядах, доступных меньше, чем звёздных дождей вода; нет,
это куда сложнее, но в никаком году,
когда на твои ладони ветра опадут спокойно,
отзвуком неотступным вновь я к тебе приду:
зачем я тебя придумал немыслимою такой?.. Но
это куда сложнее...


Изящное послебродское стихотворение. Вполне магнетическое. С рок-рефреном "но это куда сложнее"...

----------------------------------------------------------

АЛЕКСАНДР РА 2 «Изобретение велосипеда»
http://www.stihi.ru/2010/12/16/7459  отборочный тур БЛК
         
А я сегодня изобрел велосипед.
Там две педали и фигня посередине.
На левой ручке, для солидности – будильник
(но не прикручен, только временно надет).
    
Таким изделием гордилась бы страна.
В нём много разных шестерёнок-семерёнок,
других штуковин – и попроще, и мудрёных
(уже не помню, если правда, нахрена).
         
Его колёса, как цепные вертела,
вращают Землю равномерно и упрямо,
и освещает он своими фонарями
весь белый свет. Точнее, тёмный – добела.
         
Такой красавец, хоть не ездит никуда
и для надежности  к стене прибит-привинчен –
как вертолёт у гениального Да Винчи:
чертёжик есть, а остальное – ерунда.
         
Настанет день, когда во мне добро и зло
займут места согласно купленным билетам,
труба вструбит, душа ответит флажолетом –
и сяду я в его бездонное седло,
         
и унесусь в седую даль, куда глаза
глядят безвылазно (уж лучше б не глядели)...
И как прекрасно, что к придуманной модели
я поленился присобачить тормоза.
          
Я не знаю, что сказать об этом тексте. И зачем его номинировали. Прекрасно, что стихотворец "поленился присобачить тормоза", отправившись "в седую даль".

----------------------------------------------------------

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Пётр»
http://www.stihi.ru/2012/10/18/5630  отборочный тур БЛК
         
Вот только что – их не было. И вдруг
они возникли – из-за поворота….
И некто, суетливый как паук,
кричал: «Да вот он! Поглядите – вот он!» –
      
указывая  пальцем на меня…
    
А сзади подошёл какой-то в чёрном,
шепнул: «Спокойно, ладно? Всё фигня,
всё хорошо, всё славно», – и проворно
за локоть взял.
    
Сквозь пыльные клубы
проклёвывалось утреннее солнце.
Кричал петух.
            
–  «Пойдём. Как ни люби –
а отрекаться все-таки придётся».


Очень крепко, мастерски сделанная вещь. Безупречная миниатюра, несмотря на рифму "солнце - придётся". Кажется, что это "главка" из цикла, в котором она значит нечто большее, чем отдельно.

----------------------------------------------------------

ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР «Груши на хохломском блюде»
http://www.stihi.ru/2013/01/01/3983  отборочный тур БЛК
         
Мы сидели на веранде,
мы неспешно ели груши,
ели, чавкали, за  ели
солнце заходило, за
ближний холм. Сказать по правде,
мне, болтливой рыжей вруше,
было стрёмно, как в купели,
было cool.  И за глаза
   
я скажу, что было вкусно,
топко, мягко, непротивно.
Но тебе –  не жди, ни слова!
Ем, молчу, смотрю закат.
Между письменной и устной –
эти груши. Груши дивны.
И чего же в них такого,
если ум мой, языкат
      
и треплив, когда не надо,
ловко складывает строки
в столбик, в стену, в небоскрёбы,
в город. В город – ни ногой.
Здесь у нас робинзонада.
Глянь, как груши желтобоки.
Здесь у нас любовь до гроба.
Правда, сладко, дорогой?
      
                31.10.2012


Это, скорее, мелодия, чем стихи.

----------------------------------------------------------

ВАСИЛЕНКО КСАНА «Кальвадос оставим»
http://www.stihi.ru/2012/01/10/6196  отборочный тур БЛК
         
…гашёной кайзеровской маркой
вцепиться в серый френч конверта:
- …как у Ремарка?
- У Ремарка
не о любви, о муке смертной
на тонкой ножке отреченья
от веры в призрачное «будет»,
от молока и от печенья
спокойных, довоенных будней.
Я никогда тебе, родная,
не подарю осенний ладан
цветов кладбищенских.
- Я знаю…
Но кальвадос оставим?
- Ладно…


"На тонкой ножке отреченья"... Манерно, многозначительно. Тревожно и волнительно...

----------------------------------------------------------

БРАТИСЛАВА «Когда оказалось…»
http://www.stihi.ru/2011/10/27/10484  отборочный тур БЛК
      
Когда оказалось, что в мире - четыре стены,
 Пейзаж за окном, потолок и немножечко пола, -
 Он начал раскрашивать темперой старые сны,
 И в будущем времени больше не ставил глаголы.
      
 Она приносила в застывший прокуренный мир
 Нелепые фрукты в цветастом шуршащем пакете,
 И Пирру во время чумы подавала кефир;
 И синее море шумело на грязном паркете -
 Затем, чтоб она, убежав по скрипучим волнам
 Обратно - за грань неподвижного, тесного мира,
 Гуляла по старым, раскрашенным бережно снам,
 Где нет ни паркета,
 ни фруктов,
 ни стен,
 ни кефира.


Ну, правда, хорошо. Жаль только, что ничего о Братиславе в этом умелом, стилизаторском стихотворении нет...

----------------------------------------------------------

ДАНИИЛ ВЕРЕТЕННИКОВ «Тихое»
http://stihi.ru/2012/12/12/10814  отборочный тур БЛК
      
...Сразу за поворотом белой Фонтанки к Ротам
странные ходят люди, ищут чего-то, ждут;
даже не скажут, что им, даже не спросят, кто ты, -
молча тебя обступят, под руки поведут.
      
И приведут под своды, за вековые стены,
в полуподвальный холод, в средневековый мрак.
Баба - коса и ямочки, платьице до колена -
встретит тебя, усадит рядом и скажет так:
      
"А на Седьмой на Роте люди живут в болоте;
голод, клопы да крысы заживо жрут людей.
А на Шестой на Роте, той, что стоит напротив,
косит людей чахотка - чёрной чумы лютей.
Дальше. На Пятой Роте дикий живет народец:
пьянство, ****ёж да драки - близко не подходи.
А на Четвёртой Роте всё поспокойней, вроде:
бьют с сожаленьем, грабят с крестиком на груди.
Дальше. На Третьей Роте люди живут вольготней;
там у стола сытнее и у печи теплей.
А на Второй на Роте - чистые подворотни,
кованые скамейки, шубы из соболей.
Ну а на Первой Роте - золото в позолоте;
возле дверей - лакеи. Мрамор! Столы в шелках!
    
Знай же: смиренье духа - шаг ко спасенью плоти," -
так тебе скажет баба с ямками на щеках.
      
Скажет - и удалится, мягко закроет двери.
Ты остаёшься. Каяться в чьей-то чужой вине.
Эхо шагов раздастся, словно в пустой пещере,
и растворится вскоре в каменной тишине.
      
А тишина такая, будто ещё немного,
и разразится взрывом, лишь догорит фитиль;
будто нервюры свода - щупальца осьминога -
сдавят тебя, как губку. Я изменяю стиль.
      
Между тобой и прошлым - занавесью фанерной -
неразрывнАя плоскость. Мейерова стена.
Можешь казаться храбрым. Можешь смеяться нервно:
только страшней от смеха вся эта тишина.
      
Каждому человеку место в своей квартире;
кайся теперь, что вздумал переступить порог,
ибо любой порядок, что существует в мире,
всё-таки есть порядок, как бы он ни был строг.
         
Сходятся строки улиц, строят свои кроссворды.
Ветры летят по Ротам, розовый снег клубя.
Не разомкнутся своды. (Не разомкнутся своды!)
Не разомкнутся руки, держащие тебя.


Лирический эпос. Снова стилизация. Добротная иллюстрация.

----------------------------------------------------------

АРСЕНИЙ КОВАЛИК «В подъезде тихо»
 http://www.stihi.ru/2013/02/04/2877  номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева
      
                Маленький окурок - этот вот -
                может сжечь огромный завод.
                В.В. Маяковский
         
В подъезде тихо, можно покурить,
поразмышлять о праздной дребедени,
смотреть в окно туда, где фонари
и светят, и отбрасывают тени.
               
Забралом лязгнет мусоропровод.
Предчувствуя насмешку злого рока,
дымящийся окурок – этот вот -
бросаю вниз без страха и упрека.


"Забралом лязгнет мусоропровод" - натужное, но почти точное сравнение. Ради этого и написаны два катрена.

----------------------------------------------------------

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Черендыб»
http://stihi.ru/2013/01/30/12402  номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева
      
Тебе до моих дел нет никакого дела.
Наверно, ты замуж вышла, может быть, родила,
Однако, в толк не возьму я, как тебе не надоело
Писать дурацкие письма и спрашивать, как дела.
      
Дела мои вовсе не плохи, купил набор черендыбов:
Чёрные, цвета маренго и даже цвета экрю,
Ещё приобрёл аквариум, там плавают разные рыбы,
И я, наблюдая за рыбами, сижу весь день и курю.
    
С тех пор, как тебя забыл я, прошло уже много месяцев.
Как тебя звали? Анюта? Или, быть может, Рахиль?
А ты мне всё пишешь письма, в которых несёшь околесицу.
Слова какие-то тусклые, похожие больше на пыль.
      
Неделя идёт за неделей, качаюсь в кресле-качалке я,
Сижу, уставясь в аквариум, кручу в руке черендыб,
И только время от времени читаю слова твои жалкие,
И только время от времени кормлю червяками рыб.


Взрослая, мудрая киноистория...

----------------------------------------------------------

ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Спичка»
http://www.stihi.ru/2005/12/22-845 номинатор Александр Молочников
      
Откроешь букварь - и возьмешь языка...
До Киева, ручки и точки
тебя доведёт он, но это пока
цветочки, цветочки, цветочки -
из тех, что растут на тетрадных полях,
как будто бы сами-с-усами...
А ягодки дальше. Доверчивый лях
и он же - отважный Сусанин,
бредёшь по лесам без царя в голове,
лелея душевную смуту,
отравленный верой, что в сорной траве
отыщешь, потрафив кому-то,
такую чернику, такие слова,
в такой заколдованной чаще,
что будет довольно промолвить: "халва" -
и воздух покажется слаще...
      
Однажды, от жажды, отрезанный от
тех мест, где нога человечья
прошла, в окружении топких болот,
где горечь мешается с речью,
не видя дороги, прошепчешь: "огонь"
и взвоешь: "вода!" - от ожога...
И можно поздравить тебя, эпигон
усталого Господа Бога.
    
Не божьи ли искры из глаз - в темноте,
когда ты поймешь, что исчезли
все те, кто был рядом с тобою, все те...
    
что дома, в обшарпанном кресле,
сгоревшую спичку сжимая в руке,
не хочешь ни лавра, ни лести...
      
...А время сквозь пальцы, подобно реке
течёт, оставаясь на месте.


"Горечь мешается с речью" - цепляет и остаётся от этого инерционного, версификационно мускулистого текста.

----------------------------------------------------------

КСЕНИЯ ГОЛУБ «Снежное нашествие»
http://stihi.ru/2012/12/18/7070  номинатор Юлия Елина
       
Тили-тили, трали-вали,
Трали-вали, тили-тили.
Заходили-забегали,
Забегали-заходили.
    
Воду пили, санки брали
Натоптали-наследили!
Лена с Витей, Коля с Валей
Забегали-заходили.
    
Мы на санках, мы на санках,
Пенопласте и картонках…
Сенька выйдет? Выйдет Санька?
А пустите с нами Томку!
      
Растрепучие косички,
Разлохмачие макушки,
Шапки-шубки-рукавички,
Строем валенки с опушкой!
      
Строем, строем, звонким строем,
Сквозь сугроб, шурша штанами,
Супер-крепость, крепость строим!
Кто без дела? Ну-ка, с нами!
       
С горки, с горки, с горки, с горки,
Задом, боком, на коленках.
Догоняй, вали Егорку,
Закидай снежками Ленку…
       
Повалялись, повизжали,
В море снежное ныряя,
Дружно Таньку провожали,
Чью-то шапку потеряли…
   
Трали-вали, тили-тили,
Тили-тили, трали-вали!
К вам еще не заходили?
Вас, случайно, не позвали?..


У меня нет вопросов к автору. Только к номинатору...

----------------------------------------------------------

АЛЕКС ИЗ ОСЕНИ «Третья Америка»
http://stihi.ru/2012/09/22/9805  номинатор Юлия Елина
      
Послушай, Клайд никогда бы не бросил Бонни.
Но не потому, что они как патроны в одной обойме,
Ключи в связке,
рассказы, собранные в одном томе,
Сходные по мелкотертости пигмента краски.
Нет, нет и нет.
Просто им повезло вместе сыграть в игру:
"Нас не догонят".
С этой минуты они стали ближе,
чем актеры театра,
Одевающие по очереди одну маску.
   
Знаешь, Бонни ни за что не родила бы от Клайда,
Даже если бы им повезло добежать до Клондайка
И там укрыться,
Сменив имена, привычки
и выражения лиц,
Как меняют одежду в преддверии карнавала.
    
Говорят, есть любовь для которой обеих Америк - вульгарно мало.
Только Господь не придумал третьей Америки,
С по-настоящему честным небом,
ясными звездами,
бескрайней прерией,
Где могли бы жить долго такие как Клайд и Бонни,
      
Никогда не оскверняя оружьем своих ладоней.


Молодец автор. Видно, что ему нравится играть в такую поэзию.

----------------------------------------------------------

МАКСИМ ОЛЕГОВИЧ "Конец света не наступил!"
http://stihi.ru/2012/12/27/7122 номинатор Сергей Фаустов
         
Конец света из-за того не наступил,
Что род людской недостаточно бед натворил.
К тому же часть человечества в добро верит,
И этого никакой апокалипсис не изменит.
А ещё на Земле немало сохранилось дикой природы,
Красоту которой не успели испортить представители людского рода.
Поэтому,пока леса в Амазонии зеленеют,
И тайга Сибири и Канады не слишком быстро редеет,
Почти всё человечество в полной беспечности млеет.


Стилизация-реконструкция виршей неизвестного современника Кантемира. Возможно, это демонстрация игровой стратегии.

----------------------------------------------------------

КОНСТАНТИН НИКИТЕНКО "Карибский кризис"
http://stihi.ru/2013/02/13/9891 номинатор Сергей Фаустов
      
Карибский кризис нынче вспомнил,
Который помнить вряд ли мог,
И душу ужас мне заполнил,
Хоть было жарко - я продрог.
Какая страшная эпоха
Предстала ясностью в глазах,
Нет, это вам не пуд гороха,
Который съели впопыхах.
Мне мысль пришла не старой сводкой,
Не от наивной простоты,
А лишь когда подводной лодкой
Из ванной вынырнула ты.


Рассмеяться не получилось...

----------------------------------------------------------

ДМИТРИЙ УНЖАКОВ «Нарисованные домики»
http://www.stihi.ru/2012/11/13/9394  номинатор Ирина Зиновьевна
      
Нарисованные домики
отодвинуть ночь пытаются…
Проживающие гномики
мандаринами питаются.
      
И пока они питаются,
время в косы заплетается,
зависает и не движется,
а в окошке кошка лижется.
      
И пока она там нежится,
мандаринкой месяц режется –
переулкам адресованный,
зреет месяц нарисованный.
    
И пока он проясняется
под опекой строгой кошкиной,
смерть сама себя стесняется
возле домиков с окошками.


Хорошая песенка...

----------------------------------------------------------

ДАРЬЯ СЕРЕНКО «Ужин»
http://www.stihi.ru/2013/01/17/2418  номинатор Егор Мирный
      
семейный ужин, фаршированный хрусталь,
у женщин жирная помада на устах,
все улыбаются, уместен разговор,
на улице пустили фейерверк,
все вздрогнули, ощерились на миг,
зато потом как громко рассмеялись.
       
передавалось мясо острое, вино,
сыры, оливки, черно-белый виноград,
фужеры таяли во рту, хозяин рад,
хозяйка рада, детям всё равно,
и гости прямо все как на подбор,
глядятся в зеркальца, уместен разговор.
       
поговорили о французском языке,
о музыке, о здравии супругов,
о детских шалостях, о маленьких испугах,
о том, как жизнь летит, а все они
еще так молоды, так рады за друг друга.
      
но нет часов в гостиной, двери нет,
искусно нарисовано окно,
всех клонит в сон и снится странное родство:
никто не сможет встать из-за стола,
ведь под столом они - едино существо,
а над столом - жизнь каждого была.
и падают из рук приборы, зеркальца,
на женщинах, мужчинах нет лица.


Прям, Пригов какой-то в финале или ранний Заболоцкий...

----------------------------------------------------------

АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ «Глиняное солнце»
http://www.stihi.ru/2011/05/30/7334  номинатор Егор Мирный
         
Глиняное солнце,
фарфоровая луна -
ЗАО "Поэт-консорциум",
директор - Сатана.
Директор даёт франшизу
на стих - и считает роялти,
а вы - по привычке - снизу
директора матом кроете.
Проверьте, либо
поверьте:
жизнь - верлибр,
рифмы в ней нет и не может быть,
кто-то поймает другую-третью -
и рухнет, обезвоженный.
Кто-то директору бросит перчатку,
большая часть побоится -
и вытянутся - кукурузными початками -
лица.
А лица цвета редиски
считают риски.
Изобрести "перпетуум
мобиле" сможет один на миллиард -
а тот возьмёт и поленится.
Лишь ухмыльнётся играющий планетами
в бильярд
владелец вселенской поленницы.
Он из полена выточит кий -
и ныне, и присно -
укажет зарвавшимся за буйки
на пристань.


Ученическое-футуристическое...

----------------------------------------------------------

СТРАН-НИК ***
http://www.stihi.ru/2013/01/01/2072 квота Главной редакции
         
она свои пророчества рекла
там, где река молочная текла
      
когда ей память выстужало ветром
она пустые хлебные тела
из белоснежной замети пекла
и на лазурном берегу бессмертном
до светопреставленья берегла
      
в бездонном лоне тлела пустота
а в пустоте – стыдливая звезда
       
и робкие желанья, как стрекозы 
звенели, улетая в никуда
лес шелестел прозрачный, как слюда
и по щекам её катились слёзы
горячие - под скорлупою льда
                ___
    
но он не знал и брёл через века
и пламенели в небе облака
и странные звенящие стрекозы
сгорали, прилетев издалека
       
он отворачивал своё лицо
чтоб не пугать адептов и глупцов
и обжигающей бесплотной дланью
бросал пески к подножиям дворцов
       
он ткань пространства на мгновенья рвал
он был звучащий огненный кимвал
который над иссохшейся пустыней
слова первопричинные ковал
                ___
      
она - любви, он вечности алкал
две половинки сломанных лекал
две ипостаси странного единства
два воплощенья вечных двух начал


Произвольное, постобериутское письмо. На трещинах и разломах мерцает подлинное именно что языковое переживание.

----------------------------------------------------------

КАДАЙ «ночные стихи»
http://www.stihi.ru/2010/02/13/3881  квота Главной редакции
       
Хмурый рассвет по холодному гулкому кафелю
Каждое утро (и вот уже несколько лет)
По расписанью в мою одиночную камеру
Молча заходит и гасит искусственный свет.
      
Личный досмотр. И снова знакомый резиновый
Запах перчаток. По сонному телу они,
Не фокусируясь, чертят привычные линии.
Дезинфицируют и притупляют мечты.
      
Я обнимаю себя за колени, и тусклая
Вяло пульсирует мысль «за какие грехи?».
Неодобрительно хмурясь, в пакеты для мусора
С пола рассвет собирает ночные стихи


Трогательная романтическая зарисовка с плохими рифмами...

----------------------------------------------------------

ЛАДА МИЛЛЕР «Когда человек смеется»
http://www.stihi.ru/2011/02/26/10346  квота Главной редакции
         
Очнёмся -  темно и рано. Откроем на небе свет.
Поставим на стол стаканы, да силы на радость нет.
Когда человек... Непросто - решиться: Теперь - пора.
Покатимся, как напёрстки, в шершавый пролом двора,
Из сумрачного ,,всё в прошлом,, -  в ошибку и кутeрьму,
Где осень мешает ложкой распаренную хурму,
Где листья глотают ямы, где ветер летит в плаще,
Где дворник еще не пьяный, а праздничный и вообще.
         
Когда человек смеется... Ты знаешь, я даже рад,
Что все холоднее солнце (зато беззаботней взгляд).
Из окон - то брань, то Шнитке, то юшка, то контрабас.
Оглянемся на пожитки, взлетим и ...помилуй нас!


Хорошее стихотворение откуда-то из семидесятых...

----------------------------------------------------------

АНДРЕЙ ПШЕНКО «В этом городе»
http://www.stihi.ru/2012/12/02/5035 номинатор Виноградова Евленья
      
В этом городе просто.... фонарь - аптека
Анальгин зимы - и не стало боли
Город болен чужим двадцать первым веком
О котором нам промолчали в школе...
      
Только вновь за углом ждёт тебя извозчик...
Происходят снова смешные вещи -
От того, что расскажешь - не станет проще
Если вдруг заплачешь - не станет легче
 
*****
   
Ходит-бродит баркас  умирая, глупый
От любви... 
Не зная куда причалить
И ветрами балтийскими дует в трубы
Выдувая нахрен мои печали
      
Ночь приходит зимой по-другому белой
Обрекая день на "опять короче"
    
Мало времени, чтобы сказать успел я
Все слова тебе
И прибавить "очень"


Размашистый, вторичный, хулигански тоскующий и необязательный бесконечно длящийся монолог...

----------------------------------------------------------

МАРИ-ША «Новый шарфик для Лося»
http://www.stihi.ru/2013/01/17/3016 номинатор Виноградова Евленья
      
"Мне  Барби нянчить не довелось.
А  самой милой была  когда-то
одна игрушка – тряпичный Лось,
набитый серой комкастой ватой.
      
Сама  как кукла, шаги легки,
Кудряшки вьются...я на  прогулке
могла подолгу играть в снежки,
носиться с Лосем  по переулку.
      
Тогда в порыве невинной лжи,
чтоб дочь заставить игру забросить,
твердила мама, мол, Лось дрожит,
мол, на морозе опасно Лосю.
      
И я покорно шагала в дом,
чуть-чуть поникнув под важной ношей:
не я замёрзла, а  дело в том,
что друга Лося в беде не брошу!
      
В семье преданье еще свежо,
как я однажды, сопя с натуги,
"спилила" с юбки большим ножом
 красивый, в клетку, лоскут – для друга.
         
А  юбку  мамы – обратно в шкаф.
Потом, наутро, врала безбожно.
Зато у  Лося  был  тёплый  шарф –
чуть-чуть неровный, зато  надёжный
    
и ...",
        – побасёнку прервать пришлось,
Остановившись на полуслове.
Сопит дочурка. И дремлет  Лось
в цветных заплатках и шарфе. Новом.
      
Упряма дочка, совсем как мать!
Сжимает губки и морщит носик.
Да бог с ней, с юбкой... Чего вздыхать...
Для нас  важнее здоровье  Лося.


Прозрачный дидактический с претензией на умилённость стихорассказик.

----------------------------------------------------------

КАРАБИСТР «система-сплит»
http://www.stihi.ru/2010/02/12/8419 номинатор Ирина Зиновьевна
         
алюминиевой кружки
потемневшие бока
запах спирта, ворох стружки
строгость линий верстака
       
обозначив перспективу
как учили – на троих
ладят плотники стропила
неба ткань перекроив
      
красным яблоком заката
чёрным яблоком земли
травят понтия пилата
в недрах плотницкой крови
      
сколько б ни было – а было
меру высверлит душа
выше, плотники, стропила
жизнь и вправду – хороша


Бодро. От Пастернака до Вознесенского...

----------------------------------------------------------

МАЙК ЗИНОВКИН «Два билета на Бетельгейзе»
http://stihi.ru/2011/04/19/1833 номинатор Владислав Сергеев
          
В день, когда меня перестанут узнавать зеркала и рюмки,
Отворачиваясь брезгливо, опрокидываясь не в рот,
Я достану из-под дивана – из потрёпанной жизнью сумки –
Два билета на Бетельгейзе и игрушечный луноход.
      
Ты мечтала поехать в Сызрань или, может быть, на Мальорку…
Уговаривать бесполезно. Гладко выбрит, шершаво хмур,
Соберу в полчаса манатки, словно знал, что меня вдруг торкнет.
И отправлюсь на остановку – ждать маршрутку на Байконур.
       
Ближе к вечеру, весь промокший, я вернусь под родные окна.
Ты сломаешься – молча впустишь, разогреешь вчерашний суп.
Но игрушечный луноход мой будет тут же в сердцах растоптан,
И ромашки с ближайшей клумбы положения не спасут.
      
И придётся до самой смерти мне ночами грустить на небо
Без возможности окунуться в атмосферы чужих планет.
Я летал уже дважды раньше: к Фомальгауту и Денебу,
Так что больше – ты точно знаешь – луноходов в запасе нет.


Мне кажется, что зеркала и рюмки давно уже перестали узнавать людей, особенно стихотворцев...

----------------------------------------------------------

АМАРО «восемнадцатого одиннадцатого десятого»
http://www.stihi.ru/2012/06/19/7000   номинатор Александр Молочников
         
В мой сон с утра неслышно входит кот
подшёрсток - пепел,
шерсть - зола и сажа
он тут хозяин,
я  - почти никто
но я кормлю и значит тоже важен
      
Упав в ногах,
выказывает лень
нахальный, томный,
полосатый, праздный
бесстыдно лижет тонкий красный член
с пренебрежением к человечьим расам
      
Потом восходит важно
на живот
и когти мне впивает сволочь в кожу
но и под пыткой этой ножевой
его люблю сильней всех прочих кошек
      
Мы нежимся обнявшись и мурча
то по-кошачьи,
то по-человечьи
и силою своих котовых чар
меня он привораживает, лечит...
      
Я просыпаюсь - комната пуста
давно кота отсюда время вычло
он на кошачьих, верно, небесах
дугой гнет спину, 
солнечно мурлыча
      
А я опять пересыпаю прах
случившегося,
тот осенний вечер,
как уносил из дома на руках
уже не друга - неживое нечто
          
И пеленал его и хоронил
и пялилось зрачком потухшим небо
на то, как вечер - босх иероним
закрашивал кота
землей и снегом


Жалко кота...

----------------------------------------------------------

ЙЕГРЕС ВОКАШУ «он и она»
http://www.stihi.ru/2013/01/29/7900 номинатор Владислав Сергеев
    
настало время, он пришёл.
спокоен внешне, отрешён.
видать совсем нехорошо.
а в чём причина?
печаль, тоска, судьбы печать?
стоял, не знал с чего начать.
привык раздумывать, молчать
велеречиво.
      
присел на землю, закурил.
дымок опаловой зари
втянул в себя, заговорил,
начав с начала.
о том, как жил… родился, рос…
не докучал тщетою просьб.
он был естественен и прост.
она молчала.
      
язык людей ужасно сух.
читала мысли, жесты рук,
слова несказанные вслух,
души движенье.
чтоб различимые едва
из глубины, из естества
текли осмысленно слова,
без искажений.
         
он разговаривал с водой
и опускал в неё ладонь.
старик ли, парень молодой,
безумный кто-то?
потом затих. в душе покой.
туман струится над рекой,
а день рождается такой,
что жить охота…


Под гитару, наверное, неплохо...
         
==========================================================

И теперь десятка лучших. Получилась восьмёрка.
      
МИХАИЛ ЗАМЯТИН «Тень снега»
http://www.stihi.ru/2013/01/19/843  отборочный тур БЛК
       
СВОБОДНАЯ ПОЧТИ «просто дыши»
http://www.stihi.ru/2013/01/28/7315  отборочный тур БЛК
         
ГЕННАДИЙ РУДНЕВ «Письмо сыну»
http://stihi.ru/2009/10/18/3522  отборочный тур БЛК
          
ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ «Потому что жизнь»"
http://stihi.ru/2010/07/26/6902  отборочный тур БЛК
         
АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Пётр»
http://www.stihi.ru/2012/10/18/5630  отборочный тур БЛК
         
БРАТИСЛАВА «Когда оказалось…»
http://www.stihi.ru/2011/10/27/10484  отборочный тур БЛК
         
ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Спичка»
http://www.stihi.ru/2005/12/22-845 номинатор Александр Молочников

СТРАН-НИК ***
http://www.stihi.ru/2013/01/01/2072 квота Главной редакции