Выра

Иосиф Бобровицкий
   (заключительная глава путешествия из Москвы в Санкт-Петербург)


      В продолжение путешествия нам нигде так и не удалось увидеть хотя бы останки почтовой станции XVIII – XIX веков. Я не могу категорически утверждать, что между Москвой и Санкт-Петербургом не сохранилось строений бывших почтовых станций, так как ряд населенных пунктов, где они прежде располагались, мы оставили в стороне (Ежелбицы, Зайцево, Крестьцы, Бронницы), но в отличие от путевых дворцов, почтовые станции, по большей части, представляли деревянные строения, которые за полтора века либо сгорели, либо сгнили. Так почтовая станция в Пешках успела исчезнуть за время между путешествием Радищева и путешествием, описанным Пушкиным.
       Готовясь к заключительному этапу нашего путешествия, мне удалось с помощью интернета выйти на список сохранившихся почтовых станций: Выра, Каськово, Кипень, Ополье, Чирковицы (среди них не было ни одной из тех, что дали название главам «Путешествия» А.Н.Радищева). Ближе всех к трассе нашего путешествия лежала почтовая станция Выра.
         О почтовой станции Выра в интернете была подробная информация (вплоть до путей проезда и времени работы). Там сообщалось также, что в здании бывшей почтовой станции  уже более 30 лет размещается первый в России музей литературного героя – Самсона Вырина, пушкинского станционного смотрителя.
         Добравшись на электричке до станции Сиверская к 10 часам (музей открывался в 11), я первым делом поспешил к расписанию, чтобы уточнить время отъезда электрички на Питер, за что был вознагражден семикилометровой прогулкой, так как расписание автобусов  согласовано с расписанием электричек, и все автобусы до Выры успели уйти, пока, я разглядывал расписание. Следующий автобус до Выры должен был отправиться через час с лишним к приходу очередной электрички, поэтому я не стал его дожидаться, и отправился к Выре пешком вдоль шоссе.
       Шоссе довольно извилистое, поэтому на одном из поворотов я решил спрямить путь по лесной тропе. Тропа вывела меня к памятнику – самолет Ил-18, навечно прикованный к земле. Рядом с самолетом две мемориальные таблицы: на одной надпись о летчиках, защищавших Ленинградское небо, на второй сообщается, что в Сиверском гарнизоне проходил службу космонавт № 2 – Герман Титов.
        Иду ходко, преодолеваю 1 километр за 8-9 минут. Идти без рюкзака, (а весь мой груз состоит из блокнота, шариковой ручки и фотоаппарата) одно удовольствие. Единственное, что раздражает, - это вездесущий запах скатола. Сначала я грешил на крестьянские хозяйства или где-то спрятавшуюся свиноферму, но когда и Сиверская и Межно остались позади, и я вышел в обширное поле, то я понял, что такую загазованность может дать только какое-то производство. Мне так и не удалось выяснить, что это за производство, ибо местные жители, похоже, принюхались, а Луга, где расположен завод производства белковой оболочки для колбасных изделий, удалена от Сиверской на значительное расстояние.
      Выра появилась совсем неожиданно, так как я рассчитывал на 9км прогулки (такую перспективу мне нарисовали на станции), а оказалось только 7км.
     Я выскочил на перекресток шоссе Санкт-Петербург – Псков. Рядом с перекрестком стоит трактир «У Самсона Вырина». Хотя у Пушкина в его «Станционном смотрителе» ни слова не сказано о том, что Самсон Вырин держал придорожный трактир, предприимчивый бизнесмен спекулирует на имени пушкинского героя, да и место бойкое – рядом с трактиром паркуется с десяток легковых автомобилей.
       Совсем недалеко от трактира в сторону Санкт-Петербурга полосатый верстовой столб, переносящий в XIX век, но никаких надписей о расстоянии до Санкт-Петербурга и Пскова, как красочно сообщалось в интернете, на нем нет. Возможно, такие надписи когда-то и были, но их убрали по «стратегическим соображениям», или кто-то их придумал для красного словца. За время путешествия нам не раз приходилось убеждаться, как быстро устаревает информация: исчезли пушкинские строки на надгробье А.П.Керн, перенесена из Детинца в Хутынский монастырь могила Г.Р.Державина.
       Рядом с верстовым столбом небольшая часовенка, а напротив их строения почтовой станции. Почтовая станция – это целый комплекс строений, расположенных по сторонам квадрата: сторона, выходящая непосредственно к тракту – это два кирпичных одноэтажных домика, соединенных кирпичным забором с калиткой и воротами, в глубине к этим домикам примыкают каретный сарай, амбар, кузница; в центре мощеного двора – колодец и коновязи, за ними возвышается пожарная каланча. Пройдя через калитку на территорию музея, вы попадаете в XIX столетие, ничто не выдает наше время, ни вездесущая электропроводка, ни бесполезные предупреждения «не сорить», а истертый от долгой службы булыжник, найденный под напластованиями времени, подтверждает подлинность всего увиденного.
     Экспозиция музея «домик станционного смотрителя» размещена в северном флигеле под одной крышей с помещением для проезжающих. В помещении, где проезжающие коратали время за самоваром или чаркой водки в ожидании свежих лошадей, вывешены «высочайше утвержденные» правила: «Какому чину и поскольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных», «О прогонных деньгах». Здесь воспроизведено скромное убранство почтовой станции: стол смотрителя с книгой для записи подорожных, лавки и диваны для проезжающих, их дорожные сундуки и шкатулки.
     На столе смотрителя бронзовый подсвечник с гусиным пером и копия подорожной А.С.Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…»
     Всего А.С.Пушкин останавливался в Выре не менее 13 раз, направляясь из Санкт-Петербурга в Михайловское или возвращаясь оттуда. Здесь, вероятно, он и услышал рассказ, воспроизведенный им в «Станционном смотрителе».
      Рядом с помещением для проезжающих комната станционного смотрителя и комната Дуняши за перегородкой, в которых каждый штрих цитирует Пушкина: сундук для приданного, столик для рукоделья, горшки с бальзамином, портреты отца, ротмистра Минского и самой Дуняши.
     Хотя музей был задуман как музей литературного героя и официально называется «Музей станционного смотрителя», экспозиция его шире – музей знакомит нас с историей почтово-дорожного быта первой половины XIX века. Тут представлены подлинные предметы того времени: лошадиная сбруя, дуги, утварь, вплоть до приспособления для колки сахарных голов. Все эти предметы были принесены в музей местными жителями Выры и окрестных деревень.
    В южном флигеле, в бывшем здании почты размещена экспозиция дальнейшего развития почтового ведомства в России: здесь и первые российские марки, и телеграфный аппарат Морзе, и телефонная трубка Белла. В завершении экскурсии экскурсовод предлагает всем желающим проставить штемпель Выры на приобретенный вами красочный буклет о музее. Штемпель этот подлинный, он был найден на огороде одним из жителей села.
     Здания почтовой станции сохранилось по целому ряду причин: во-первых, построены они были позже других, в начале XIX века, когда почтовая станция из соседнего села Рождествена была перенесена в Выру (перенос станции проводился под непосредственным руководством Федора Рылеева – отца декабриста); во-вторых, оба флигеля были построены из кирпича; в-третьих, вплоть до конца 70-х годов XIX века она использовалась по прямому назначению, когда в других направлениях были уже проложены железные дороги.
    В дальнейшем здесь было пожарное депо (тогда и была построена каланча), а затем почтовое отделение.
    В советское время, вплоть до 1941 года здесь находилась школа, а в годы оккупации фашисты разместили в этих зданиях концентрационный лагерь, где до отправки в Мообит был заточен Муса Джалиль.
     Так фантастически история переплела здесь имена Рылеева, Самсона Вырина, Пушкина и Мусы Джалиля.
     Присоединившись к экскурсии школьников в здании почты с конторкой почтаря и портретом императора Николая II, я долго изучал подробную карту Европейской части России конца XIX века, но Званки я не нашел и на ней.
Выйдя из здания почты, я столкнулся с тремя посетителями музея, опоздавшими на экскурсию. От них я узнал, что в соседнем селе Рождествено находилось имение В.В.Набокова, и сейчас там ведутся работы по реставрации дома Набоковых и организации в нем музея.
Поскольку они приехали в Выру на машине, то могут подвезти меня в Рождествено после осмотра музея в Выре.
        Я решил использовать время ожидания их на обед в трактире «У Самсона Вырина». Интерьеры трактира вряд ли соответствуют XIX веку, даже «ъ» в слове «трактир» забыли поставить. Деревянные столы, деревянные ложки, глиняные горшки – все это стилизовано под старину, а вот меню, отпечатанное на принтере, в эту стилизацию явно не вписывается, хотя перечень блюд и можно отнести к традиционной русской кухне. Я выбрал сборную солянку (для сравнения с той, что мы с Володей ели в Спасской Полисти), блинчики с медом и свежей брусникой и брусничный морс.
       Морс принесли сразу, солянку и блинчики пришлось подождать.
Истекая слюной, я с благодарностью вспоминал демократический принцип самообслуживания и пушкинские строки «боюсь, брусничная вода мне б не наделала вреда». Наконец подали солянку в глиняном горшке с краюхой ржаного хлеба местной выпечки. Солянка была горячей и ничуть не уступала «спасской», но когда я с нею покончил, блинчики еще пеклись. И тут в трактир вошла Людмила Васильевна и сказала, что пора ехать в Рождествено. Я был готов отказаться от блинчиков, и направился  к стойке с тем, чтобы расплатиться, но в это время принесли блинчики, которые я моментально проглотил, запивая брусничным морсом.
       Набоковский дом в Рождествено был в лесах – шла реставрация.
На входе висело объявление о размещении в здании выставки какого-то малоизвестного местного художника, никакой же экспозиции о жизни и творчестве В.В.Набокова в музее  пока нет, поэтому мы отказались от посещения здания. Мы обошли его, полюбовались вековыми дубами и лиственницами, разливом подпруженного Оредежа и красно-синей церковью в обрамлении золотой листвы бабьего лета на другом берегу реки. Сделав пару кадров фото, мы покинули Рождествено.
      Оказалось, что мои благодетели – питерцы, но в Выру они приехали из Вырицы, где отдыхают на даче. Дорога на Вырицу проходит по тому самому шоссе, по которому я шел от Сиверской, и им ничего не стоило меня туда подбросить. Однако обед в трактире и осмотр Рождествена отняли достаточно времени, так что электричка с отправлением от Сиверской на Балтийский вокзал в 13часов 54 минуты успела уйти, а следующую электричку я не записал, поэтому решил ехать с ними до Вырицы, откуда электрички ходят до Витебского вокзала через Павловск и Детское село, где мы побывали накануне.
       В Вырице мои новые знакомые показали мне местные достопримечательности – Вырицкую церковь и часовню Серафима Вырицкого, где хранятся его мощи. Церковь построена в начале XX века в стиле древнерусских храмов без единого гвоздя. Она стоит в центре дачного поселка, утопающего в сосновом лесу, так что  запах сосны перебивает запах ладана.
Я едва успел взять билет, как подошла электричка, на которой я без особых приключений добрался до метро в Купчине.