США. Нью-Йорк. Карнеги-Холл. 1939 год

Анатоль Лутен
На Международном конгрессе по биологической физике и биологической космологии был зачитан доклад Чижевского «О влиянии солнечной активности на биологические процессы». Сам автор не смог приехать на конгресс, как он написал, по этическим причинам. На самом деле его не выпустило советское правительство, как не выпустило обратно в Лондон опрометчиво приехавшего в Россию по делам известного физика Петра Капицу. А он был членом  Лондонского Королевского Общества и работал в лаборатории Резерфорда. Капица даже просил Резерфорда и Альберта Эйнштейна воздействовать на советское правительство, но выбраться из ловушки так и не смог. Чижевский понимал, что он тоже в клетке и его никогда не отпустят за границу.
          Доклад вызвал огромный интерес. Оргкомитет конгресса отметил:
«Тот факт, что жизнь биосферы Земли зависит от солнечных явлений, давно является трюизмом. Но впервые профессор Чижевский показал степень этой зависимости и ее интимную глубину. В этом заключается его громадная заслуга. Он раскрыл механизмы, тщательно скрываемые природой, показав, что живая клетка является тончайшим и избирательным резонатором для определенных корпускулярных и электромагнитных процессов внешней среды. Эти фундаментальные труды профессора Чижевского чреваты огромными практическими последствиями, значение которых для медицины в настоящее время трудно даже предвидеть».
         Оргкомитет не ограничился этим заявлением. В меморандуме председатель оргкомитета предложил написать:
«В лице профессора Чижевского мы, бесспорно, имеем одного из гениальных натуралистов всех времен, который достоин занять почетное место в Пантеоне человеческой мысли наравне с великими представителями естествознания. Для полной характеристики этого замечательного человека остается еще добавить, что он является также выдающимся художником и утонченным поэтом-философом, олицетворяя для нас, живущих в XX веке, монументальную личность Леонардо да Винчи.
         Оргкомитет обратился в Нобелевский комитет Шведской Академии Наук с предложением присудить нобелевскую премию советскому ученому Чижевскому Александру Леонидовичу.
Чижевского потрясла эта новость. Это был триумф, которого он ожидал столько лет. Но он знал, что нобелевской премии он не получит. Советское правительство не разрешило ему получать эту буржуазную премию. Чижевский написал отказ от выдвижения на нобелевскую премию, заявив, что перед ним стоят творческие задачи, от которых ему не хотелось бы отрываться.