Гл. 11. Гусеницы Зиг-Заг и Соя-Сысоя. Развивайся с

Вера Линькова 2
(Развивайся с птицей БУ!)
                Парные согласные
 
(продолжение)
 
    Возвращаясь домой, птица Бу снова пролетала над Водопадом-Звукопадом. Она опустилась пониже и увидела, как из него выползли две огромные гусеницы. Одна из них была вся зелёная с зелёными глазами. На спине ее красовалась надпись: "Зиг-3аг". По бокам гусеницы вместо узоров светились окошечки, из которых выглядывали буквы. Буквы в  окошках зелёной гусеницы весело позвякивали.
    - Зиг-Заг, - представилась гусеница удивленной птице Бу. - Так меня зовут. И вообще я битком набита звонкими звуками. Они катаются на мне, как на трамвае...
    Откланявшись, зелёная гусеница поехала по острову, который чуть покачивался на волнах Волшебного водопада. В такт её движениям звуки в окошках запрыгали и запели:

    Едут, едут звуки, звуки,
    Из окошек тянут руки.

    Песенку подхватили пассажиры голубой гусеницы, на ворсистой спинке которой было написано: "Соя-Сысоя".

    Звуки звонкие, глухие,
    Звуки парные такие.

    - Пора сделать остановочку! - разом сказали обе гусеницы, поравнявшись на центре островка.
    - Будем знакомиться! - протянули друг другу руки буковки из первых окошек, которые находились в голове своего необычного транспорта. - Кажется, мы
вполне подходящая парочка.
    Буковка «Б(э)» выглянула из окошка звонкой гусеницы, а буковка «П(э)» потянулась к ней из окошка своей глухой гусеницы. Звуки, наряженные в свои буквенные одёжки, начали настоящее представление:

   « Б(э)» протянет руку «П(э)».
    - Как живете, тётя «П(э)»? -
    «П(э)» глухая, «П(э)» не слышит,
   « П(э)» на «Б(э)» сердито дышит.
    «Б(э)» за это «П(э)» ругает:
    - «П(э)» такая, «П(э)» сякая,
     « П(э)» - тетерюшка глухая!

    - Застоялись уже! - закричала Зиг-Заг,
    - Хватит! Поехали! - поддержала её Соя-Сысоя.
    Гусеницы покачнулись и, плавно изгибаясь, стронулись с места. Буковки, подпрыгивая в своих окошках, снова запели:

    Едут, едут звуки, звуки,
    Из окошек тянут руки.
    Звуки звонкие, глухие,
    Звуки парные такие!

    - Всё. Остановочка! - затормозила Соя-Сысоя.
    - Наездились уже, накатались! Так износиться можно! - поддержала свою приятельницу Зиг-Заг и громко затормозила на скрипучем песке.
    Следующая парочка звуков высунулась из окошечек и стала знакомиться. Остальные звуки разыгрывали представленье:

    «Д(э)» протянет руку «Т(э)»:
    - Как живете, тётя «Т(э)»?
    «Т(э)» - глухая, «Т(э)» не слышит.
    «Т(э)» на «Д(э)» сердито дышит.
    «Д(э)» за это «Т(э)» ругает:
    - «Т(э)» такая, «Т(э)» сякая,
    «Т(э)» - тетерюшка глухая!

    Гусеницы были так непоседливы, что не могли стоять на месте больше минуточки. Они снова заворчали, заворочались и поехали по острову.
    - У меня забрызганные перья обсыхают, - сказала птица Бу кружащему над Водопадом ветру.
    - Ещё бы! - подмигнул ей ветер. - От их шума моя сила увеличивается. А твои крылья становятся легче...
    Пока они разговаривали, гусеницы сделали еще четыре круга по острову, дав возможность познакомиться еще четырём парочкам звонких и глухих согласных.
Птица уже свободно размахивала крыльями и легко поднималась над водопадом, когда из хвостовых окошек гусениц-трамвайчиков выглянули последние непарные согласные. Над брызгами Волшебного водопада разлеталось их прощальное представление:

    Гусеницы включат фары.
    Кто останется без пары?
    Среди звонких, например,
    Буковки «эЛЬ, эМ, эН, эР».
    А среди глухих - пока –
    «Цэ, Че, Ща и буква Xа».

    Когда птица Бу поднялась совсем  высоко, гусеницы-трамвайчики стали маленькими и незаметно растворились в водах Водопада-Звукопада.

Птичья страничка

    1. Как звали гусеничек в этой главке? Правильно, Зиг-Заг и Соя-Сысоя. В гусеничке Зиг-Заг ехали ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, а в Сое-Сысое - ГЛУХИЕ.
    Мы пока не знаем, как пишутся все СОГЛАСНЫЕ, поэтому сегодня будем работать устно. Ты будешь учиться различать ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ согласные на слух. В каждой гусеничке ехало по 6 ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ и по 4 непарных.
    2. Начинаем работать. Вот парочка звуков: «Б-П». Произнеси каждый звук по отдельности. Какой из них ЗВОНКО звучит, а какой ГЛУХО?
    Значит, буква «Б(э)» - звонкая согласная, а «П(э)» - глухая.
   « Д-Т». Произнеси! Какой звук звонче, какой глуше?
    Значит, «Д(э)» - ЗВОНКАЯ согласная буква, а «Т(э)» - ГЛУХАЯ. «В – Ф». Какой звук ЗВОНКИЙ? Какой ГЛУХОЙ? Ж-Ш. Г-К. В-Ф.
    3. Помнишь, в хвосте каждой гусенички было окошко, из которого выглядывало сразу 4 буквы. Ни у одной из них нет парочки, поэтому они НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
    Произнеси чисто звуки: «Л М Н Р». Звонко звучит или глухо?
    Произнеси чисто звуки: «Ц Ч Щ X». Это глухие согласные. Повторим еще несколько раз, чтобы запомнить. Произносим звук «Б»! Убираем голосок, и получается – «П»!