Кремль. Кабинет Сталина. 26 марта 1943 года

Анатоль Лутен
        Сталин, сидя за столом, внимательно читал сводки с фронтов. Донесения не радовали Главнокомандующего. Германские войска, осуществляя реванш за поражение под Сталинградом, начали мощное наступление под Курском с применением танковой армады. Это серьезная операция фашистов становится большим испытанием для нашей армии. Вражеская армия не потеряла боевого духа. Борьба с противником будет трудной.
         Поскребышев незаметно вошел в кабинет.
 -   Товарищ Сталин. Берия ждет в приемной.   
 -   Пусть вайдет.
 -   Здравствуй, Коба. Я привел самозванца, как ты приказал. Он  говорит на   странном русском языке. Со мной переводчик с итальянского.
        Сталин непроизвольно встал, когда Леонардо переступил порог кабинета. Вождь не ожидал увидеть человека в старинной одежде. И еще  его поразили глубоко сидящие проницательные глаза приведенного. Сталин неожиданно испытал никогда не возникавшую у него робость под взглядом этого человека. Для него, владеющего судьбами миллионов людей, это ощущение показалось унизительным, и он быстро подавил его.

 -   Так ви утверждаете, что радились в 1452 году в местечке Винчи недалеко от  Фларенции?
  -   Да, это год и место моего рождения.
  -   Ви  далжны панимать, что челавек нэ может жить четыреста лет.
  -   Я сохранил разум, но понять свое положение не могу. Кто-то оторвал меня от родных мест, от любимой работы и моих у чеников. Этопохоже на кошмарный сон, который продолжается уже много дней.Я молю Бога, чтобы сон наконец кончился, и я вернулся в замок Кло-Люсэ.
-   Так ви настаиваете, что ваше имя Леонардо да Винчи?
-   Я не могу отказаться от имени, данному мне при рождении.
-   А как  ви дакажите, что ваше имя Леонардо да Винчи?
-   Я еще не утратил  своего мастерства. Я могу  нарисовать свой автопортрет, если желаете.
-    Харашо. Ми  вам дадим такую вазможность. Лаврентий, нужны
столик, зеркало, бумага и карандаши художнику. И побыстрее
          Леонардо не любил автопортретов. У него долго не было автопортрета. Он считал эту работу недостойной художника, напрасной  тратой драгоценного времени, которого  ему всегда не хватало. Ученики настаивали, чтобы автопортрет был сделан. Леонардо начал писать автопортрет с большой неохотой. Работа осталась неоконченной.  Но  сейчас на кону его имя. Леонардо  принялся за  работу. Через десять минут автопортрет был готов.               
          Сталин всматривался в рисунок. Портрет был безупречен. Он был даже лучше оригинала. Сталин не мог не оценить таланта сидящего перед ним человека. Вождю очень захотелось  получить свой портрет, хотя он видел много своих  изображений в журналах и на демонстрациях. Но они были какими-то застывшими картинками. Позировал он и именитым художникам. Но всегда получалась величественная безжизненная фигура. Сталин понимал, что такие портреты необходимы для толпы, для которой он был богом. Хотелось, чтобы его нарисовал беспристрастный художник, который не знает, кто ему позирует.
 -    А ви можете сделать мой партрет?
 -    Господину нужен такой же эскизный набросок?
 -    На память о нашей встрече. Встретить Леонарда да Винчи
и нэ палучить сваего партрета не маих правилах. Хотя я нэ вэрю
в ваше паявление в двадцатом веке.
  -   Я тоже не могу поверить, но ваше желание выполню.
         Работа над портретом Сталина потребовала больше времени, чем над автопортретом. Леонардо не удавалось схватить в старческом лице натуры характерное, чтобы получился. Жесткость? Да. Твердость? Да. Глаза? Да. Они излучают холод. В них нет доброты. Поняв этого человека, Леонардо быстро набросал эскиз. Он знал, что этому человеку не понравится портрет. Но Леонардо не мог пойти против правды.
         Сталин долго смотрел на свой портрет. Потом перевел взгляд на Берию.
-    Скажи, Лаврентий, я пахож на сэбя на этом партрете?
         Берия чертыхнулся про себя. Зачем старик затеял это представление? Не верил, что это настоящий Леонардо из Винчи. А теперь не верит, что на портрете художник правильно его нарисовал. Старый уже. Морщин много. Привык  Коба к своим официальным портретам. А художник нарисовал  живого Сталина. Коба сам себе не верит. Никому не верил перед войной. Разведчикам не верил. Командирам  своим не верил. Все искал предателей и шпионов. Приказал расстрелять маршалов Тухачевского, Блюхера, Уборевича. В войсках больше половины комсостава новички. Некому было командовать. Одному Гитлеру верил, как родному брату и гнал в Германию составы с пшеницей, нефтью, металлом до самого начала войны. Помогал Адольфу. Думал, что не нападет Гитлер  И просрал Коба начало войны. Сколько солдат полегло, сколько техники уничтожено. Струсил Коба.  На неделю заперся в своем кабинете политик х….вый. Даже не смог объявить народу о войне.  Нарком Молотов, эта каменная жопа, объявил по радио страшную весть. Боялся  Коба, что придут члены политбюро и арестуют его. И надо было арестовать.  Война по-другому бы пошла. А они пришли к нему кланяться. Коба и назначил себя главнокомандующим. А какой из него командующий! Он военному делу не учился. В гражданскую войну провалил план обороны Царицына, стратег хреновый. В городе  только искал и расстреливал контрреволюционеров. Это он умеет. А все свои неудачи свалил на бывшего царского генерала Снесарева. Вот и весь его военный опыт. Зато добился, чтобы Царицын переименовали в Сталинград.  И  сейчас никому не доверяет. Не спит по ночам, собирает на даче своих членов политбюро, застолье организует, ждет, что  кто-нибудь из них  сболтнет про него лишнее. И не лечится, не верит докторам. Что ему сказать про портрет? Что не похож? Разозлится.
 -  Пачему  малчишь, Лаврентий?
  - Извини, Коба, на портрет смотрел. Хороший портрет.
  -  Сколько присудил ему суд?
  - Восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
  - Много. Может не дажить. Хватит пяти.