Пик Клаксон. Евгений Лищенко. Олег Лищенко

Альманах Экзотик Холм
Эжен Клаксон (Евгений Лищенко)
(1961-1990)
музыкант, автор песен, лидер
легендарной омской группы
ПИК КЛАКСОН

Поклонники называют группу культовой,
великой, лучшей русской группой

Известна история о том, что
ПК приглашал записаться
в студии Фрэнк Заппа послушав
их подпольные записи
будучи в Москве

Сотрудничество с Егором Летовым
http://www.stihi.ru/avtor/pamiatiegora
совместный проект АДОЛЬФ ГИТЛЕР
(из кот. наиболее известна
песня Эжена "Эй, брат любер")

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Пик_Клаксон
http://music.lib.ru/p/pikklakson/
http://vk.com/club4729281
http://www.stihi.ru/avtor/pickklakson

ПОЛУАРЛЕКИН, ПОЛУМОНАХ

Полуарлекин, полумонах
Я люблю кататься на слонах.
Всё кувырком. Я тороплюсь как на пожар.
Я утром молод, а под вечер уже стар.
Я утром молод, а под вечер уже стар.
И все же двигаю ногами земной шар...

1985

ЗАКРОЙ ГЛАЗА

Чтоб остаться абсурдным
Как таблица умножения,
Пробей отдушину в тёмных желаниях.
Останься таким как есть.
Не уходи со своей истоптанной поляны,
Не поддавайся сверкающим искушениям
Закрой глаза и упади среди камней.
Ощути свою чёрную пустоту,
Свою стройную хаотичтость.
И наслаждайся!

Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.
Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.

Связать всё в длинную цепь
Оставь свои попытки...
Пусть всё сплетётся клубком!
Не цеди это варево,
Не превращай в пытку.
Всё выпей одним глотком.

Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.
Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.

Ты надеешься разобраться
В том что происходит...
Смешны твои попытки.
Любая цепь
К одному концу приводит
И рвётся в клубке нитка.

Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.
Закрой глаза.
Лучше закрой глаза.

1986 (1987)

ПРИЮТ СВЯТОЙ ЦЕЦИЛИИ

Остановилось время
В приюте Святой Цецилии
Из всех бесполезных искусств
Самое бесполезное
В приюте Святой Цецилии

Вечно открытые двери
В приюте Святой Цецилии
И тот кто утратил всё
Тот найдёт пристанище
В приюте Святой Цецилии

Вечно цветущие лилии
В приюте Святой Цецилии
И если ты одинок
Ты обретёшь друзей
В приюте Святой Цецилии

Звуков белая магия
В приюте Святой Цецилии
И если ты верить мог
Мечты обратятся в явь
В приюте Святой Цецилии

1989

ХАЛДЕЙСКАЯ ЧАША

Халдейская чаша разбита в куски
То что в ней было - разлито напрасно.
Участь рыцарей храма - печальный пример.
Тайны искусства - огнеопасны.

Таинственных знаков фосфорический блеск
Влечёт и теперь неспокойные души.
Какофония звёзд - музыка чудес -
Для неё не у всех приспособлены уши.

Свинцовые капли в холодной воде
Рождественской ночью о многом расскажут.
Страницы сожжённых истерзанных книг
Последним паломникам бездну покажут.

1988

ЭЛЬФ

Он вовсе был не гиббелин
И совсем не гвельф
В колокольчике лесном
Жил крылатый эльф

Был папа его ангел
А дедушкой был бес
На стрекозьих крыльях эльф
Облетал свой лес

Красивых дам и гордых мужчин
Эльф не признавал
Лишь самых маленьких детей
Любил он и уважал

Он был не консерватор
И не либерал
Он цветочную пыльцу
В горшочки собирал

Это совсем не сказка
И не анекдот
Я был недавно в том лесу
Он до сих пор там живёт

1989

В ГРЯЗНОЙ ВОДЕ

Я стою по колено в грязной воде
Я стою по колено в грязной воде
Нимбом сверкает радуга над головой
Я хотел бы знать что со мной
Кажется я в беде

Я заметил что сделан из серебра
Я заметил что сделан из серебра
Просто от этой сырости я потемнел
Возможно поэтому всем кто зла мне хотел
Я желаю добра!
 
Жабы, змеи скользкие возле ног
Жабы, змеи скользкие возле ног
Они отовсюду в грязи копошась ползут
Мерзкие твари болота нового ждут!
Если б идти я мог

1986

Я ПЕСОК

Меня можно брать руками
Я просочусь сквозь пальцы
Меня можно топтать ногами
Я изотру башмаки

Я - песок
Но хотел бы я стать водой
Когда наступит срок

Меня можно смешать с пылью
Дождь меня снова вымоет
Меня можно взрыхлить сталью
Ветер меня выровняет

Я - песок
Но хотел бы я стать водой
Когда наступит срок

Я умею противно скрипеть на зубах
Умею я вызвать слезы в глазах
Я умею летать, я умею лежать
Я могу обжечь, я могу приласкать

Я - песок
Но когда-нибудь стану водой
Когда наступит срок

1987

ТЫ НЕДОВОЛЕН

В темноте, ощупью,
Словно ослепший от старости пес
Ты бредешь, натыкаясь на стены
Получая ушибы и синяки
Руки у тебя онемели
Ты несешь в них огромные тюки бумаги
Это твои удостоверения личности
Ты никогда не решишься их бросить

Ты недоволен своим именем -
Брось его!
Ты недоволен своим временем -
Брось его!
Ты недоволен своим бременем -
Брось его!

Тебе очень редко бывает весело
То у тебя болят зубы,
То не хватает денег
А иногда ты злишься сам не зная на что
Тебе неинтересно думать о будущем
Ты живешь прошлым и настоящим
В темноте, ощупью,
Словно ослепший от старости пес

Ты недоволен своим именем -
Брось его!
Ты недоволен своим временем -
Брось его!
Ты недоволен своим бременем -
Брось его!

1986

КЕМ МЫ ТОЛЬКО НЕ БЫЛИ

Ты удивляешься — странное дело —
Почему это я такой неуютный и злой.
Мне объяснять уже надоело —
Просто в прошлой жизни я был пчелой.

О, кем мы только не были —
Мы прыгали и квакали,
Мы плавали и крякали,
Мы бегали и гавкали.

Отвернулась — как будто обиделась сильно,
Словно котёнок в кресле свернулась клубком.
Ты так мила, свежа и наивна,
Наверное, в прошлой жизни была ты цветком.

О, кем мы только не были...

Вот пришёл твой папа — мохнатая лапа.
Меня он терпеть не может, и поделом.
Вот, на мою он уселся шляпу,
Прости, но в прошлой жизни он был ослом.

О, кем мы только не были...

1986

МОРОЖЕНАЯ РОЖА

Одна из последних песен Эжена,
перепетая затем его братом в альбоме
"Зелёная лошадь и Точка"
группы "Клаксон Гам"

Мороженая рожа.
Жар от аспирина.
Кости и кожа.
Я словно балерина.
 
На чужой койке
Без дела я валяюсь.
Как на помойке...
Я даже не стесняюсь.
 
И зимой и летом
Я дурака валяю.
Похабные куплеты
Я грустно сочиняю.
 
Я кашляю и сохну.
Я полон пессимизма.
И, кажется, я сдохну
Раньше коммунизма.

1990

Бэб Клаксон (Олег Лищенко)
(1968-2004)
(мл. брат Эжена)
музыкант, автор песен
После смерти Эжена в 1990-м
гр. стала наз.
КЛАКСОН ГАМ
(записано два альбома)

"Письма туда и оттуда"
http://www.stihi.ru/2008/05/19/983
(Настя Романькова)

"Неустанный созидатель хаоса.
Чтобы познать как устроен мир
и он сам, ему нужно его и себя
разрушить, с тем чтобы построить свой,
неповторимый и, главное неразрушимый.
Только б хватило "топлива" на строительство!.."
(Сабина Лоренц - бард, руководитель движения
рок-акустики БЕЗДНА, Омск)

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НЕ В СВОИХ ШТАНАХ

(есть вариант песни
в исполнении Егора Летова)

Подобно морской рыбе
Нахлебавшейся пресной воды
Подобно речной рыбешке
Плывущей просто так в океан
Подобно людской куче
Растерявшись влезая в очки
Мутнею осенней тучей
Содрагаюсь и прячу лицо

Я чувствую себя не в своих штанах
Я чувствую себя не в своих штанах

1987

ЛЕЧУ УТОМЛЕННЫЙ СЛАДКИМ СНОМ

Лечу утомлённый сладким сном
Лечу утомлённый сладким сном

Я подожду и ты подождёшь
Будем смеяться навзрыд
Когда ты уйдёшь а может умрёшь
Останется пасмурный след

Легко ли вставать и с хрипом дышать
Когда ещё можно лежать
Ветви нагнуть стёкла проткнуть
Легко и тепло уходить

Лечу утомлённый сладким сном
Лечу утомлённый сладким сном

Кончился день кончилась ночь
Я убираюсь прочь
Я растяжим длинный как дым
Так больше не хочу

Лечу утомлённый сладким сном
Лечу утомлённый сладким сном

1987

ОСТРОВА

Я на острове живу
Ты на острове живешь
Мы все живем на островах
На каждом острове свой флаг

Я люблю сажать цветы
Лежать на травке любишь ты
Все мы любим загорать
Я свои мосты развел

Великое множество островов
И только семь разводных мостов
Здесь много сходства
И много причин
На каждом острове
Свой обычай

Я на острове живу
Ты на острове живешь
Мы все живем на островах
Каждый остров лучше всех

90-е

КАПЕЛЬКИ

Маленькие капельки
Прозрачные капельки
(Вы упали с неба)
Прямо на мою лохматую голову
(Вы упали с неба)
Я вас превращу в кипячёную воду
(Вы упали с неба)
В туманы спрячусь
Хохотать до истерики
(Вы упали с неба)
До тошноты пока не высохнут слёзы
(Вы упали с неба)
Глупые несчастные
Солёные капельки
(Вы упали с неба)

90-е

ВРЕМЕНИ НЕТ

На липком подоконнике
Океан сверкающей воды
Кактус вращается
Вертятся колючие сады

Искрятся стрелочки часов
Исчезают, времени нет
В туманной комнате вопит
Дурманящий кларнет

Потерялись, исчезли во времени...
Потерялись...

Там полоумные братики
Лупят двух шестилапых крыс
Полководцы играют в солдатики
Садовники сеют бархатный лес

Потерялись, исчезли во времени...
Потерялись...

90-е

***

Из неотправленного письма Майку
http://www.stihi.ru/2018/11/05/5313 с Ниной в Питер
написанного у С. Нейна дома ночью на торчке
(желтый листок с запахом прокуренной комнаты)
(Архив ЭХ)

Привет мой Майк дорогой
Приветик Нинка дорогая
Ты не слишком ли худой
Ты не слишком ли худая
. . . . .
Как вы там уважаемые супруги
упруги?
. . . . .
Ощущаю своими нервами
Бесконечности нить прервана
Холодильник гудит преданно
Может всетаки это временно?
. . . . .

90-е

Из написанного совместно с Олегом на ЭХ,
где он был частым гостем (1999-2003)
http://www.stihi.ru/2012/07/18/8023

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О БРАТЬЯХ
(Юлия Шерстобитова)
http://yanka.lenin.ru/posled/sherstobitova.htm

"Я познакомилась с Эженом (Лищенко) в 1987 году. Тогда же состоялось мое знакомство с Янкой http://www.stihi.ru/avtor/yankad (Дягилевой) - они тогда жили вместе. Сначала я о нем услышала в Новосибирске на квартире у Иры Литяевой после Н-ского рок-фестиваля, куда мы приезжали своей кемеровской тусовкой. Было какое-то упоминание, что Янка и Эжен нашли друг друга, очень подходят и т.д.

И вот мы с Леной уже после Свердловского фестиваля, приехали в Омск, как бы по приглашению Летова. И Летов нас пристроил к Эжену . Нормально, да, незнакомые люди, мол, у тебя жить будут, поразительное тогда было гостеприимство. Тогда все воспринималось вполне естественно.

Женя был таким меланхоличным сумрачным человеком, он казался старше своих лет и мудрее многих из нас. Бэбика мы тогда увидели только на фотографиях, он косил от армии, и был где-то в бегах. Женька всегда был как бы в оппозиции Егору и Манагеру, они могли ночи напролет спорить о разных философских вещах или о самых простых, ничего само собой друг другу не доказав… Но слушать их было очень интересно. Женька очень умный был. Не знаю, закончил ли он исторический факультет университета, но учился точно, и историю знал феноменально, мог часами рассказывать разные средневековые истории о рыцарях, масонских ложах и пр. И он, в отличии от многих наших знакомых, отслужил в армии, о чем не любил, по-моему, вспоминать, так как не помню я его рассказы об армии. Он где-то во внутренних войсках служил, кажется, зону какую-то охранял. Я не знаю, когда Женька начал играть на гитаре и сочинять песни. Говорили, что в армии, но не уверена. У него был неповторимый голос, глубокий, низкий, «бархатный», как говорила Оксана Кузьмина, жена Кузи - Черного Лукича, тоже наша подруга. Ленка влюбилась тогда в Эжена, так что и учеба у нее пошла побоку. Но Янка-то тоже любила Эжена и, возможно, он был самой большой ее любовью в жизни. Вот, обычная такая история, нормальная. Ленке не показалась эта парочка подходящей друг другу, особых разборок не было, но Ленка все-таки сместила, так сказать, Янку, и осталась с Эженом. А про Янку - это уже другая история.

Женя не был революционером по жизни, как, скажем, Летов. Он над Летовым всегда как бы посмеивался. Был не суетливый, созерцательный, на все смотрел как бы сверху. Он был человеком, который осознавал вечность и всю тщетность человеческих усилий. Он не из тех был, кто хотел изменить мир, по крайней мере, не изменив себя.

Песни он писал очень красивые, сказочные такие, наверное, в пику этим острым социальным текстам, которые тогда все наши рокеры писали. Нет, правда, и у «Пик Клаксон» были более-менее социальные песни, например, хардовский альбом «Страна назначения – СССР». Но для Женьки, я думаю, это не слишком родное было… Летов услышал «Приют святой Цецилии» и решил, что Женя тронулся умом. Он вообще про Женю всякие небылицы рассказывал. Есть где-то в интервью с Летовым, о том, как Женя нажрался таблеток по ошибке, и стал умирать, и всякое такое. У Егора вообще есть такое свойство самому поверить в собственные сказки. А хотя, чего уж там говорить, все мы друг о друге черт знает что рассказываем. Иногда одно и то же событие каждый так вывернет, пропустив через себя, что до правды уже не докопаешься. У них вообще с Летовым сложные были отношения, от любви до ненависти. Тем не менее, оба осознавали степень влияния друг на друга.

Их (Олега и Женю) всегда называли «братья». Братья Лищенко. У них в доме всегда кто-нибудь ошивался. Приходили в гости, приезжали из других городов, жили неделями в маленькой такой комнатушке, спали на полу штабелями. Поражаюсь терпению их родителей. Бесконечные чаепития. Чай в этом доме пили бочками - у них всегда в доме был хороший индийский чай. Где уж они его доставали… Может, папа - пилот гражданской авиации, где-нибудь доставал. Мы его между собой называли «пилот Косяков». Уникальный, между прочим, человек. При таких сыновьях человек военной выправки и дисциплины - просто удивительно! Говорят, он Женю в детстве обливал холодной водой на балконе, да видно, не впрок пошло…

С ним были связаны всякие смешные истории. Например, Олег собирался выпить, как водится, с друзьями, но не хотел засветиться с канистрой перед родителями и решил сбросить канистру из окна кому-то внизу, кто за пивом собрался. А в это время папа зашел в комнату, и спрашивает: «Олег, ты что делаешь?!». А Олег говорит: «Да вот мы с чуваками поспорили, у канистры дно просвечивает на солнце или нет?» и вниз давай орать: «Говорил же - не просвечивает!», а папа: «Ну ты, Олег, дурак, она же железная…» И вышел (за точность написанного не ручаюсь).

С Олегом Лищенко я познакомилась в том же 87 году, где-то осенью, когда мы приехали с Летовым из Тюмени. Они пришли с Женькой, был Манагер, и вот они всю ночь спорили на какие то глобальные темы, причем, помнится, как-то умещались втроем на одной кровати (не подумать чего-нибудь, парни нормальной ориентации). Олег, как-то сразу стал родной для меня, мы с ним как-то враз нашли общий язык, с ним легко было, понимание было такое, чего не скажешь, например, о Кузе УО. Он (Олег) чувак простой такой был, не выделывался, не представлялся кем-то значительным. Он очень естественный был, говорил все, что думал, почти не думал, что говорил, потому его и звали так – Бэбик. Он и был всегда такой ребенок. Он и подсел на всю эту наркоту и алкоголь, как наивный ребенок, пока, на хрен, не разрушил себя совсем.

А еще Бэб баловался вовсе не детскими вещами. Написал как-то записку, примерно такого содержания: «Я продаю свою душу дьяволу, взамен на познание ВСЕГО на какой-то определенный срок…» Мистика, но ровно в день, когда закончился срок действия записки, вернее в ночь, у них загорелась квартира. Это было уже после Жениной смерти. Ленка жила тогда с маленькой Кристиной (Женькиной дочерью) в Омске. И вот они среди ночи прыгали на балкон ниже, а ребенка передавали в соседнюю квартиру за ручки, потому что прихожая вся пылала. Слава Богу, все остались живы, только подруга Олега - Кошка руки сильно обожгла, лежала в больнице долго, да и еще сгорела настоящая кошка, Нюня. Причем погибла геройски, защищая своего котенка, она его прикрыла и вся обгорела дотла, а котенок был совсем нетронутый, видно задохнулся только. Я думаю, Олег много раз искушал судьбу, он был такой беспредельщик по жизни. Женя его хоть как-то сдерживал, а после Олег пустился во все тяжкие… А мы поехали из Н-ска, помогать от пожара хату разгребать, страшное зрелище, скажу я вам. Так вот, после трудового дня сели выпить. В какой-то момент Олега видать клинануло, и он Кузе Лукичу заехал прямо в рожу, совершенно тупо и цинично, как-то без причины. А потом пошел и закрылся в ванной. Мы с Боссом (он начинал в ГО, а после играл в «Клаксон Гам») были наиболее трезвые и решили проверить, как он там. Подходим, слышим, вода бежит, Олег чего-то бормочет невнятно. Дверь выломали, а он, красавец, лежит в ванной с перерезанными венами! Мы его выволокли, Кузя (Лукич) стал сыпать ему прямо в открытую рану стрептоцид толченый, за что вскоре вызванная «скорая» нас сильно обругала. Олег наутро сказал, что не помнит, как все вышло, и что он вовсе не хотел этого. Вот такие кренделя он по жизни выписывал.

Но музыкант был просто офигенный! У меня есть видео с концерта в Томске, надо бы его оцифровать, пока не поздно, правда звук там никакой, на записи. Когда он к нам приехал в Томск с концертом «Клаксон Гам» - все обалдели, такого зрелища у нас не видывали, ни до, ни после, хоть у нас и были свои неплохие группы ( «Передвижные Хиросимы», «Дети обруба») Это был настоящий драйв на сцене, драйв просто бешеный!

Олег у нас в Томске подвисал надолго вместе со своей группой, жил у Шатова (лидер группы «Передвижные Хиросимы»). Бэб говорил, что они с Шатовым – единственные рок-н-рольщики в Сибири. В последующие приезды Бэбик был уже сильно заморочен всякими стимуляторами, даже Шатов его не выдерживал. Как-то в последний его приезд его попросту выставили из дома.

Вспоминая Эжена… какой он был все-таки молодой, когда умер, 27 лет, елки-палки. Мы с Оксанкой заперлись в туалете и рыдали, 5 июля 1990 года. Ленка с дочкой тогда была в Юрге у мамы. Оксана с Кузей только вернулись из Бельгии в Н-ск, и мы большой толпой народа отмечали их приезд. Тут кто-то позвонил из Омска и сказал, что Женя умер в питерской больнице. Шок! Молодой талантливый красивый человек - как мало ему Господь отпустил дней, впрочем, это не нашего разумения дело..."

ИЗ СТАТЬИ О БРАТЬЯХ И ЕГОРЕ ЛЕТОВЕ

"ПИК КЛАКСОН - это, прежде всего, дуэт братьев Лищенко. Эжен Клок (Евгений Лищенко) и Пик Бэби (Олег Лищенко) выступали в Омске под разными названиями: "Блэк Дог", "Суперклаксон", "К.К.К.", "Адольф Гитлер", и прочими. Проживали, репетировали и записывались они в Городке Нефтяников, в доме рядом с университетом. (Университет был тогда в городе только один. Все прочие ВУЗы назывались институтами.) Там, в комнате обыкновенной кирпичной "хрущовки" сочинялись необыкновенные для этого города и для того времени песни, рассказы, пьесы, сделавшие "Клаксонов" легендой. Культурная образованность и фантазия Эжена, непосредственная откровенность Бэба вызывали симпатию всех общавшихся с ними.
Известность принёс братьям их первый полноценный альбом "Компот Децибел Дебил Пик Клаксон Бесплатно Весь" датируемый 1985-м годом. Нефтяниковские романтики подкупили, кажется, всех своими хитами "Жигули", "Злой старик".
Поздним летом 1986 года проекту примкнул выпущеный из психиатрической лечебницы музыкант Игорь (Дохлый Егор) Летов.
Он предложил Лищенкам свою помощь в качестве ударника при записи их тогдашнего проекта "Адольф Гитлер". После кратковременных совместных репетиций, был записан сборник песен под названием "Лечебница". Программа, задумывалась антифашистской и антигопнической. Идейным вдохновителем был Эжен. Принципом написания песен стало доведение до откровенного и поражающего абсурда воззрений нацистской идеологии, в котором - словно в зеркале - отображалась бы другая идеология: зверство советского тоталитаризма.
Основой для заглавной песни послужила статья из Большой советской энциклопедии, которая утверждала, что настоящая фамилия Гитлера была, на самом деле, Шикльгрубер.
Остервенелые вопли "Эй, брат любер! Где твой кастет?!" - доносились из квартиры на последнем этаже, пугая соседей. Егор, он же Леточка, барабанил как только мог, и, в два дня "Лечебница" была записана. Объявление названий песен, жиденькие аплодисменты и свист на заднем плане должны были придать всему действу форму "квартирника", выступления вживую. Чтобы ни у кого не возникали сомнения что запись с концерта, троица добавила к названию "Лечебница" ещё и "Live in Omsk 1986". Весьма скудный музыкальный план альбома компенсировался мощным внутренним посылом текстов, написанных, буквально, в один присест и энергетикой исполнения."

Антология Сибирского Панка
https://vk.com/wall-32225132_5080

На фото: Эжен - Яна Дягилева;
Эжен - Егор Летов - Бэб; Эжен