Оскар Уайльд

Мфвсм-Словарь Рифм
                (1854-1900)

ШТРИХИ   БИОГРАФИИ

   Оскар Уайльд  родился 16 октября 1854 года в Дублине в Ирландии. Его отец был известным хирургом, в свободное от работы время увлекавшимся археологией. Мать собирала народный фольклор и писала стихи.   
   С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд посещал Королевскую  школу в Эннискиллене, а после этого продолжил образование сначала в Тринити-колледж, в Дублине, а затем в Колледже Святой Магдалины в Оксфорде, который окончил с отличием в 1878 году. В Оксфорде Уайльд имел репутацию не только эстета и денди, давая повод для обсуждений всему колледжу его причудливо декорированных комнат и колких острот, но и серьезного исследова-теля классической литературы и талантливого поэта (еще учась на последнем курсе, он выиграл престижную премию Ньюдигейт).
   Ведомый жаждой литературной славы он в 1882 году отправился с циклом лекций по городам США и Канады, сопровождаемый ироническим хихиканьем американской прессы, что не мешало ему собирать скептически настроенные, но всегда большие аудитории. Одетый в темно-лиловый бархатный жакет с кружевными манжетами, в коротких штанах, заправленных в черные шелковые гетры, в ботинках с блестящими пряжками, он проповедовал свою доктрину эстетизма, прославляя искусство и все прекрасное.    В Кэмдене, Нью-Джерси, состоялась его встреча с Уолтом Уитменом, перед которой он заявил: "Я пришел сюда как поэт, чтобы пообщаться с поэтом". Встреча была сердечной и искренней, и Уитмен позднее вспоминал Уайльда как "милого, очаровательного молодого человека".
   В 1884 году   он  женился на Констанции Ллойд и  медовый месяц  с женой  провел в Париже.
   В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья, но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 году Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом и был совращен им. Позднее Уайльд восхищался Россом, который был набожным католиком. Он  называл его "Святым Робертом, мучеником за любовь и веру, святым, прославившимся не столько своей исключительной стойкостью, сколько, будучи предметом соблазна для других. Таково было его житие в одиночестве больших городов".
Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и от своих респектабель-ных друзей то, что он все больше втягивался в круг молодых геев.
   1891 год был необычайно плодотворным годом в его биографии. Именно в этот год увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом его повесть "Портрет Дориана Грея". В этом же году он познакомился с лордом Альфредом Дугласом - юношей, который был страстным поклонником его таланта и утверждал, что прочитал "Портрет Дориана Грея" девять раз. Уайльд был восхищен красотой двадцатидвухлетнего лорда. Весной следующего года между ними уже возникла любовь, и в одном из писем Россу Уайльд в эротически закодированном стиле признавался ему: "Боуси (прозвище Дугласа) настоял на остановке для отдыха. Он подобен цветку нарцисса - такой ослепительно-бело-золотой... когда он возлегает на диване, он словно Гиацинт, и я преклоняюсь перед его красотой".
   Дуглас и в самом деле был очаровательным, блестящим и обворожительным юношей; при этом он абсолютно пренебрегал всеми условностями света. Как писал пародист Марк Биербом, он "был явно не в своем уме (впрочем, я думаю, как и вся его семья)". Уайльд был без ума от него.
   Характер их связи никогда не подразумевал моногамии, и в какой-то момент Дуглас приобщил Уайльда к сомнительным удовольствиям в кругу молодых людей, которые за несколько фунтов и обед были готовы на все. Эти авантюры Уайльд назвал "обедами в клетке с пантерой". Само собой разумеется, что все это рано или поздно должно было закончиться скандалом. "Первый звонок" прозвучал, когда один из приятелей Дугласа каким-то образом завладел некоторыми письмами Уайльда к Дугласу, начал его шантажировать,  и Уайльд вынужден был выкупать эти письма. Какое-то время спустя часть писем все-таки попала в руки отца Дугласа, маркиза Квинсбер-ри. Среди них было и знаменитое письмо, где Уайльд восторженно сравнивал Дугласа с Гиацинтом. Старый  маркиз  был возмущен и оскорблен таким явным подтверждением своих давних подозрений насчет сексуальных наклонностей сына и направил Уайльду небрежно набросанное оскорбительное письмо, начинавшееся со слов: "Оскару Уайльду - позеру и содомиту".
   Подстрекаемый Дугласом, который ненавидел своего отца, Уайльд немедленно возбудил против маркиза Квинсберри уголовное дело. Когда в соответствии с английским законом Квинсберри представил суду доказатель-ство в виде списка из двенадцати молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями, друзья посоветовали Уайльду отозвать иск из суда и срочно эмигрировать из Англии. Но он стоял на своем и, когда суд начался, сказал в своем первом выступлении: "На этом суде прокурором буду я". Однако все получилось совсем наоборот, и обвинения обернулись против Уайльда. Адвокат Уайльда был вынужден признать то, что Квинсберри справедливо назвал Уайльда содомитом. Не успел прозвучать оправдательный вердикт суда в отношении Квинсберри, как тут же было возбуждено уголовное дело за принуждение к содомии в отношении Уайльда.  За гомосексуальные притязания  к Дугласу его приговорили к двум годам каторжных работ. Книги Уайльда тут же изъяли их библиотек, пьесы сняли со сцены.
  В вынесении приговора сыграл роль не только моральный облик писателя, но и его ирландское происхождение. А также его остроумие. Своими эпиграммами и парадоксами  писатель  высмеивал предрассудки, лицемерие и   пошлость, распространённую среди мещан всех рангов. Поэтому он был осуждён и унижен.
   25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ - это было максимально возможное наказание по этой статье обвинения. Судья при вынесении приговора сказал: "На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за все содеянное этим человеком".
      
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

      Свой срок Уайльд отбывал в двух тюрьмах. Одной из них была тюрьма Уандсворт. Тюрьма полностью сломила его. Большинство  друзей от поэта отвернулись. Но те немногие, кто остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил и которому писал знойные любовные письма, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнаёт, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды). В тюрьме Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Послание: в тюрьме и оковах», а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в  «Из глубины».
   Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г., Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота. Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII века Чарльза Метьюрина. Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (1898), подписанную им псевдонимом С.3.3. — таков был тюремный номер Оскара.  «Баллада» вышла в свет тиражом в восемьсот экземпляров, напечатанных на японской веленевой бумаге.
   Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».
    Уайльд  был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. С течением времени могила писателя покрылась поцелуями, и теперь высказываются опасения, что помада может разрушить памятник. 30 ноября 2011 года - к 111-летию со дня смерти Оскара Уайльда - сфинкса было решено обнести защитным стеклянным ограждением. Таким образом, авторы проекта из Ирландского культурного центра рассчитывают защитить его от губительного воздействия губной помады, которую оставляют на памятнике  целующие его женщины.
    С его кончиной очень символично закончился 19 век, и викторианская эпоха. Впереди были войны, всеобщее падение нравов и полное торжество Дориана Грея, красавца со сгнившей душой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* Лучший друг Уайльда - Альфред Дуглас, к которому он так трепетно относился, писал ему трогательные любовные послания, будучи на свободе, ни разу не навестил и не написал ни одного письма.

* В тюрьме Уайльд узнает о смерти своей матери, которую он любил больше всего на свете, кроме того он узнал, что его жена переехала сменив свою фамилию, так же сменив фамилии его детей.

* Оскар Уайльд однажды встретился с уже не очень молодой актрисой и начал сильно хвалить ее последнюю роль. Актриса с притворной скромностью (очевидно, рассчитывая на другие комплименты) возразила: "Ну, что вы! В этой роли следовало бы выступать более молодой и красивой женщине!" Уайльд галантно возразил ей: "Сударыня! Вы прекрасно доказали обратное!"

* Однажды в каком-то казино Уайльд проигрался в пух и прах. Наличных денег у него не осталось ни одной, даже самой мелкой, монетки. Выходя из казино, писатель спросил у распахнувшего перед ним дверь швейцара: "Вы не могли бы одолжить мне двадцать франков?"  Швейцар с поклоном протянул Уайльду деньги: "С удовольствием, сэр". Уайльд величаво отстранил его руку: "Оставьте себе! Это ваши чаевые".

* Однажды Уайльд  столкнулся с одним страстным любителем заключать всяческие пари. Тот сделал писателю следующее предложение: "Выигрывает тот из нас, кто сумеет сильнее солгать, то есть тот, кто обнаружит превосходство своей фантазии..." Уайльд согласился: "Хорошо, начинайте вы..." Американец начал: Как-то один американский джентльмен..."
Уайльд любезно, но твердо прервал его  "Достаточно! Можете не продолжать! Вы победили!"

* Один английский писатель, произведения которого не пользовались у публики никаким успехом, хотя он очень много писал, в отчаянии обратился к Уайльду:
"Что мне делать с этим "заговором молчания" против моих произведений?" Уайльд ответил:
"Вам не остается ничего другого, как тоже присоединиться к нему".

* Как-то Уайльда спросили, что он думает о том, почему и за что женщины любят мужчин. Уайльд ответил: "Женщины любят нас, прежде всего, за наши недостатки. Если у вас наберется их достаточное количество, то они простят вам все, даже ваш гигантский ум".

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Тех  примерно пяти тысяч строк, которые оставил потомкам Оскар Уайльд, для бессмертия более чем достаточно.  При внимательном чтении полного собрания стихотворений Оскара Уайльда приходится лишь горько пожалеть о том, что неуспех "Стихотворений" 1881 года отбил охоту у автора писать стихи и добиваться всемирного признания в этой области. Наверное, это и невозможно было для ирландского приемыша викторианской Англии.
    Надо сказать, что сам Уайльд принял все меры к тому, чтобы никакой правды мы о нем не знали. "Тот хорошо жил, кто хорошо скрывал". Уайльд, по преимуществу, плохо скрывал, — даже, пожалуй, и скрывать почти ничего не хотел, — он  плохо жил, — хотя жить хотел, конечно же, хорошо, — но понять в нем мы можем немного. Хотя бы потому, что его наследие намеренно не полно сохранено и во многом небрежно издано, тенденциозно изучено, — да и со стороны апологетов дождался Уайльд таких похвал, что лучше б молчали они вовсе.
      Можно однозначно утверждать, ни один из знаменитых на весь мир людей не был столь откровенно выражен-ным гомосексуалом "по форме и по сути", как Оскар Уайльд. Именно поэтому Уайльд по-прежнему актуален и современен и именно поэтому без всякой натяжки можно сказать, что Уайльд является гомосексуалом номер один новейшей истории. Его жизнь пришлась как раз на тот период развития культуры, когда только-только появилась грань, разделяющая гомо- и гетеросексуальное. Уайльд сыграл революционную роль, выразив и обозначив границы сущности гомосексуального начала. Если в то время прозвучавший над ним приговор суда вызвал озноб страха среди членов уже существовавших подпольных гомосексуальных сообществ, в наши дни суд над ним воспринимается как яркий эпизод, позволивший на весь мир заявить о существовании и в природе однополой любви - той реальности, которая утвердилась в современной жизни.

АФОРИЗМЫ УАЙЛЬДА

• Если бы мы, мужчины, женились на женщинах, которых стоим, плохо бы нам пришлось!

• Все можно пережить, кроме смерти.

• В жизни возможны только две трагедии: первая - получить то, о чем мечтаешь, вторая - не получить.

• Будь собой. Прочие роли уже заняты.

• Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо дольше.

• Люди всегда разрушают то, что любят больше всего.

• Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, - я и без того о себе достаточно высокого мнения.

• Всё, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.

• Красота - в глазах смотрящего.

• Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

• Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.

• Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

• Я всегда очень дружески отношусь к тем, кто мне безразличен.

• Настоящий друг зарежет тебя спереди.

• Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды.

• Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее, но не слушайте.

• Идеальный мужчина должен говорить с нами как с богинями, а обращаться с нами - как с детьми.

• Вы его знаете? Я знаю его так хорошо, что не разговариваю с ним уже десять лет.

• Цель искусства - раскрыть красоту и скрыть художника.

• Христос умер не для того, чтобы спасти людей, а для того, чтобы научить их спасать друг друга.

• Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора - чтобы утешить тем, что у него есть.

• Прощайте врагов ваших - это лучший способ вывести их из себя.

• Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам.

• У меня очень непритязательный вкус - достаточно самого лучшего.

• Все очаровательные люди испорчены, в этом-то и есть секрет их привлекательности.

• Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение.

• Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.

• - Сколько времени ты мог бы любить женщину, которая тебя не любит?
         - Которая не любит? Всю жизнь.

• Хорошо, когда дружба начинается с улыбки. Но еще лучше, если она и заканчивается ею.
- Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.
        - А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень.

• Если боги хотят наказать человека, они исполняют его желания.

• Это-то и злит меня в женщинах. Обязательно им подавай хорошего мужчину. Причем, если он хорош с самого начала, они его ни за что не полюбят. Им нужно полюбить его дурным, а бросить - до противности хорошим.

• Мне нравится говорить ни о чём - это единственное, в чём я разбираюсь.

• Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

• Лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно.

• Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

• В России нет ничего невозможного, кроме реформ.

• Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

• Я могу устоять перед чем угодно, кроме соблазна.

• Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества - уже трагедия.

• Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие - радуются их успехам.

• Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь бы на неё в это время смотрели.

• Секрет быть скучным состоит в умении рассказать о себе всё.

• Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой.
 
О МОГИЛЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА

   Памятник на могиле ирландского писателя Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез в Париже защитили от поклонников и туристов, которые целовали монумент и оставляли на нем жирные следы от губной помады.
   Памятник стал мишенью туристов и поклонников писателя, которые оставляли на нем свои автографы и рисунки всех мастей. В 1999 году появилась новая традиция - целовать надгробие сильно напомаженными губами. За несколько лет памятник был усыпан следами поцелуев и в итоге покрылся жиром от помады. Это стало причиной беспокойства у экспертов, поскольку жировая основа помады проникала в структуру камня, а необходимая чистка неизбежно разрушала монумент.
   К 111-й годовщине со дня смерти писателя памятник был отреставрирован, а вокруг него установили высокий стеклянный барьер, защитив постамент от поцелуев.
   Профинансировали проведение работ правительство Ирландии и Ирландский культурный центр во Франции, которые просят поклонников Уайльда чтить его память и не наносить вреда монументу.
   Уайльд был похоронен на кладбище Баньо в пригороде столицы, затем его останки перенесли на Пер-Лашез, где в 1914 году был установлен ставший знаменитым памятник - крылатый сфинкс работы Джейкоба Эпстайна. Во Францию Уайльд переехал в 1897 году после того, как вышел из тюрьмы, где он отбывал двухлетний срок за содомию.

Италия

Ты пала, но ещё внушаешь страх
Своим врагам, когда твои дружины
Проходят от Милана до Мессины,
В победном блеске пик чеканя шаг.
Ты пала, но всё также в сундуках
Хранишь свои дукаты и цехины,
И свежий бриз на мачте бригантины
Всё также треплет твой трёхцветный флаг.

А там, вдали, лежит печальный Рим,
Что отдан был тобой на оскверненье
Помазаннику Бога королю.
О небо! О возмездии молю!
Пусть в огненных одеждах ангел мщенья
Злодея поразит мечом своим!