Насекомые в Народной Магии

Евгений Рыбаченко
Перевод с украинского.

Лилия Мусихина

По убеждению наших предков, ведьмы для своих потреб вселялись в тела не только кошки, лягушки или собаки, но и жёлто-чёрного мотылька. А В. Орёл пишет, что «в славянской мифологии бабочки, особенно ночные, являлись душами ведьм или самими ведьмами, которые превращались в этих насекомых».

Говорили также, что если человек не будет поститься, то однажды с едой обязательно съест ночную бабочку - нетлю, и уже никогда не будет чувствовать себя сытым

Чтобы летом гусеницы не наседали на плодовые деревья, нужно было на Щедрый вечер босиком обежать сад. (Щедрый вечер  или Васильев вечер - народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года 13 января.)

«На Гуцульщине девушки в воскресенье искали гусеницу мотыля - «швальку». Учитывая, что такая гусеница достаточно хороша собой, имеет на голове два рожка, девушка, перед тем как сесть за вышивание рубашки, должна сказать: «Как ты, паненька (сударыня), мудрая и разукрашенная, чтобы и я так же умудрилась вышить и украсить эту смолянку (ткань)». После того девушка должна была правый рожок с головы гусеницы съесть, а левый отсечь наотмашь мизинцем и большим пальцем. Затем тот рожок зашивали с кусочком чеснока в рубец сорочки. Чеснок должен быть оберегом от сглаза, а рожок обеспечивал счастливое окончание работы».

Известно, что гусениц походного шелкопряда использовали в своей магии гуцульские пастухи, веря, что после проведения определенных операций с ними овцы будут лучше «держаться вместе».

Думали, что душа покойника может приобрести подобие мухи и в таком виде посещать мир живых, да и вообще, человеческую душу часто представляли в виде мухи.

Похоже, что сохранились какие-то древние славянские верования в реинкарнации, например, считают, что душа человека сначала переходит в муравья, затем в птицу, потом в зверя и лишь после всего этого снова переходит к человеку. Говорят, что на воробьиные ночи и в ночь на Ивана Купала на муравейниках выступает масло, поскольку в это время муравьи занимаются его приготовлением.

На месте муравейника нельзя возводить жильё, ибо жильцы потом будут часто болеть и многие из них умрут. Считали, что если в доме появились чёрные муравьи - кто-то умрет, а если рыжие - будет радость. Советовали также, весной, впервые увидев муравьёв, набрать их в ладони и натереть лицо, тогда, якобы, в путешествиях не будет никаких хлопот. Известно, что натираниями и ваннами из отвара муравьёв лечили радикулит.

Муравьиные яйца считали ядовитыми. Для того чтобы приготовить «дання» (яд), их подсыпали к водке и угощали ею того, кому желали зла.

Точно так же, как у нас мыши грызут одежду того, кто отказался удовлетворить просьбу беременной, так и поляки верят, что за это одежду погрызёт моль, а болгары даже специально посвящают один день в году для борьбы с этим вредителем.
*28313

Использованные источники:
Орел В. Культура, символы и животный мир : монографія / В. Орел – Харьков : Гуманитарный центр, 2008. – 584 с.
Крищук М. Читанка з народознавства / М. Крищук – Тернопіль : Тернопіль, 1993. – 250 с.
Войтович В.Українська міфологія / В. Войтович – К. : Либідь, 2005 – 664 с.
Максимович М. Дні та місяці українського селянина / М. Максимович – К. : Обереги, 2002. – 187 с.
Буряк Ю. Міфи України. За кн. Георгія Булашева «Укр. народ у своїх легендах, реліг. поглядах та віруваннях» / [пер. Ю. Буряка] – К. : Довіра, 2006.– 386с.
Жайворонок В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник /В. Жайворонок – К. : Довіра, 2006. – 703 с.

Фотомонтаж автора перевода.