Ответ 8. Рецензия на Пушкин и Христос И. Ш

Славен Любомиров 3
Рецензия на «Пушкин и Христос» И.Ш.

Видишь ли, Ваня, нужно хорошо знать биографию А.С.Пушкина и его творчество, чтобы правильно судить о его взглядах.

А.С.Пушкин, переболев болезнями молодости – безверием, сомнением, критикой Церкви, увлечением идеями масонства и либерализма, что было продиктовано желанием разобраться в духовных вопросах, в глубине души всегда оставался православным, верующим человеком, о чём свидетельствуют его стихи.
Иногда были моменты, когда он впадал в уныние и депрессию. Что ж спасало поэта? Пушкин прямо говорит о Божьем Промысле: «Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой».

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» твёрдая вера в бессмертие души:«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире, Мой прах переживет и тленья убежит…». И далее перекликается с Нагорной проповедью Христа: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал."
И наконец призыв к послушанию поэта Воле БОЖИЕЙ: "Веленью БОЖИЮ, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца".

Есть замечательное стихотворение "Неверие", где он показывает трагедию человека, потерявшего веру, и просит о жалости и снисхождения к "безумцу",  обреченному на страдания и духовные муки. http://www.stihi.ru/2014/05/03/6028
 
У Пушкина есть чудные молитвы в стихотворной форме, например "Отче наш"  и "Отцы-пустынники..."

А за богохульство на Христа, он бы не вызвал на дуэль - много чести. Скорей всего написал бы на богохульника жёсткую и хлёсткую эпиграмму, и он бы стал всеобщим посмешищем, для которого все двери в приличное общество были бы закрыты. Кощунства - это плевки в Небо, которые неизбежно падают на голову плюющего. Поэтому нужно быть осторожнее в суждениях.

А теперь, два стихотворения А.С.Пушкина:

Отцы пустынники и жены непорочны...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И БОГА глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Жуковский описывал просветленное лицо умершего поэта, на котором как бы запечатлелась торжественная неземная мысль: “…что-то сбывалось над ним”. Страдание на смертном одре было отпущено Пушкину для духовного очищения. И все, кто видел Поэта в его последние часы, свидетельствуют: умирал он как Святой.


Славен Любомиров 3   30.03.2013 21:39   •   Заявить о нарушении правил /