Милан. Амбуаз. Замок Кло-Люсэ. Сентябрь 1512 года

Анатоль Лутен
            Леонардо, сидя в кресле и  оглядывая свою мастерскую, не узнавал ее. Так всегда бывает, когда человек возвращается в родной дом после долгого путешествия, ему все вещи и даже стены кажутся незнакомыми. И он еще нескоро привыкает к дому. Но Леонардо был несказанно рад встрече со своей Моной Лизой.  Ее портрет стоял на прежнем месте, и она как бы спрашивала Леонардо, где он так долго пропадал. И Леонардо стал даже молча оправдываться, говоря, что какие-то злые силы разлучили его с Моной Лизой.  И как же Леонардо был благодарен королю за то, что тот не взял портрет в свои покои, хотя эта картина принадлежала королю. И он имел  на это полное право. Король был мудрым  покровителем, он понял, как дорога Леонардо эта картина. Художник с ужасом думал о том, что было, если бы он продал ее папскому престолу. Леонардо никогда больше не увидел бы свою Мону Лизу.
              Леонардо прислушался к звукам, доносившимся внизу. Значит, он не один в этом доме. Кто это мог быть? Неужели мессэр Александр? Его тоже отправили в замок Кло-Люсэ? Значит, нас не разлучили? Неужели небеса столь благосклонны ко мне, оставив со мной замечательного друга. Да, друга. Без мессэра Александра я бы не смог выжить в том странном мире, который придумали кровожадные люди.
               К Леонардо подбежал и упал перед ним на колени Франческо.
 -     Учитель, как же я  счастлив увидеть вас! Я уже потерял всякую надежду  встретить вас. Я не могу сдержать слез радости. Слава Господу за проявленную к вам милость. Каждый день я буду возносить хвалу Богу за ваше счастливое возвращение..
  -     Ну, ну, успокойся, мой мальчик. Вот видишь, я здесь. И я рад встрече с тобой. Лучше расскажи, что произошло за время моего отсутствия.
   -     Король был очень огорчен вашим исчезновением и приказал осмотреть  окрестности замка и Амбуаза. Он думал, что вас могли убить недоброжелатели и завистники, ведь у вас их хватает. Время шло, но поиски ничего не дали.  Тогда его величество попросил меня отправиться в Италию, во Флоренцию. Король предположил, что вы затосковали по родным местам. Я тоже так думал,  столько счастливых лет прожито в прекрасной Флоренции. Может быть,  старому мастеру захотелось побывать и в Винчи, где прошло его детство.
              Я расспросил соседей во Флоренции и в Винчи. Но никто не видел учителя.
  -     Что же говорят               
  -     Вам лучше не знать  этого. Но коли вы попросили,  расскажу по порядку. Как-то вечером, я уже собрался улечься в постель, ко мне прибежал Висконтини, смотритель дворца Медичи, да вы его знаете. Старик мелко дрожал и поначалу не мог вымолвить ни слова. Успокоившись, он рассказал, что надумал фра Джиорджио. Он создал отряды малолетних инквизиторов. Толпа этих мальчишек ворвалась в покои дворца и принялась громить анафемские, как считает инквизиция, греческие скульптуры Афродиты, Вахка и другие бесовские произведения. Потом они проникли в библиотеку и начали выбрасывать в окно
превосходные издания Горация, Апулея, Овидия, Аристофана. Висконтини
умолял не трогать единственный экземпляр Софокла. Но малолетние слуги
 главного инквизитора не пощадили поэта. Потом толпа  во главе с инквизитором двинулась к дому. Леонардо. Скоро подоспели горожане Разгоряченная толпа потребовала, чтобы  безбожники и колдуна изгнали из города. Соседка Филибирта тараторила безумолку:
  - Торговка Лучия намедни сказывала, будто бы этот Леонардо по  ночам ворует с виселиц мертвецов, ножами режет, потрошит и  кишки вынимает.
              Пекарь Антониони сообшил:
   - Машину придумал, чтобы она по воздуху летала на птичьях крыльях.
                По морю ходит как посуху. Вот как он богохульствует.
              Шорник Мазарелло мрачно проговорил:
    - В стеклянном колоколе на дно морское опускается. А то обернется рыбой и плавает. Вишь ты, оборотень окаянный, чтоб ему издохнуть. И чего отцы инквизиторы смотрят? На костер бы его! Кол ему осиновый в горло!
             Эту вакханалию завершил фра Джиоржио:
     -  Бодрствуйте, чада мои! И придет выродок на землю нашу!
Сойдет к нам ангел мрака, именуемый Антихристом. И
явится он в образе человеческом – флорентинце Леонардо.
Душу он дьяволу продал и собственной кровью договор
подписал. И снизошел в преисподнюю. Ему было интересно,
как она устроена. Насмотрится, как грешники варятся в котлах,
 как черти хлопочут возле них. Да проклянет его Всевышний!
Да пребудет с нами божья благодать!

Долго не расходилась толпа. Ночью я глаз  не сомкнул. Думал, отчего так озлоблены люди? Вы никому не сделали зла. А что
до ваших механизмов, что вы изобретаете, так потом люди станут
пользоваться ими.
            -    Не суди простых людей, Франческо. Они живут трудной жизнью. Их раздражают мои наблюдения и дела. Простым людям они
кажутся пустопорожними и даже вредными А, может быть, и
вправду  мои занятия бессмысленны?
            -   Но ваши картины дорого стоят. За Мону Лизу король заплатил четыре тысячи экю, целое состояние. А вы истратили их на свои
опыты и механизмы. Слава Господу Богу король расщедрился и  заплатил жалование за пять лет  И теперь этих флоринов нам хватит надолго. Но скажите, учитель, где же вы пропадали? Что с вами случилось? Никто в замке не видел вашего исчезновения.
            -   Я и сам не понимаю, как мгновенно я оказался в совсем  не знакомом месте. Не знаю, какая сила подействовала на меня. Но очень скоро я понял, что я в Московии. Меня приняли за лазутчика, осудили и
отправили в исправительно-трудовой лагерь.
             -     Вас хотели исправить трудом в этом лагере? Разве это можно?
             -     Нет, конечно. Людей превращают в рабов, заставляя их работать за кусок хлеба. Среди них много людей не согласных с главным
правителем Московии. Несогласных  убивают. Понимаешь. Франческо, мир не изменился за четыреста лет.
              -     Святая мадонна! Как же вам удалось уцелеть?
              -     Меня спасла живопись. Я же не разучился рисовать. Но не будем больше  о мрачном будущем. Я так мечтал поужинать с хорошим красным вином. За здоровье короля!