Зоя Федорова

Актеры Советского Кино
Естественный процесс смены поколений приобрел в кинематографии 30-х годов катастрофический характер во всем мире. Во всеоружии новой техники явилось звуковое кино и потребовало полного обновления кадров режиссуры, сценаристов, актеров. Выяснилось, что люди, сделавшие «немое кино», звуковому не нужны. Так, лучший режиссер американского кинематографа Дэвид Гриффит оказался безработным и даже Чаплин с трудом удержал свою популярность. Однако для американской кинематографии стало сенсационным не то, что из кино вынуждены были уйти почти все его «молчаливые звезды», а то, что самая прославленная из них Грета Гарбо заговорила с экрана.

Процесс вытеснения людей, делавших «немое кино», из кино звукового происходил и в нашей кинематографии. Конечно, он не был коммерчески-циничным и бесчеловечным, как в Соединенных Штатах и Западной Европе, но и у нас произошла некоторая смена.

Среди молодых актеров, пришедших на наши киностудии не только действовать, но и говорить, сразу же обратила на себя внимание большеглазая, курносая, веселая Зоя Федорова. Больше того, вскоре стало ясно, что обойтись без нее невозможно. Она пришла в звуковую кинематографию так, как будто ей заранее было приготовлено в ней место. Казалось, признание зрителей ей не нужно было завоевывать, оно как бы ожидало ее появления на экране.

Начало актерского пути Зои Федоровой было бесхитростным и веселым. Она наивно лукавила, озорничала и, казалось, совсем несерьезно относилась к приключениям, участницей которых была в «Гармони» — одной из первых звуковые наших картин. В этом фильме Зоя Федорова и понравилась и запомнилась, но первую славу ей принесла другая работа — фильм «Подруги». Она играла в нем вместе с прославленной актрисой «немого» кино Яниной Жеймо и обладавшей большим театральным опытом Ириной Зарубиной. Конечно, Федоровой было трудно соревноваться с такими партнершами — у нее тогда не было еще ни театральной, ни кинематографической биографии. Но тем не менее она по-хозяйски уверенно заняла свое видное место среди многочисленных персонажей картины. С этой роли она крепко запомнилась зрителю.

Это было понятно. Успех Федоровой не был случайным. Она правдиво и достоверно сыграла девчонку с питерской рабочей окраины, которая вместе с подругами попала в водоворот больших исторических событий, познала и войну, и революцию, и смерть, и труд, и любовь, пережила веселые и трагические, потешные и героические происшествия. Она создала образ, образ чистой, бесстрашной, веселой и простой участницы великой революции.

После «Подруг» Зоя Федорова как будто была занята только тем, чтобы закрепить то, что было найдено ею в этой картине. Одну из лучших своих ролей она сыграла в фильме, который даже названием своим подчеркивает преемственность образа, — он называется «Фронтовые подруги». Но закрепление и преемственность не всегда повторение. Если просмотреть фильмы, в которых участвовала Федорова, от ставших классическими «Человека с ружьем» и «Великого гражданина» до фильмов не очень значительных, станет ясно, что актриса всегда искала вариации полюбившегося зрителю образа. И от картины к картине образ «девчонки с заставы» становился все достовернее и глубже, обрастая деталями поведения, неожиданными поворотами характера.

Критики нередко подменяют анализ актерского своеобразия литературной характеристикой исполненных актером ролей. Когда речь идет о Зое Федоровой, эта подмена словно напрашивается — роли актрисы были однотипны, как бы продолжали одна другую и создавали почти единую биографию нашей современницы, девушки из народа, лукавой, озорной, смелой, иногда грубоватой, но всегда привлекательной.

В фильме «Великий гражданин», где она играла озорную комсомолку, впоследствии ставшую зачинательницей стахановского движения на своей фабрике, ее хорошо характеризовал герой картины Петр Шахов. Он рассказывал на стахановском совещании о том, как к нему пришла очень красивая девушка и сказала, что хочет быть похожей на Надю Колесникову (Зою Федорову), а не на какую-нибудь кинозвезду, Мэри Пикфорд в красивом платье. А что в ней особенного в Наде Колесниковой? — спрашивал Шахов. — Курносая, злючка ...

А что в ней особенного, в Зое Федоровой? — повторю я вопрос Шахова. Действительно курносая, настойчивая и энергичная (эти качества подразумевал Шахов, назвав ее «злючкой»), выхваченная из гущи жизни героиня, ни разу не надевшая красивого платья кинозвезды, она стала предметом подражания своих сверстниц, сидевших в зале кинематографа. В чем же секрет успеха актрисы?

Мне кажется, что этот успех прежде всего в обаянии.

Конечно, это не совсем искусствоведческий термин, но без него не обойтись, когда речь идет об исполнительском, актерском искусстве. Я не могу в этой короткой статье полностью расшифровать понятие «обаяние». Скажу только, что это актерское умение вызвать сочувствие зрителя, умение заставить его поверить себе, умение ему понравиться и даже влюбить его в себя. Качество это воспитывается с трудом, оно как бы является прирожденным качеством актеров. Но это вовсе не значит, что «прирожденность» уменьшает ценность этого качества. У певцов голосовые связки устроены особым образом, но не к одной же физиологии можно свести искусство Шаляпина или Обуховой. Физиология здесь только в начале искусства. Так и актерское обаяние — это естественное качество — созревает, эволюционирует, даже пропадает, если актер не умеет им пользоваться.

Зоя Федорова умело и тонко использует свое обаяние, свою естественную привлекательность прежде всего как обаяние социальное. Ее внешность, ее поведение на экране, манера говорить, двигаться, реагировать характеризуют прежде всего социальную природу ее героини. Она не только воспроизводит тип комсомолки эпохи гражданской войны, а затем 20-х и 30-х годов в их общности и различиях, она прежде всего демонстрирует народность этого характера, вскрывает не только юмор поведения, но и скрытый за ним социальный пафос, историческую страсть к справедливости и свободе.

Тут нужно сказать еще, что с Зоей Федоровой, Борисом Чирковым, Борисом Бабочкиным в кинематографию 30-х годов пришли реалистические герои, реалистические актеры. В нашем «немом» кино нормой актерского поведения была прежде всего экспрессивность, прямое выражение темы, которую нес герой. Актеры заботились главным образом о прямом воздействии на зрителя и играли поступки, а не поведение в предложенных им обстоятельствах. Поэтому они не заботились об естественности, им ее заменяли темперамент, страстность исполнения. Актеры-реалисты играют характер, даже героическое поведение слагается ими из различных компонентов, из жизни наблюденных деталей естественного поведения.

Зоя Федорова хорошо знает секреты естественности, и потому она «заземляет» даже героическую ситуацию, но так, что ее патетическое звучание от этого только выигрывает.

Сила образов, созданных талантливой актрисой, не могла не повлиять на актеров следующего за ней поколения. Вспомним, как в фильме «Молодая гвардия» Инна Макарова играет Любку Шевцову, и мы увидим, что в основу этого образа лег не только литературный прототип из романа А. Фадеева, но и традиция исполнения, созданная Зоей Федоровой. Так возникает актерская эстафета, преемственность образа.

Актерская, да и личная биография Федоровой были искусственно прерваны в период войны. Она не проработала и десяти лет в искусстве, когда ее изолировали от него на пятнадцать лет. Вернулась она к любимому делу только в середине 50-х годов. Она ушла молодой женщиной, игравшей своих сверстниц, а вернулась уже тогда, когда больше не могла их играть. Нужно было переучиваться, искать новое амплуа, новый образ. И тут сказалось подлинное мастерство актрисы, не иссякшее и не потускневшее за годы вынужденного отсутствия. В новых ролях, изображая не темпераментных, озорных девушек, а их уставших матерей, Зоя сохранила и свою актерскую технику, и наблюдательность большой актрисы, и, конечно, свое удивительное обаяние.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Зоя Федорова всегда была и остается крупной актрисой.

М. Блеймон (статья из биографического альманаха «Актёры советского кино», выпуск второй, 1966 г.)

ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Зоя Алексеевна Федорова. Родилась в 1911 г. в Ленинграде. Окончила театральную школу при Московском театре Революции.

Снималась в фильмах:
1. Встречный (1932) — жена Чуточкина.
2. Гармонь (1935) — Марусенька.
3. Подруги (1935) — Зоя.
4. Летчики (1935) — ассистент врача.
5. Женитьба (1937) — Дуняша.
6. Шахтеры (1937) — Галя.
7. Большие крылья (1937) — Леля.
8. Великий гражданин (1937) — Надя.
9. Враги (1938) — Дуня.
10. На границе (1938) — Варвара Власова.
11. Человек с ружьем (1938) — Катя.
12. Ночь в сентябре (1938) — Дуня.
13. Огненные годы (1939) — Анна.
14. Станица Дальняя (1939) — Дарья.
15. Музыкальная история (1940) — Клава.
16. На путях (1940) — машинист.
17. Патриотка (1941) — Франя.
18. Фронтовые подруги (1941) — Наташа.
19. 60 дней (1942) — Люсенька.
20. Иван Никулин — русский матрос (1944) — Маруся Крюкова.
21. Свадьба (1944) — невеста.
22. Медовый месяц (1956) — повариха.
23. Своими руками (1956) — Мария Сергеевна.
24. Поэт (1956) — Тарасова.
25. Девочка и крокодил (1956) — Надежда Федотовна.
26. Ночной патруль (1957) — Марфа.
27. Девушка без адреса (1957) — Комаринская.
28. Дружок (1958) — тетя Наташа.
29. В нашем городе (1959) -— Бронислава Антоновна.
30. Я вам пишу (1959) — мама.
31. Алые паруса (1961) — гувернантка.
32. Сердце не прощает (1961) — Домна Егоровна.
33. Взрослые дети (1961) — Татьяна Ивановна.
34. Знакомый адрес (1962) — жена Пьедесталова.
35. Шестнадцатая весна (1963) — соседка.
36. Слепая птица (1963) — женщина с кошелкой.
37. Это случилось в милиции (1963) — Екатерина Ивановна.
38. Пропало лето (1963) — тетя.