Первый урок Рассказ

Владимир Петрович Трофимов
ПЕРЫЙ УРОК

Первый урок Закона Божьего у второклассников состоялся в середине сентября. До первого урока у родителей был выбор: ориентировать своих детей на светское воспитание и посещать уроки этики или попытаться приобщить ребёнка к православной церкви. Первый вариант, несомненно, полезен для общего развития человека, а во втором, в возрождении и укреплении веры, в наибольшей мере должна быть заинтересована, предполагаю, сама церковь.   

Из двух параллельных классов собралась группа. Был пасмурный, ветреный и холодный вторник. Когда прозвенел звонок, девочки и мальчики вошли в класс. От привычного класса помещение отличалось наличием большого количества икон. Выделялась и довлела значительных размеров икона  в резном окладе.

Тихие, как мышки, ребята уселись за парты. Наставница потенциальной пастве представиться как-либо не сочла нужным. Но, может быть, это только мой внук, ошеломлённый необычностью обстановки, не уследил эпизода первого знакомства?  Однако же, поскольку речь идёт о Законе, сомнения следует трактовать в пользу юного соискателя жизненного пути.

А за стеной, в кабинете труда, пилили, строгали, стучали.

Сорока пяти минут урока  внуку хватило, чтобы у него сложилось собственное мнение. Божеский лик на большой иконе олицетворял собою вселенскую скорбь. Большие глаза такие грустные, лицо такое печальное. С не меньшей силой мучительную горесть и неизбывную усталость выражали лики других икон. Мальчику хотелось спрятаться под парту.

А за стеной пилили...

Преподавательница выяснила, кто из ребят крещёный и кто посещает святую церковь. Таких оказалось несколько, в основном девочки, и те уже сидели за передними партами. Остальные  нательных крестиков ещё не носили. Им-то наставница и адресовала гневные упрёки. Так её понял мой внук. На уроке Закона Божьего ощутил он себя человеком второго сорта, хотя точно знает, что он уже второклассник и не худший в классе.   

А за стеной строгали...

Разговор зашёл о молитвах, угодных Господу нашему. Одну – другую преподавательница прочитала классу. Смысл старославянского языка едва ли кто понял. Удивило юных слушателей, как можно читать так тускло и так монотонно?  Без учёта знаков препинания, без пауз, без декламации.  С них ведь всегда спрашивали – читать внятно и с выражением : «Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик»...

Жаль, не разъяснили ребятам, что действуют разные подходы к молитвенным текстам и к стихотворениям, например, о божьей птичке, которая «не знает ни заботы, ни труда», – это не  одно и то же, читаются в отличающейся тональности.

А за стеной стучали...

Наконец прозвеневший звонок возвестил об окончании второго урока Закона Божьего, и за стеной перестали пилить, строгать и стучать. Урок оказался очень показательным для нашего внука. Как прошёл урок, он рассказал большому семейному совету. Учтя впечатления и пожелания внука, совет вынужден был признать, что уроки этики пока что предпочтительнее.