Стихи протоиерея Валентина Мордасова

Свет
Воспоминание

Я помню каждый миг тех дней далеких,
Хотя, признаюсь, больно вспоминать
Скамеечку под сенью лип высоких,
Деревню нашу, дом, отца и мать.
Я помню, что они мне говорили:
- Сыночек милый, к Богу обратись.
И постоянно за меня молились,
Но я уже вкусил другую жизнь.
Молиться мне страшнее ада было,
Пойти на танцы лучше иль в кино;
Святое - непонятно и постыло,
Зато в охотку карты и вино...
Мне не забыть тот день из жизни прежней,
Последний день отца, он умирал.
Рыдая, мать казалась безутешной,
А я, хмельной, стоял и хохотал:
- Но где же Бог твой, что ж Он не спасает?
Он Исцелитель? Что ж ты не встаешь?
Иль с Богом люди тоже умирают?
И ты, отец, как все в земле сгниешь...
Он улыбнулся и сказал без боли:
- Я жив еще, а ты, сынок, мертвец!
Но если есть на то Святая Воля,
То знай, что воскресит тебя Творец!
Отца похоронили, мать молилась
Прося, чтоб я исправился, прозрел,
Но мне тогда совсем другое снилось,
Другим я жил, иного не хотел.
Молитвы, слезы - все мне надоело.
Мне стали в тягость мать и тесный двор,
И вот однажды я ушел из дома -
Тайком, глубокой ночью, точно вор.
И ликовал я:"Вот она, свобода!"
Огромный мир, вся ширь его - мои!"
Не знал, глупец, - иду на дно болота,
Где тина, гниль, обман и яд змеи.
Разгул, друзья - все это закружило
В водовороте суеты и зла.
В безстыдстве, пьянстве время проходило,
Но это не тревожило меня.
Не ведал я, что есть источник вечный
Живительной, спасительной воды,
Но не к нему я шел, увы, безпечный,
А в пропасть, в преисподню сатаны.
Круг развлечений в золото одетый,
Так ярок он для тех, кто ослеплен;
Я был слепцом, не видя рядом света,
В безбожный ад кромешный погружен.
Но кто же мог спасти меня от смерти?
Кто б плен греха дал силы победить
И вырваться из мрачной круговерти,
Воспрянуть к свету, распрямиться, жить?
Но, впрочем, не о том я думал...
Случилось как-то летом в сильный дождь
На улице внезапно встретил друга.
Земляк - но вдруг меня пробрала дрожь.
Явился мне внезапно мамин образ:
Глаза в слезах, печальны, как всегда.
Забилось сердце, задрожал мой голос,
но вырвались бездушные слова:
- Ну как там мать, меня хоть вспоминает?
Наверно, давно уж прокляла,
Хочу заехать, только время не хватает,
Сам понимаешь: все работа да дела.
- Дела, работа, помолчал бы лучше!
Твои дела нетрудно угадать.
Скажу тебе, но только сердцем слушай
Про то, как "позабыла" тебя мать:
Когда ты скрылся, то она от горя
Вся поседела, ведь тобой жила!
И каждый день с недугом лютым споря,
Шла на распутье и тебя ждала.
И простирая свои руки к небу,
Молясь во имя пролитой Крови,
Она была для всех живым укором -
Столпом надежды, веры и любви.
Ну а когда стоять была не в силах,
Когда, недужная, совсем в постель слегла,
Кровать к окну подвинуть попросила,
Смотрела, плача, и тебя ждала...
Его слова, как ковш воды с отлета,
С души сорвали, смыли коросту;
Я задрожал, промямлив, вроде, что-то,
Спросив:"Она жива? Скажи прошу!"
- Как знать сейчас, а уезжал - дышала,
В бреду шептала те же все слова:
"Сыночек милый, ты приедешь, знаю ".
А у тебя работа, да дела...
Потом бежал я, словно гнали плетью,
С желаньем, прожигающим огнем:
Увидеть мать, не опаздать, успеть бы,
Прощенье вымолить, покаяться во всем.
Вокзал и поезд - все в одно мгновенье;
Недолог путь, но будто много дней;
И сердце, словно вторило движенью,
Стучало в такт: скорей! скорей! скорей!
Не помню, как я вышел из вагона
И тенью трепетной шагнул с испугом в ночь.
Сжималось сердце, что и как там дома?
То замирало, то как конь рвалось.
Но вот деревня, за погостом рядом,
Могилок холмики, и силуэт креста,
И будто за разрушенной оградой
Увидел я стоящего отца.
И в этот миг вдруг слов его значенье,
Прозреньем озаренный, осознал:
Бессильна смерть, всесильно Воскресенье!
Ты жив, отец, и ты не умирал!
Могильный холм обняв его холодный,
Я плоть креста слезами орошал.
- Ты жив, отец, а я мертвец зловонный.
Прости меня! - со стоном я взывал.
Я искуплю грехи любовью к маме,
Сыновий долг исполню я сполна,
И ты, отец, ты в сердце будешь с нами...
Но вдруг взошла холодная луна.
И все вокруг безстрастно осветила...
О ужас! Только тут заметил я,
Что рядом чья-то свежая могила.
Но я-то знал, я сразу понял, чья!
Мой стон, наверное, тогда весь мир услышал -
Деревья вздрогнули, чтоб больше не уснуть -
Ударил эхом он, как молотом по крышам,
Но только маму этим не вернуть!
- Встань, мамочка, прости меня, родная, -
Взывал я в голос, - встань, открой глаза,
Давай молиться вместе, дорогая,
Ты только встань и уж прости меня!
Не было ответа, шли мгновенья,
Слагаяся минутами к часам,
И вдруг я понял, Кто дает прощенье,
И с воплем руки поднял к небесам...
И эта ночь была последней ночью
В моей безбожной жизненной ночи,
Она открыла мне слепые очи;
Нашел я путь, и дверь, и к ней ключи.
С тех пор себя е мыслю я без Бога,
В Нем жизнь моя и счастья полнота.
Огромен мир, но мне одна дорога:
Сквозь тернии - в объятия Христа...
Когда я вижу пред собой отныне
Заплаканную сгорбленную мать,
А рядом с ней напыщенного сына,
От всей души мне хочется сказать:
- Вы, матери, скорбящие за сына,
Прострите с верой руки к небесам
И знайте, что молитвы ваши в силах
Творить и после смерти чудеса...
Вы, сыновья, забывшие о Боге,
Взгляните на рыдающую мать,
Оставьте грех, чтоб не пришлось в итоге
Вам эти слезы горькие пожать.

Завещание матери               
Сын мой! С тобою я скоро расстанусь.
Пришел мой черед, ухожу
Туда, где неведомы грусть и усталость,
Где Богу возносят хвалу.
Где нету тревоги, болезни, печали;
Уже на пороге стою.
Послушай, мой сын, что тебе завещаю,
Исполни же просьбу мою:
Одень меня просто, без долгого сбора,
И гробик попроще найди,
Чтеца призови, и пусть после канона
По мне прочитает псалмы.
Богатых поминок с застольем не надо,
Как принято делать везде.
Лишь гордости это греховной в усладу,
Но нет покоя в душе.
Свези меня в церковь без светского пенья
Запомни, что я говорю:
Пускай хоть недолго - до погребенья -
Побуду лицом к алтарю
Поставь на могилу мне крест деревянный,
От всех избавляет он бед.
А мрамор, гранит - словно груз окаянный -
Усопшему в тягость и вред.
Вином поминать меня, сын мой, не станешь!
Про это прошу не забыть.
Ведь этим лишь душу мою ты поранишь,
А лучше - и вовсе не пить!
В годину по мне закажи ты обедню,
Поставь у Распятья свечу,
Подай, сколько можешь по милости, бедным -
Все это тебе по плечу.
А если вдруг сердце забьется тревогой,
Ко мне на могилку приди.
И преподобного Серафима
Правило тихо прочти...
Господь Милосердный пошлет утешенье,
От бед - в покаянии дверь,
Проси у Него и у ближних прощенья,
Молися, надейся и верь.               

 

Протоиерей Валентин Мордасов (1930-1998)

Псковский старец протоиерей Валентин Мордасов родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области, его детство и юность прошли в Ленинграде. Отец семейства Анатолий Сергеевич Мордасов работал на Кировском заводе мастером, мать протоиерея Валентина была медицинским работником, оба они были далеки от веры.
В стране Советов верующих людей преследовали за веру – коммунисты старались воплотить в жизнь один из постулатов основоположника коммунизма: «Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако вопреки всем усилиям властей и среди молодёжи стали появляться люди всей душой стремящиеся к Богу. Одним из них был Валентин Мордасов. В 1947 году после окончания школы юноша по совету родителей поступил в Машиностроительный техникум. Через три года он получил специальность киномеханика, однако, по специальности работал не долго - поступил в Духовную семинарию. В те годы ему посчастливилось встретиться с ныне прославленными великими старцами преподобным Серафимом Вырицким (1865-1969) и преподобным Симеоном (Желниным) (1869 -1960). Иеросхимонах Симеон стал духовным отцом Валентина. До 1960 года семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону за духовными советами и наставлениями. А когда Господь призвал к себе своего избранника, стал обращаться за духовной помощью к настоятелю Георгиевской церкви погоста Камно протоиерею Иоанну Максимову. Когда в 1953 году отец Иоанн благословил его искать невесту из певчих Георгиевской церкви - Валентин выбрал Александру Васильеву.
1 августа 1953 года Валентин подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание
Валентина и Александры. 28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском
кафедральном соборе Ленинграда Валентин был рукоположен в сан дьякона, а 29 августа 1953 года в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области - в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области.
Отец Василий 45 лет служил в разных приходах Псковской области. Каждый раз с приходом отца Валентина увеличилась посещаемость верующими приходских церквей, улучшалось материальное положение храмов. За годы пастырского служения он ни разу не был в отпуске. Лишь незадолго до кончины, когда совсем ослабел, написал прошение об отпуске.
Каждый день он посвящал себя служению Богу и ближним. Он и представить себе не мог, как можно оставить приход и уехать в отпуск. Он знал, что верующие люди нуждаются в ежедневной поддержке, не мог доверить никому вверенный ему приход. Он всегда был готов дать мудрый духовный совет, утешить, поддержать в трудную минуту любого человека. Люди любили доброго пастыря и тянулись к
нему, каждый получал духовную помощь и житейский совет. По ночам отец Валентин читал духовную литературу, выписывал наставления святых отцов, составлял сборники. По благословению духовника верующие люди переписывали исписанные им тетради с высказываниями святых, каноны, акафисты.
Верующие люди отмечали, что батюшка прозорливый, ему были открыты
забытые грехи. Часто даже не задав вопрос, верующий человек получал ответ.
На всенощном бдении во время помазания отец Валентин говорил каждому
подходящему к нему какое-либо краткое наставление, при этом люди отмечали, что услышанные слова были ответом на волнующий их вопрос, содержали нужный совет. Велика была вера подвижника, он умел зажечь веру в сердцах сомневающихся людей.
Отец Валентин говорил: «Чего же удивляться, что молитвы наши часто не
бывают успешны; причина этого в том, что мы не живем по воле Господа Бога, но по своей и диавольской. Стоит только начать исполнять какую-нибудь одну заповедь — например, «любите врагов» — и молитвы будут многоплодны».
Протоиерей Валентин всю свою жизнь посвятил Господу, жил по заповедям
Божиим, старался отречься от своей воли, а творить волю Божию. Поэтому Господь и слышал своего избранника – молитвы его были «многоплодны».

Приведём несколько отрывков из книги Людмилы Аваловой «На божественной страже».
Из воспоминаний духовного сына старца Валентина:
«Батюшка не любил отсебятины, поэтому в частных беседах от своего мнения чаще воздерживался, почти на всё у него было мнения святых отцов. Мы не знали точно, когда батюшка начнёт проповедь, случалось, что он начинал проповедовать и два и три раза за службу. Тогда он со светлым, вдохновлённым лицом выходил на амвон, и казалось, только всего и делал, что своими словами излагал уже знакомый нам евангельский сюжет, но какие он находил слова! Его мысль открывала нам Писание с неожиданной стороны, а в простоте его речей обнаруживалась истинная глубина святоотеческого толкования. Мы вдруг узнавали свою собственную жизнь, самих себя. И невольно соглашались с обличением, и чувствовали батюшкину любовь, и переполнялись благодарностью. Заканчивалась проповедь словами: «Вот
чему учит нас сегодняшнее Евангелие», «Вот и нам так надо!», или: «Святые угодники Божии, молите Бог о нас!»...»
По молитвам подвижника исцелялись и смертельно больные люди.
Из воспоминаний духовной дочери старца Валентина:
«Относилась я к нему всегда со страхом, несмотря на любовь, потому что знала, что он принимает во мне деятельное участие, несмотря на то, что сам в колоссальном духовном и физическом напряжении. Зачастую на невысказанные вопросы получала ответы в проповеди или в чтении, а иногда и просто в словах Батюшки, ни к кому как будто конкретно не обращенных...
Был повод мне убедиться и в том, что батюшкина молитва способна воскресить из мёртвых. Этот случай произошёл с моей мамой. Ей было 72 года, когда смерть приступила к ней, я получила вызов срочно приехать, чтобы с ней проститься...

Вспомнились слова, недавно произнесённые батюшкой при благословении:
«Если придёт горе, принимай, как должное»...
К батюшке я приехала на другой день утром, когда была служба в храме. Перед началом, подходя под благословение, сразу сказала, что мама умирает. Он посмотрел на меня внимательно, серьёзно. Благословил в дорогу и ушёл в алтарь совершать проскомидию...
Билет взяла на следующий день. Ехала в непонятном для меня спокойствии.
Приехала... Родственники рассказали мне, что после того, как мне сообщили, она лежала без сознания, дышала с трудом. Временами казалось, что не дышит... Врач полагал, что до утра доживёт навряд ли. Утром после 10 подошли родственники проверить: жива ли? Тут и произошло чудо: мама как-то глубоко вздохнула, потом стала дышать хорошо... Через несколько дней пришла участковый врач... Увидев
живую бабушку, подкрепляющуюся кашкой, она была в крайнем удивлении. Так подтвердились другие слова батюшки, что если душа не готова, то Господь по Своему милосердию может дать ей ещё некоторое время. Смерть отступила как раз в то время, когда батюшка ушёл в алтарь совершать проскомидию...»

«Иеромонах Н. страдал пристрастием к вину. Доведенный до отчаяния, не
знал, что и делать. Ему посоветовали обратиться за помощью к протоиерею Валентину Мордасову, настоятелю храма вмч. Георгия погоста Камно около Пскова. С большой верой воспринял он этот совет и приехал в неизвестное для него место. Отец Валентин с любовью принял его, выслушал, и после совместной молитвы страсть сразу оставила его. В течение нескольких лет он не испытывает никакого пристрастия к вину и не употребляет его».

Из воспоминаний духовной дочери протоиерея Валентина Мордасова: «Хочу
поведать об одном явлении в жизни нашей семьи. Есть у нас родственница, которая пропивала свою жизнь, проводя ее в бедах и несчастьях, как и многие ныне, подобные ей... Однажды каким-то невероятным образом зашла она в деревенский храм поставить свечку. Остановилась, прислушалась, что говорят. Отец Валентин говорил о чудесных свойствах святыни и, как бы, между прочим, сказал, что если
принимать крещенскую воду хотя бы по глотку или ложке натощак 40 дней, отстанешь от пьянства. Запали ей в ум эти слова. Через какое-то время она пришла и попросила воды. Я дала ей, и она стала ее пить. Считала дни. Иногда утром просыпалась с диким желанием выпить, но вспоминала, что не принимала еще водички, и начинала день с ложки воды. Желание выпить спиртного проходило. И так — день за днем. Сейчас не пьет.
Однако враг нашего спасения без боя не сдается. Прошло время, и ее сын, семнадцатилетний юноша, стал замечать за собой, что его тянет к вину с невероятной силой. Тогда он обратился к матери: «Мама, помнишь, ты пила воду натощак, дай мне той воды». Так тяга к зелью и у него пропала, как и не было ее».
Духовные чада рассказывали, что в семидесятых годах к отцу Валентину
стало приезжать много верующих людей не только из разных городов России, но и из Белоруссии и Молдавии, приезжали даже автобусы с паломниками. Многим людям он дарил духовную литературу, да ещё приговаривал: «Бери, потом не будет, а если и будет, то купить не сможешь, пенсии не хватит».
Подвижник был строг к себе, мало кто бывал у него дома, а кому посчастливилось побывать, говорили, что он был «настоящий аскет в еде и в одежде, и в жилье».
Сам отец Валентин с матушкой жили крайне бедно, расценки на требы батюшка устанавливал очень низкие, но всегда находил возможность порадовать приходящих ему людей подарочками.
А люди, которые появлялись у батюшки первый раз, иногда получали более десятка духовных книг. Старец Валентин говорил: «Главная цель пастыря — это спасение людей, вверенных его попечению».
12 июля 1974 года погиб двадцатилетний сын протоиерея Валентина. С великим смирением принял отец Валентин тяжёлую утрату. Он не раз помогал и прихожанам справится с унынием и отчаянием в трудную минуту. Приведём лишь один пример.
Одна верующая женщина рассказывала, что когда её любимого внука сбила
машина, она была близка к отчаянию. Протоиерей Валентин горячо молился за неё, и по его молитвам Господь помог ей смириться с потерей. Однажды, когда слёзы застилали глаза, а тоска защемила сердце, вспомнились вдруг слова молитвы «Отче наш...»: Когда она произнесла слова « да будет воля Твоя!» чёрная пелена упала, пришла ясная мысль: «Ведь это не моя воля, а Его, выходит я против его воли?!».

В книге «Что посоветуете, батюшка?» опубликованы ответы отца
Валентина на вопросы верующих людей о болезнях и скорбях, приведём лишь некоторые из них:
Скорбь, теснота, болезнь, труды сближают нас с Богом, если разумно
переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.
Для того, чтобы исцелиться от болезни, необходимо, чтобы над вами
совершили Таинство Елеосвящения, иначе — Соборование. Священник в
специальных молитвах просит о том, чтобы было исцелено не только тело,но и душа, так как причиной многих болезней тела являются болезни души — грехи. Кроме того, святые отцы советуют, прежде чем обращаться к врачу, раскаяться в грехах, т.е. поисповедоваться и принять Святые Тайны Христовы. Также очень помогают молебны о здравии, совершаемые по вашему заказу в церкви. Некоторым очень помогает, когда они просят молиться о них в монастырях, заказывая поминовения о здравии на длительные сроки: на месяц, на полгода или на год. Но если все предпринятые вами способы не помогают, то к болезни нужно относиться как к очистительному средству от грехов, как к Кресту.
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее; все это ради того, чтобы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
Нужно знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усмотреть
волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни... Лучше бы верующему
христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание...
Преподобный Феодор Студит говорил: «Не делай болезни поводом к безделью». Больному хорошо читать (или слушать) Божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.
Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению.
Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия.
Кто старается о больных и бедных, тот будет избавлен от смерти мучительной, а кто ненавидит их, тот будет изгнан от Христа.

Отец Валентин предупреждал, что люди, которые ухаживают за больным с
брезгливостью, недовольством, уничтожают благие плоды своего труда.

Отрывки из проповедей отца Валентина:
«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
До того времени, как Иисус Христос пострадал за род человеческий, сила диавола была крепка, но после этого уничтожена была сила его. В Евангельском бесноватом содержался легион 6 тысяч бесов. Бесы просились войти в свиней, вошли они по повелению Божию, и утонули свиньи. Но люди, узревшие чудо, вместо благодарности просили отойти от их пределов. Беснования и ныне часты. Бешеный пьяница бьется, ругается, раздражается, злобствует, тащит все из дома. Беснование зависти молча сжирает человека. Беснование скупости. Беснование
плотской страсти вгоняет человека в тоску и отчаяние, если не удовлетворяется. Беснование зрелищ: футбол, рок концерты, телевизор.
Беснование срамословия - оскверняет душу, уста. Беснование ревности, лукавства, неприязни, сластолюбия, чревоугодия, хулы, суровости, нетерпения, буйства, осуждения, злословия, рассеянности, лености, мнительности и пр. Все мы временами бываем делателями диавола. Будем же прибегать к Господу, моля усердно, да дарует благодать разума возлюбить Его. Одна Его любовь способна исцелить душу и помогает избегать плотоугодия. Отсюда все грехи, как у жителей Гадары, возлюбивших своих свиней (земные блага) и велевших отойти от них
Господу. Мы же знаем средства для возогревания любви ко Господу: это
Евангелие, Святые Таинства, молитва, духовные книги, святыни и т.п.
Так возлюби же Господа всем сердцем, всею душою, всем помышлением.
Аминь.

«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Во время жизни Господа Иисуса Христа, когда сходил Он с горы, приступил к Нему человек, прося о сыне, повергаемом духом нечистоты то в огонь, то в воду. Что же Господь сказал: "О, роде, неверный и развращенный! Вот причина беды: в Бога не веруют, не молятся, пируют, развратничают. Вот почему для вразумления отца и сына был послан бес.
Так же и у богача, имеющего пять братьев, в жизни не было места Богу.
По той же причине и ныне много бесов входят в людей. Батюшки видят это из ответов бесноватых. И ныне Господь также вразумляет людей. Человек приготовляет грехом дом для беса, не защищает себя ни молитвой, ни крестом, ни святыней, потому враг и вселяется...»

«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В сегодняшнем Евангелии, читаем за службой, описывается женщина, 12
лет лечившаяся у врачей, но не имевшая исцеления. Услышав о Иисусе
Христе, она возымела веру: если прикоснусь, то исцелюсь. Потому,
прикоснувшись с верою, исцелилась. Иисус Христос решил это огласить:
Кто прикоснулся ко Мне? Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Вера и
нам нужна на каждом шагу. На исповеди грехи прощаются, если с верою.
Причастие с верою, молитва с верою, чтение Слова Божия с верою
приносят пользу духовную. С верою получаем благодатные исцеления.
Прикосновение. Мы с ним встречаемся часто: Иконы, Евангелие, Крест,
мощи Святых, просфора, святая вода, благословение священника,
прикосновение к чаше - все эти прикосновения нас освящают.
Кровоточивая женщина исцелилась у Бога, а не у врачей, потому и нам
нужно прежде обращаться к Богу, а потом к врачу. Болезни чаще мы имеем за грехи, потому и исцеление от Бога при Святых Таинствах, использовании святынь. Болезнь нужно нести с терпением, т.к. грехи прощаются за терпение.
У кого перед глазами вечность, тот потерпит время скорби. В болезни читай духовные книги, молись, пригласи опытного врача, не отвергай врачебной помощи по гордыни. Лечись без ущерба вере, не снимай крест, старайся соблюдать пост. Не можешь ходить в церковь, сделай ее дома, но не ропщи. Послужи другим больным, но не возносись, выше сил не бери дел. Не посещай тех больных, которые расстраивают твое душевное устроение. Утешай больного веселым лицом.
Посещение и утешение больных и страждущих выше поста и молитвы. Помни, что сильно изнуренных больных тяготят посещения. Вечное блаженство дается злостраданием. Через что воскреснет душа? Через внутреннее покаяние. "Я сто раз умираю и сто раз воскресаю, через покаяние", - говорит апостол Павел...»

В заключении приведём отрывок из книги протоиерея Валентина
Мордасова «Кто кем побежден, тот тому и раб».

В жизни человеческой есть весна — это юность, есть лето — это мужество, есть и осень — это старость. И тебе, добрый христианин, может быть, придется дожить до старости — до своей мрачной осени. Повянет твоя молодость, поблекнет красота твоя; силы и здоровье оставят тебя: заноют кости, задрожат члены. Голова твоя убелится сединами; лицо твое пожелтеет и покроется морщинами, руки
твои ослабеют, ноги твои подогнутся и весь стан твой, теперь бодрый и прямой, наклонится к земле, от которой взят ты и куда пойдешь; не в службу тогда, а в тягость будешь ближнему. Спеши же, друг мой, пока есть силы и здоровье, спеши потрудиться на спасение души своей. Придет твоя осень — болезненная старость, упустишь лето свежее, не воротишь ясных дней, и опоздаешь ты со своими добрыми делами. И рад бы ты был посетить тогда обитель святую, да болезни остановят тебя; и рад бы ты сходить тогда в церковь Божию — постоять на молитве, да ноги не послужат тебе; и хотел бы ты пособить брату твоему, да не станет у тебя сил разогнуть рук своих... Спеши творить добрые дела, пока силы есть! Не откладывай до старости! Чего в юности не собрал, то найдешь ли в старости?
Не отложил же ты до осени летних работ, не провел ты лета в праздности, а то насиделся бы голодным. Не откладывай же до старости и того добра, которое ты можешь и должен делать, а то голод и жажда застигнут душу твою. Не откладывай служить Господу, не откладывай помогать ближнему. Трудись, пока силы есть. Готовься, чтобы спокойно встретить зиму свою — неизбежную смерть — и радостно, без трепета покрыться белым саваном. Аминь»

Составлено по материалу Официального сайта Псковского Епархиального Управления