Автопортрет. Интервью с Алкорой

Творческая Мастерская Алкоры
(Из интернет-журнала «Жизнь МФ ВСМ» вып.37 от 04.06.13,
   содержание выпуска  http://www.stihi.ru/2013/06/04/4490)

Мы представляем одного из самых популярных авторов Стихи.ру и Проза.ру, Подвижника молодых поэтов, Гранд Магистра МФ ВСМ, Звезду Фонда, ведущую страницы «Творческая Мастерская Ликбез» АЛКОРУ:

http://www.stihi.ru/avtor/koryalla
http://www.proza.ru/avtor/koryalla

  Алексей Алексеевич Осипов:

«Я познакомился с ней там же, где познакомилось с ней большинство из Вас – на страничке конкурса «Мастер-класс» ТМ Ликбез. Это был май 2011 года, и на портале Стихи.ру я только-только зарегистрировался. Как «самый лучший» поэт на просторах Интернета, я номинировал свои «самые прекрасные» стихотворения на Мастер-классы 1 и 2. И что бы Вы думали? Мне немедля, со всего размаху «влепили» «двойку» по стихосложению. Это была Алкора!

Жуть, как я тогда обозлился, писал саркастические и гневные стихотворения, выпрыгивал, так сказать, из штанов. Старался доказать, что я гений…. Со временем только понял, насколько я ошибался в себе.

 Собрался, и потихоньку начал приводить свою тягу к сочинительству стихотворений в порядок. Одновременно на Алкору злился. Считал её снобом…. Именно злость на неё сделала из меня более-менее сносного сочинителя, которого  можно с натяжкой назвать поэтом.Сейчас я понимаю, что был очень несправедлив к ней. Я понимаю, что она чувствовала тогда, читая мои неказистые рифмованные ужастики.

Мы теперь дружим, переписываемся в меру того, как нам позволяет свободное время (его у нас, к сожалению, практически нет). Тем не менее, именно эта переписка в стихах, которая завязалась между нами, побудила меня взять у Алкоры интервью. Я хочу, чтобы вы знали, какой это замечательный человек. Я знаю!»

Интервью, взятое у Алкоры Алексеем Алексеевичем Осиповым в декабре 2012 года:

- Для начала – расскажи мне немного о себе.

- Рассказать о себе? Это непросто. В каждом человеке собрано воедино столько разных отражений его Я – противоречивых и  разноликих, -  как вместить их всех в один короткий ответ?! Да и знаем ли мы себя? В разное время человек рассказывает об одном и том же совершенно  по–разному, и это вовсе не означает, что он лжет. Просто он состоит из разных личностей. Во мне их тоже много: одни мне нравятся и помогают мне жить, другие – мои враги, они разрушают мою жизнь и отнимают силы. Осознавать это – уже очень много. Как правило, человек не замечает своей противоречивости и многоликости, и потому не управляет своими желаниями, эмоциями, мнениями, поступками. Познание самого себя, мне кажется, это ключ ко всему, в том числе, и к творчеству. Сочинительство стихов – это один из способов понять и познать себя.

- Ну, тогда начни свой рассказ с того твоего Я, которое является поэтом. Какая ты, как поэт?

- Давай сначала определимся, что такое «поэт». Умение складывать строки в рифму и владение техникой сочинительства? Или это особый взгляд на мир? Или - профессия, полученная в учебном заведении? Или – способ, самовыражения и самопознания?
Первому – технике стихосложения,  я научилась очень рано – в пятом классе средней школы: на уроке литературы учительница рассказала нам о правилах стихосложения и дала домашнее задание - срифмовать строчки на какую-то тему. Задание показалась мне до удивления легким – стихотворение написалось шутя, и с тех пор, забавы ради, я начала записывать свои мысли в рифму. Поэтический взгляд на жизнь у меня появился позже. Когда? Трудно сказать… Да и появился ли? Наверное, об этом лучше судить не мне. Все видят окружающий мир по-своему и описывают его – по-своему. У каждого – свое представление о поэзии.

 Сочинительство, конечно же, – это не моя профессия: я закончила технический ВУЗ в Санкт-Петербурге, где родилась и где живу до сих пор, и все мои профессии, приносившие заработок, так или иначе были связаны с работой инженера. По специальности я  программист,  а применение этому делу приходилось находить в разных сферах производства, на предприятиях самого разного профиля – в НИИ, ОКБ, ЗАО. В сумасшедшие 90-ые годы пришлось даже некоторое время поработать «во власти» - в качестве мелкого чиновника, специалиста районной администрации. Трудная и полезная  жизненная школа, между прочим! Именно тогда я начала свои дневниковые записи превращать в летописные зарисовки жизни страны  – впечатления  об увиденном и пережитом. Слишком много всего и сразу тогда поменялось в жизни, перевернулось с ног на голову – и в нашем Петербурге, и вообще – в России. Мы все тогда выживали, приспосабливались, открывали глаза на привычное,  ужасались и… менялись внутренне. Кто-то из моих бывших коллег, ИТР-овцев, нищал, спивался, становился разочарованным изгоем, кто-то – расцветал и богател, но большинство - умнели. Как повезло выжить мне – не знаю. Без работы я не осталась, хотя кое-что пришлось начинать с нуля. В итоге многое приобрела: утратив иллюзии и расставшись с привычным, человек открывает в себе  новые возможности. Я начала  размышлять об истории, политике, об устройстве жизни и свои мысли записывать – было не скучно!

- А все-таки, как и когда ты почувствовала себя литератором?

-  Потребность записывать увиденное была во мне всегда: сколько себя помню, я вела дневник, вернее, путевые заметки. То, что записывалось, становилось понятнее – помогало мне осознать себя и происходящее. Параллельно с дневником я писала стихи – тоже своего рода дневник, только лирический. Видимо, у меня был врожденный поэтический слух, потому что даже первые свои стихи я писала сравнительно правильно, хотя нигде (кроме того единственного школьного урока по литературе) специально не училась. Много читала, в доме всегда была и есть огромная библиотека. Никогда не пыталась что-либо из написанного издать, чтобы прославиться или удивить других. О моих стихах знали только самые близкие друзья, да и то - не обо всех! А дневник – это вообще был табу, это – личное. Писательство было моей отдушиной, способом понять мир. Вечно была (да и сейчас бываю) в кого-то влюблена – вот и ещё один повод для сочинения стихов! Не очень понимаю, как писательство может быть профессией, вернее, средством заработка: разве можно получать деньги за то, что тебе нравится делать? Что ты всё равно будешь делать – для себя?

- А чем  ты интересовалась? Было ли какое-то хобби?

- Чем только я не интересовалась, пусть и не всерьёз… Очень  многое хотелось попробовать лично, испытать. Увлекалась туризмом, зимним плаванием (моржевалась на Неве), политикой, театром, музеями, спортом – да  чем угодно, но только не стихами, не сочинительством – оно было скорее средством, способом существования, а не увлечением.

Больше всего меня интересовало, как всё в жизни устроено и для чего. Вернее не так - главными моими вопросами были не «как?» и даже не «почему?», а «зачем?». Зачем этот мир? Зачем в нём человек? Какое у него предназначение? Что есть человек во Вселенной, как устроено и зачем появилось мироздание? Интересы, прямо скажу – не девичьи! Стыдно сказать (стыдно перед нынешним поколением, которое никогда этого не поймёт и не одобрит), но я с огромным удовольствием училась и в школе, и в институте – мне нравится сам процесс получения знаний. Никогда не «халявила», не ловчила – все экзамены сдавала, честно к ним готовясь. Большинство школьных предметов мне были интересны. Остальные – не тяготили. То ли характер такой, то ли мне с учителями всегда везло, но школьные годы я вспоминаю с удовольствием –не только детские забавы и шалости, но именно процесс обучения! Как следствие этих «странностей»  я всегда была отличницей – и в школе, и в институте. По современным понятиям я – «ботаник».

Терпеть не могу эту «обзывалку» и в корне с ней не согласна: «ботаники» – это как раз те люди, которых я люблю и уважаю, зато совершенно не понимаю и не терплю весёлых и наглых «халявщиков», ищущих ловкие пути выудить рыбку из пруда без труда! Когда мне говорят, что из бездельников вышло  много гениев, я не спорю, но не особо этому верю: это или колоссы на глиняных ногах, или они просто таким образом играют на публику, чтобы её удивить: профессионализм и прочная база знаний никогда и нигде не бывает помехой способностям и  таланту.

- И, всё-таки,  какое у тебя главное увлечение?

- Помимо вечной влюбленности (а я – человек влюбчивый!), главным и самым длительным моим увлечением стала… ну, как бы это поточнее сказать, - йога, а вернее – её философия. А ещё точнее – практика поиска смысла жизни, построение собственной картины мироздания, эзотерика.
 
Началось всё с того, что меня занесло на занятия в группу йоги. В  годы перед перестройкой вся ленинградская интеллигенция уходила от скуки и лицемерия жизни  в «подпольё», каждый – в своё: кто – в диссидентство, кто – в западную поп-музыку, кто – в эзотерику. Я познакомилась с доморощенными русскими йогами. Собирались после работы в снятых частным образом подвалах, читали там самиздатовские книги, переписывали их от руки (!!!), практиковали  учения заезжих Гуру – учителей духовных школ. Запрятанная в глубине душе врождённая религиозность думающих людей таким образом искала пути к Богу – через задворки, самыми невероятными способами! Прикрывались мы занятиями в «группе здоровья», но на самом деле, занимаясь телом, искали своё понимание Бога, объяснение этой странной потребности души.

Отучилась я в группе йоги 8 лет, а потом – ещё столько же лет вела уже собственную группу: изучала разные известные в России системы духовного совершенствования, школы эзотерики, самостоятельно (по книгам, взятым в библиотеках, и по самиздату) готовила занятия для своих «учеников» - учила других, и через это училась сама. Самый лучший способ обучения – это подготовить урок для других, провести занятие! По кирпичикам (часто плохо стыкующимся) строила в голове собственную стройную картину мироздания, как синтез разных мистических учений. И всё это – параллельно с  основной и открытой жизнью – с работой и бытом, в стране, где процветал диамат и марксизм-ленинизм. В этой, внешней жизни я  не «высовывалась»: вслух не опровергала принятой  в СССР мировоззренческой картины мира. Жила и работала как все. Позже, когда перестройка подорвала экономику, и надо было просто выживать, я свою группу уже не вела, но по вечерам с упоением читала появившиеся, наконец, на прилавках книги по эзотерике, ходила на занятия к другим «гуру».

- Ты и сейчас увлекаешься эзотерикой?
 
- Нет, сейчас я к эзотерике отношусь отрицательно. Не жалею, о том, что было, но не признаю эти учения истинными. Отрезвление ко мне пришло вместе личным горем, случившимся в семье, а главное – благодаря  знакомству с настоящими профессионалами в области философии, религиоведения, истории и богословия – на лекциях Православного университета Петербургской Духовной Академии. Самиздат, он и есть самиздат. Когда человек, находясь в условиях изоляции от информации, читает  выборочные и искаженные факты и напитывается упрощенными представлениями о каком-то сомнительном (придуманном людьми) религиозном пути, то ничего хорошего из этого не получается. Ложь легко выдать за правду, если ты сам не имеешь прочной базы знаний и пользуешься чужими мнениями и непроверенными пересказами из других книг дилетантов, а не историческими фактами из серьёзной литературы. К счастью, я, крещёная с детства, пусть и с большим опозданием, всё же сумела освободить свою голову от современного синтеза надуманных и лживых учений и найти путь к православию.
 
 - Алла, а теперь – немного о том, какое место в твоей жизни сейчас занимает поэзия и, вообще – творчество?
   
- Писательство стихов и прозы (если так можно назвать мое писание «в стол» на протяжение всей жизни) никогда и не прекращалось! Почти ничего из записанного не утерялось. Благодаря моей специальности, у меня на рабочем столе всегда находится компьютер, а, значит – и возможность записать что-то в личный компьютерный архив. Накопилось много интересного, и желание оформить свои «записки» во что-то более литературное, конечно,  есть, но на это совершенно не хватает времени: семья, домашние обязанности, работа для заработка – всё это не отменяется!
 
- А как и когда ты пришла на Стихи.Ру, как стала там достаточно известным автором сайта? Как нашла Фонд ВСМ?

- Не смеши... Всё это – чистая случайность. Сначала в моей жизни появился интернет, общению с которым я очень долго противилась: для моих «развлечений» мне вполне хватало редактора Word. Потом, видимо, дочка уговорила меня подключиться к Интернету, уже не помню, как. Почти сразу же зарегистрировалась на Проза.Ру – кто подсказал этот сайт, тоже не помню. И только тогда, впервые в жизни, мне захотелось что-то из своих записок опубликовать для других. Ясно дело, никто меня на Проза.Ру не читал – способами «раскрутки» страницы я не владела, да и не ставила себе такой цели. Меня устраивал воображаемый (виртуальный) читатель, для которого я публиковала уже подготовленные мной в одном бумажном экземпляре отдельные главы своих «книг».

В том же же году, несколькими месяцами позже, я нашла для себя и второй сайт Дмитрия Кравчука – Стихи.Ру. Там история повторилась – я сбросила туда множество своих стихов и пребывала в полной читательской изоляции… Огорчалась, конечно же, но, смирившись с печальным фактом, начала читать стихи других – сравнивать себя с разными  авторами. Отзывов мне хотелось, но их не было: я тогда ещё не понимала, что на сайте отзывы – это товар: ты - мне, я – тебе! Качество стихов тут почти не имеет значения. А потом я стала почитывать учебники по стихосложению – прямо в интернете, и с удивлением находить в своих стихах массу недоработок. Удалила почти 200 своих стихов со страницы, начала писать новые и публиковать старые, но уже значительно переделанные. Поняла, что теперь стихи «заиграли», приобрели новую жизнь.

Никакого такого Фонда ВСМ я вплоть до самой осени 2010 года не знала – никто меня на конкурсы начинающих поэтов не звал, и ни в каких вообще конкурсах сайта я тогда не участвовала, все это проходило мимо меня.

- А как же ты тогда познакомилась с руководством Фонда, как стала Председателем Конкурсного Жюри?

- Скорее Фонд познакомился со мной! ))) Сперва я написала и опубликовала на своей авторской странице «Инструкцию по эксплуатации Стихи.Ру для Чайников», где с шуточками и прибауточками описала свой собственный опыт пребывания на сайте. Сборник этот, по мере накопления нового опыта, все время прирастал новыми главами – его читали! Думаю, что именно на него обратил внимание Виктор Бейко – один из прежних активистов Фонда ВСМ. Он написал мне письмо с предложением стать одним из Председателей Конкурсных жюри Фонда, обещал всему научить, убедил, что ему нужна помощь.

«Нужна помощь» - это тот самый крючок, на который я всегда ловлюсь, – я согласилась. Вот с тех пор и работаю в Фонде – под руководством нашего Великого Странника Григория Тер-Азаряна, и неутомимой труженицы Иланы Арад. Вот уже 42-ой конкурс самостоятельно провожу и ещё планирую – мне эта работа нравится: чувствую себя в ней нужной другим и очень много полезного приобретаю для себя в плане творчества. Стихи мои благодаря судейской работе стали лучше: я научилась видеть в них слабые места, стараюсь не публиковать не проверенный временем «новодел».
 
- С каким стихотворением ты  стала Лауреатом Фонда? Какое твое  стихотворение впервые заняло первое место?

- Занимаясь судейством, я со временем стала и сама участвовать в Конкурсах Фонда. Впервые стала Лауреатом, кажется, в 2010 г, а потом в самых разных Конкурсах Фонда умудрилась войти в первую пятерку мест ещё 28 раз, из них пять раз стала Победителем Конкурса. Каждый раз победа оказывалась  для меня неожиданной: те стихи,  на которые я возлагала свои надежды, в призеры почему-то не проходили, а те, от которых ничего не ждала, вдруг занимали высокие места.
 
Для меня участие в Конкурсах не самоцель, а единственная возможность проверить качество своих стихов. Количество хвалебных отзывов не говорит ни о чём, кроме, как о количестве друзей на сайте. Номинация произведения в анонимном конкурсе с большим количеством участников – вот это уже более или менее объективно! Даже не победа важна, а именно номинация – знак того, что мое стихотворение отобрали в десятку лучших несколько настоящих поэтов, никаким образом не заинтересованных, ни в моем успехе, ни в моем поражении.
 
- Участвовала ли ты в Конкурсах на других площадках сайта?

- Было дело: раза четыре или пять участвовала. Но ни одна площадка не пока вызвала доверия: конкурсы платные, голосовать заставляют самих участников – в открытую, а у тех, кто оценивает – мало профессионализма, владения техникой исполнения, нет понимания поэзии, хорошего вкуса на стихи, собственного умения. Конкурсы Фонда на порядок выше – и по профессионализму судей, и по организации, и по объективности оценок. Я говорю это вовсе не потому, что там работаю – это действительно так! Недостатки у нас есть, конечно: кто не работает, тот промахов не имеет, но их – несравнимо меньше, чем на других площадках. И главное – интеллигентность, профессионализм и культура руководителей  Фонда, доброжелательная атмосфера и прочные традиции, сложившиеся за 8 лет существования данного творческого объединения.

- Ну и, наконец, о Ликбезе – как и когда он появился в твоей жизни?
 
Страничка «Творческая Мастерская Ликбез» - это подарок мне от Великого Странника. Заброшенную Фондовскую страничку под названием «Союз молодых Поэтов» передал мне Григорий для публикации на ней своих статей по стихосложению – в продолжение моих Чайников. Идея мне очень понравилась, и 10 марта 2011 года страничка возродилась с нуля под новым именем «Ликбез для Начинающих». Позже она снова поменяла имя и стала «Творческой Мастерской Ликбез», поскольку её начали посещать уже не только начинающие, но и мастера, а еще – участники специальных Конкурсов, организованных для читателей Ликбеза и любителей теории стихосложения.
 
Кому-то эта Мастерская нужна и полезна, а кто-то обходит её стороной. Все по-своему правы. Далеко не все авторы пришли на сайт, чтобы учиться мастерству, делиться опытом, практиковаться в стихосложении. Те, кому это важно, являются постоянными читателями Ликбеза. И я очень рада, что всё больше авторов включили Ликбез в список своих Избранных. Это значит, я не зря трачу свое личное время на «разборы полётов» прошедших конкурсов, на подборки статей по стихосложению с примерами стихов участников конкурсов. Мне эта работа тоже очень нравится. А то, что делается с удовольствием, рано или поздно должно принести добрые плоды. Я в это очень верю.